Физкультура для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 22.12.2019

Статья просмотрена: 4709 раз

Библиографическое описание:

Пурыгина, М. Г. Физкультура для лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата / М. Г. Пурыгина, Г. М. Бойко, М. П. Буянова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 479-480. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65525/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: физическая культура, опорно-двигательный аппарат, упражнения.

Нарушение опорно-двигательного аппарата — одна из ведущих проблем современного мира. Большинство людей, в особенности детей и подростков, страдают сколиозом — искривлением позвоночника, нарушением осанки, а также плоскостопием. Наряду с этим имеются и другие заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом такие как: артрит, артроз, остеохондроз, миозит, радикулит и другое.

Одна из главных причин заболевания опорно-двигательного аппарата — недостаток двигательной активности. Это происходит из-за замены ручного труда на механизированный. Развитие технологий, появление бытовой техники, транспорта очень облегчают жить человеку, соответственно, активность среди населения сократилась. Заболевания опорно-двигательного аппарата способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма.

У пожилых людей это появляется с возрастом из-за возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата. Из-за этого нарушается координация движений, ослабляется тонус мышц, появляется скованность. Отсутствие двигательной активности мышц приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потери в их прочности.

Необходимо заниматься физической культурой в течение дня, иначе при отсутствии физических упражнений происходит разрыхление суставного хряща и изменение поверхности сочленяющихся костей, что приводит к появлению болей.

Функция суставов — движение. Постоянные занятия спортом и физическими упражнениями благоприятно влияют на суставы. Повышается эластичность их связок, увеличивается гибкость.

Лечебная физкультура (ЛФК) — форма борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. ЛФК применяют в форме лечебной гимнастики, ходьбы, игр и многого другого.

Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика. Упражнения такой гимнастики делят на:

– гимнастика для костно-мышечной системы;

– гимнастика дыхательной системы.

Гимнастика для костно-мышечной системы подразделяются по анатомическому принципу: для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного: активные и пассивные.

Активные упражнения — упражнения, которые выполняет больной самостоятельно.

Пассивные упражнения — упражнения, которые выполняет больной при помощи здоровой конечности или с помощью тренера ЛФК.

Упражнения для мышц рук и плечевого пояса могут выполняться из разнообразных исходных положений, например, стоя, присев, лёжа и так далее. Движения вверх, в стороны, назад и вперёд выполняются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса широко используются в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).

Упражнения для мышц шеи: наклоны головы вперёд, назад, в стороны, круговые вращения головой.

Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это, например, движения прямыми и согнутыми ногами, а также выпады вперёд, в стороны, назад, можно подниматься на носки, также приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте и другое.

Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. В основном выполняют наклоны и повороты туловища в различных направлениях. Делаются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и другое. После упражнений следует упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус, например, поднимание рук, расслабленное их опускание, широкие движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками и другое.

Некоторые упражнения, которые следует выполнять при заболевании опорно-двигательного аппарата:

  1. лечь на спину, взявшись руками за край кровати, начать выполнять упражнение «велосипед» (30–40 раз);
  2. стать лицом к кровати с опорой руками:

– поочередное поднимание ног вперед, сгибая их в коленном суставе (8–10 раз),

– полуприсед (8–10 раз);

  1. сесть на стул, положить руки на шею, отвести локти максимально назад, немного подержать и вернуться в исходное положение, опустив руки вниз. Повторить упражнение несколько раз.

ЛФК способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и имеет высокую эффективность на ранних стадиях заболевания.

Литература:

  1. Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология, — М.: Медицина, 1975.
  2. Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. — М.
  3. Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. — М.
  4. Физкультура и спорт, 1994.
  5. Физкультура и спорт, 1996. — № 2.
  6. Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.
Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательный аппарат, упражнение, исходное положение, костно-мышечная система, лечебная гимнастика, плечевой пояс, рука, физическая культура.


Похожие статьи

Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигат...

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания

В данной статье рассмотрены вопросы специфики проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Виды оздоровительных физических упражнений и их влияние на здоровье

В данной статье рассматривается влияние оздоровительных физических упражнений на здоровье человека. Выделим виды оздоровительных упражнений.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза

Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Похожие статьи

Программа дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата»

В данной статье рассматривается структура и содержание образовательной программы дополнительного образования «Спортивные танцы на колясках», имеющую спортивно-техническую направленность и предназначенную для обучения детей с нарушениями опорно-двигат...

Формы организации работы по физической культуре и спорту

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма, результаты исследования програ...

Физическая реабилитация женщин старше 40 лет с нарушениями опорно-двигательного аппарата средствами оздоровительной гимнастики ушу

В статье рассматриваются основные факторы заболеваний опорно-двигательного аппарата женщин старше 40 лет, особенности влияния оздоровительной гимнастики ушу на состояние опорно-двигательного аппарата женского организма. Предполагается, что программа ...

Особенности проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими сердечно-сосудистые заболевания

В данной статье рассмотрены вопросы специфики проведения занятий по физической культуре со студентами, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Виды оздоровительных физических упражнений и их влияние на здоровье

В данной статье рассматривается влияние оздоровительных физических упражнений на здоровье человека. Выделим виды оздоровительных упражнений.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол-гимнастики

Статья посвящена вопросам коррекции вторичных нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с умственной отсталостью средствами фитбол- гимнастики. Выполнение упражнений на мячах обеспечивает совместную работу двигательного, вестибулярного, зритель...

Проведение занятий по легкой атлетике в условиях вуза

Данная статья о коррекции методики подготовки студентов, занимающихся легкой атлетикой, а в частности бегом на длинные дистанции.

Методические особенности проведения уроков физической культуры в 1–3 классах школы

Задать вопрос