Ключевые слова: физическая культура, опорно-двигательный аппарат, упражнения.
Нарушение опорно-двигательного аппарата — одна из ведущих проблем современного мира. Большинство людей, в особенности детей и подростков, страдают сколиозом — искривлением позвоночника, нарушением осанки, а также плоскостопием. Наряду с этим имеются и другие заболевания, связанные с опорно-двигательным аппаратом такие как: артрит, артроз, остеохондроз, миозит, радикулит и другое.
Одна из главных причин заболевания опорно-двигательного аппарата — недостаток двигательной активности. Это происходит из-за замены ручного труда на механизированный. Развитие технологий, появление бытовой техники, транспорта очень облегчают жить человеку, соответственно, активность среди населения сократилась. Заболевания опорно-двигательного аппарата способствует появлению избыточного веса тела, развитию ожирения, неблагоприятно сказывается на состоянии всех органов и систем организма.
У пожилых людей это появляется с возрастом из-за возрастных изменений нервных структур и опорно-двигательного аппарата. Из-за этого нарушается координация движений, ослабляется тонус мышц, появляется скованность. Отсутствие двигательной активности мышц приводит к нарушению обмена веществ в костной ткани и потери в их прочности.
Необходимо заниматься физической культурой в течение дня, иначе при отсутствии физических упражнений происходит разрыхление суставного хряща и изменение поверхности сочленяющихся костей, что приводит к появлению болей.
Функция суставов — движение. Постоянные занятия спортом и физическими упражнениями благоприятно влияют на суставы. Повышается эластичность их связок, увеличивается гибкость.
Лечебная физкультура (ЛФК) — форма борьбы с заболеваниями опорно-двигательного аппарата. ЛФК применяют в форме лечебной гимнастики, ходьбы, игр и многого другого.
Основная форма ЛФК — лечебная гимнастика. Упражнения такой гимнастики делят на:
– гимнастика для костно-мышечной системы;
– гимнастика дыхательной системы.
Гимнастика для костно-мышечной системы подразделяются по анатомическому принципу: для мелких, средних и крупных мышечных групп; по степени активности больного: активные и пассивные.
Активные упражнения — упражнения, которые выполняет больной самостоятельно.
Пассивные упражнения — упражнения, которые выполняет больной при помощи здоровой конечности или с помощью тренера ЛФК.
Упражнения для мышц рук и плечевого пояса могут выполняться из разнообразных исходных положений, например, стоя, присев, лёжа и так далее. Движения вверх, в стороны, назад и вперёд выполняются как прямыми руками, так и согнутыми в локтевых суставах. Упражнения для рук и плечевого пояса широко используются в сочетании с упражнениями для других мышечных групп (ног и туловища и т. д.).
Упражнения для мышц шеи: наклоны головы вперёд, назад, в стороны, круговые вращения головой.
Упражнения для мышц ног должны подбираться с учётом всех мышечных групп, выполняющих сгибание и разгибание ног в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах, а также отведения и приведения бёдрами. Это, например, движения прямыми и согнутыми ногами, а также выпады вперёд, в стороны, назад, можно подниматься на носки, также приседания на двух и одной ноге с опорой и без опоры руками, прыжки на месте и другое.
Упражнения для мышц туловища способствуют развитию подвижности в позвоночнике. В основном выполняют наклоны и повороты туловища в различных направлениях. Делаются они из исходного положения стоя, сидя, лёжа на животе и спине, стоя на коленях и другое. После упражнений следует упражнение на расслабление, нормализующее мышечный тонус, например, поднимание рук, расслабленное их опускание, широкие движения туловищем без напряжения, наклоны вперёд с опущенными руками и другое.
Некоторые упражнения, которые следует выполнять при заболевании опорно-двигательного аппарата:
- лечь на спину, взявшись руками за край кровати, начать выполнять упражнение «велосипед» (30–40 раз);
- стать лицом к кровати с опорой руками:
– поочередное поднимание ног вперед, сгибая их в коленном суставе (8–10 раз),
– полуприсед (8–10 раз);
- сесть на стул, положить руки на шею, отвести локти максимально назад, немного подержать и вернуться в исходное положение, опустив руки вниз. Повторить упражнение несколько раз.
ЛФК способствует профилактике заболеваний опорно-двигательного аппарата и имеет высокую эффективность на ранних стадиях заболевания.
Литература:
- Воробьева Е. А., Губарь А. В., Сафьянникова Е. Б. Анатомия и физиология, — М.: Медицина, 1975.
- Лях В. И. Двигательные способности // Физическая культура в школе. — М.
- Физическое воспитание учащихся I-XI классов с направленным развитием двигательных способностей // Физическая культура в школе. — М.
- Физкультура и спорт, 1994.
- Физкультура и спорт, 1996. — № 2.
- Журнал “Здоровье” № 6 1986 г.