Данная статья посвящена оценке результативности действующих инструментов профессионального развития государственных гражданских служащих в Москве. Проанализированы проблемы и тенденции профессионального развития государственных служащих.
Ключевые слова: государственные служащие, профессиональное развитие, персонал.
This article is devoted to the evaluation of the effectiveness of the existing tools of professional development of civil servants in Moscow. The problems and trends of professional development of civil servants are analyzed.
Key words: civil servants, professional development, personnel.
Проблема повышения квалификации государственных служащих считается одной из основной проблемы системы государственной службы и кадровой деятельности.
В условиях, в которых система государственного управления в России находится в корне реформированные требования профессионального развития и подготовки государственных служащих крайне важны.
Чтобы эффективным образом осуществлять управление изменениями в разных сферах общественно-политической жизни, госслужащие обязаны обладать специальным уровнем профессиональной, деловой и этической подготовленности.
Недостаточный уровень профессиональной и компетентной подготовки должностных лиц современного государственного аппарата признан на официальном уровне.
Практика государственного управления доказывает это.
Несмотря на это, очень многим сотрудникам по-прежнему не хватает опыта государственной службы и необходимых знаний и навыков.
Они часто не имеют юридической, социальной и экономической подготовки, необходимой для эффективной официальной работы.
В федеральном законе № 79 от 27 июня 2004 г. (с изменениями от 25 декабря 2008 г.), регулирующем правовые основы российской государственной службы, принцип компетентности и профессионализма определен как один из основных принципов организации и функционирования государственной службы [1].
Основное место в системе профобразования российских чиновников отводится
Российской академии госслужбы при Президенте РФ, Академии народного хозяйства при
Правительстве РФ, а также Финансовому университету при Правительстве РФ.
Также, профессиональная переподготовка и повышение квалификации государственных гражданских служащих регулируются президентскими указами и постановлениями правительства, основными из которых приходятся:
Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы» [2];
Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации» [3].
Образовательные организации, реализующие программы дополнительного профессионального образования для государственных служащих, самостоятельно устанавливают, что они также содержат технологии для занятий.
Деятельность по повышению квалификации государственных служащих осуществляется с отрывом от государственной службы или без нее.
Условия профессионального развития государственного служащего, участвующего в мероприятиях по повышению квалификации, обеспечивают:
а) глава государственного органа, лицо, занимающее государственную службу Российской Федерации или государственную службу субъекта Российской Федерации, или представитель такого руководителя или лиц осуществление полномочий арендатора от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя);
б) организация, осуществляющая образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная организация);
в) государственное учреждение, организация, которая участвует в реализации мероприятий по профессиональному развитию работника.
Профессиональное развитие государственных служащих включает в себя:
а) дополнительное профессиональное образование;
б) семинары, тренинги, мастер-классы, другие мероприятия, предназначенные, прежде всего, для ускоренного приобретения новых знаний и навыков государственными служащими;
в) конференции, круглые столы, официальные стажировки, другие мероприятия по изучению лучших практик, технологий государственного управления, обмена опытом;
г) самостоятельное изучение учебных материалов государственными служащими, чьи предметы соответствуют направлению их внештатной работы и которые хранятся в едином специализированном информационном источнике для профессионального развития государственных служащих, который создан на основе государственной информационной системы в сфере государственной службы (далее: единый специализированный источник информации), а также в других информационных системах;
д) образовательные курсы, доступ к которым предоставляется удаленным должностным лицам, в том числе с использованием единого специализированного информационного ресурса и других информационных систем.
Дополнительная профессиональная подготовка государственных служащих осуществляется путем реализации образовательными учреждениями дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки) в порядке и формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области образования.
Продолжительность обучения по программе повышения квалификации государственных служащих составляет не менее 16 часов, а по программе профессиональной переподготовки — не менее 500 часов.
Официальные лица, успешно прошедшие дополнительную профессиональную программу и сдавшие выпускной экзамен, получают свидетельство об обучении или диплом о профессиональной переподготовке.
Дополнительное профессиональное образование чиновников осуществляется:
а) по государственному контракту о мерах по повышению квалификации государственных служащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о системе договоров о закупках товаров, работ, услуг для удовлетворения государственных и муниципальных нужд (далее — законодательство о системе контрактов на закупку).
б) в соответствии с государственным контрактом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или нормативно-правовыми актами, регулирующими субъект Российской Федерации;
в) за счет государственных органов, в которых государственные должностные лица выполняют обязанности государственной службы Российской Федерации в образовательных учреждениях, как это определено в положениях закона о системе договоров в сфере государственных закупок;
г) на основании государственного образовательного сертификата о дополнительном профессиональном образовании (далее — образовательный сертификат) [3].
Чиновник может пройти стажировку. Стажировка — это обмен опытом, целью которого является изучение передового опыта в соответствующей области профессиональной деятельности для профессионального роста должностного лица (далее — стажировка).
Официальные лица могут проходить стажировку индивидуально, а также совместно с другими должностными лицами в группах, не превышающих 20 человек.
Период, в течение которого должностные лица должны проходить официальную стажировку, должен составлять не менее 5 дней и более 6 месяцев [4].
Должностное лицо, прошедшее стажировку, по рекомендации представителя работодателя или непосредственного руководителя, может участвовать в мероприятиях по повышению квалификации с целью передачи знаний и навыков, организованных кадровой службой, должностным лицам учреждения. Государство, в котором указанное государственное должностное лицо заменяет должность государственной службы.
В современных условиях возрастают требования со стороны государственных чиновников, которым необходимо мыслить современно и принимать эффективные управленческие решения. Чтобы решать проблемы и быть конкурентоспособными, работники, в свою очередь, должны постоянно поддерживать необходимый профессиональный уровень, поэтому дальнейшее профессиональное обучение должно быть непрерывным и систематическим.
Поэтому одной из приоритетных задач управляющего субъекта является формирование потребностей государственных служащих в области постоянного профессионального развития и обновления знаний.
Согласно социологическому опросу 55,6 % респондентов заявили, что потребность в новых знаниях была мотивом, побуждающим государственных служащих пройти дополнительное обучение; 45,0 % считают, что обучение позволяет работать более эффективно, рационально и качественно; 17,9 % рассматривают обучение как возможность перейти на более интересную работу; 23,1 % считают, что обучение — это способ перейти на более высокооплачиваемую работу; 23,9 % считают, что обучение помогает им перейти на более высокую позицию. Это является подтверждением того, что дополнительное профессиональное обучение рассматривается государственными служащими как возможность изменить свой профессиональный и официальный статус.
Наконец, следует отметить, что уникальность государственных функций в зависимости от уровня и типа принимаемых решений и выполняемых функций определяет различные методы профессионального развития. В этом контексте меры по повышению квалификации государственных служащих должны осуществляться с учетом особенностей выполняемых функций и уровня замещаемой должности, а также необходимости приобретения специализированных знаний и навыков в этой области деятельности, развивать профессиональные навыки и использовать личные лучшие практики.
Литература:
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (последняя редакция)
- Указ Президента РФ от 24.06.2019 N 288 «Об основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2019–2021 годы»;
- Указ Президента РФ от 21.02.2019 N 68 «О профессиональном развитии государственных гражданских служащих Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 18.05.2019 N 618 «Об утверждении Положения о прохождении служебной стажировки государственными гражданскими служащими Российской Федерации»