Применение бенч-маркинга необходимо для формирования эффективной стратегии развития, как отдельных организаций, региона, так и страны в целом. Бенч-маркинг позволяет выявить лидеров по основополагающим критериям, непосредственно влияющим на функционирование инновационной системы в регионе.
Ключевые слова: инновации, бенч-маркинг, Санкт-Петербург, региональные инновационные стратегии развития.
Бенч-маркинг — это выявление эталонных индикаторов среди ряда анализируемых объектов, и внедрения лучших практик для совершенствования системы объекта для которого проводилось исследование.
Первым этапом становится сбор и сравнение статистических данных основных лидеров регионов по основным показателям, характеризующим инновационную активность региона.
Второй этап, выявление основных индикаторов, характеризующих отсталость и превосходство анализируемого объекта от объектов бенч-марков.
Проанализировав статистические данные инновационной активности организаций Санкт-Петербурге, на основе данных федеральной службы государственной статистики [], краткий отчет об анализируемых данных и выявленных бенч-марков представлен в таблице 1.
Таблица 1
Выявление бенч-марков для анализа инновационной активности организаций вСанкт-Петербурге
№врейтинге по 2018г. |
Регион |
2018 |
||
Количество персонала занятого НИОКР, чел. |
||||
1 |
г. Москва |
224517 |
||
3 |
г. Санкт-Петербург |
77051 |
||
Разработанные передовые технологии, шт. |
||||
1 |
г. Москва |
164 |
||
2 |
г. Санкт-Петербург |
130 |
||
Доля затрат на НИОКР, в% кваловому региональному продукту (ВРП) |
||||
1 |
Нижегородская область |
6,05 |
||
3 |
Г. Санкт-Петербург |
3,12 |
||
Доля инновационных организаций в общем объеме, % |
||||
1 |
Республика Татарстан |
22,2 |
||
2 |
г. Санкт-Петербург |
16,1 |
||
Объем инновационной продукции (млн. руб.) |
||||
1 |
Республика Татарстан |
435 557,70 |
||
3 |
г. Санкт-Петербург |
303 112,40 |
||
1 |
Республика Татарстан |
19,6 |
||
4 |
г. Санкт-Петербург |
9,1 |
||
Доля инновационных товаров, работ, услуг вобщем объеме,% |
||||
1 |
Республика Татарстан |
20,5 |
||
5 |
г. Санкт-Петербург |
7,9 |
||
Доля продукции высокотехнологичных инаукоемких отраслей,% |
||||
1 |
Калужская область |
34,4 |
||
3 |
г. Санкт-Петербург |
29,8 |
||
На основании анализа инновационной активности организаций на территории Российской Федерации, можно выявить ряд проблем, препятствующих эффективному функционированию региональной инновационной системы основные из которых:
– Недостаточно эффективная политика в сфере инновационной деятельности на региональном уровне.
– Недостаточно эффективное взаимодействие между элементами инновационной инфраструктуры.
– Основная проблема, с которой сталкиваются инновационно-активные организации Санкт-Петербурга, — обеспечить устойчивый спрос на инновационную продукцию.
В таблице 1 представлена более подробная лепестковая диаграмма сравнения Санкт-Петербурга с регионом лидером-бенчмарком, по 7 анализируемым критериям инновационной активности организаций в регионе.
Проблемной точкой является обеспечение инновационной деятельности достаточным объемом финансирования, а именно процесс поиска и получения финансирования.
Основными факторами, способствующими повышению инновационной активности Санкт-Петербурга, являются:
– борьба за лидерство в сфере научных исследований, повышение конкуренции;
– повышение эффективности сотрудничества между промышленными, образовательными и научными центрами по разработке, передаче и коммерциализации инноваций;
– участие инновационных организаций Санкт-Петербурга в международной кооперации для совместного развития, передачи опыта и открытия новых рынков, доступа к передовым технологиям, повышение квалификации кадров, и доступ ресурсам;
– привлечение инвесторов;
– расширение участия Санкт-Петербурга в реализации Национальной технологической инициативы;
– создание конкурентоспособной инновационной экосистемы, включая развитие инновационной инфраструктуры в регионе.
Территориальная расположенность Санкт-Петербурга имеет основную роль не только в экономическом благосостоянии региона, но в становление его на пут инновационного развития, так как очень важна кооперация участников инновационной деятельности и обеспеченность участников необходимыми материальными ресурсами, информационными ресурсами и др. К примеру, инновационные кластеры экономики Санкт-Петербурга обладают значительным потенциалом развития, а главная ставка в развитии региона сделана на объединенный кластер «инноград науки и технологий».
Среди проблем, решаемых на основе бенч-маркинга — переход на инновационную стратегии развития России, а также создание национальной, региональных и локальных инновационных систем промышленной политики, корпоративного развития конкурентоспособных организаций.
Литература:
- Гераськина, И. Н. Формирование инновационной активности предприятий региона на принципах синергетического бенчмаркинга / И. Н. Гераськина // Региональная экономика: теория и практика. — № 14 (293). — С. 16–22.
- Ассоциации инновационных регион за 2018 год [Электронный ресурс]- URL: http://i-regions.org/images/files/airr18.pdf (10.02.19)
- Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс]- URL: http://ac.gov.ru/files/attachment/4843.pdf (27.12.18)
- Федеральная служба государственной статистики. http://www.gks.ru/free_doc/ new_site/business/it/ (31.08.19)