В статье рассмотрены проблемы обучения младших школьников построению предложения как единицы речи на уроках русского языка и методика работы по преодолению этих трудностей.
Ключевые слова: начальная школа, русский язык, развитие речи, предложение как единица речи.
Развитие коммуникативных навыков у обучающихся коренным образом связано с развитием речи, что, в свою очередь, способствует в целом становлению ребёнка как личности. Вся система обучения русскому языку в школе, особенно в начальном её звене, построена таким образом, чтобы сформировать у детей умения грамотно выражать свои мысли посредством различных языковых средств. Важнейшее место среди всех коммуникативных единиц занимает предложение.
Младшие школьники часто в силу своих возрастных и психологических особенностей не могут построить достаточно грамотный текст, состоящий из связанных контекстом предложений. Предложения в своей речи они строят неправильно, изолированно от остальной логики текста, не могут правильно размещать слова в предложении. Всё это вызывает настоятельную потребность обучать младших школьников связной речи посредством построения предложений с учётом всех его морфологических признаков. Недостаточность разработки методики обучения младших школьников построению предложения, основываясь не на морфологическую концепцию, а как единицу речи, а также потребность современной школы в улучшении эффективности работы учителей над умением младших школьников грамотно строить свою разговорную речь, определяет актуальность данной темы для исследования.
В современной лингвистике представлено несколько классических взглядов на понятие предложения. Это означает, что до сих пор ученые, изучающие предложение, не достигли согласия в данном вопросе.
В целом, однозначно определить сущность понятия предложения, трудно. Предложение как единица речи — многозначное, сложное понятие и различные ученые выделяют в нем несколько основных черт. Наиболее распространены две трактовки предложения: одна из них затрагивает психологическую и коммуникационную сторону, другая — грамматическую. Нельзя назвать какую-либо из этих трактовок неправильной, но также нельзя обозначить единственно верную.
Методике работы над предложением как речевой единицы уделяли внимание такие лингвисты, как Г. И. Банщикова, Н. И. Василькова, М. В. Всеволодова, Ф. Данеш, Г. А. Золотова, С. А. Климова, И. И. Ковтунова, К. Г. Крушельницкая, О. А. Крылова, Л. Д. Мали, О. И. Москальская, Л. Д. Санина О. Б. Сиротинина, Н. К. Онипенко, М. Ю. Сидорова и др.
К периоду начала обучения в школе ребёнок достаточно успешно овладевает устной речью. При этом он совершенно ещё не мотивирован овладеть и письменной речью. Ему достаточно сложно правильно письменно составить предложение, а тем более целый текст. Опираться при этом он может только на своё природное языковое чутьё, так как не обладает достаточными для этого навыками. Задача педагога обучить ученика младших классов грамотно строить как предложение, так и весь текст, закрепить полученные умения на осознанный уровень. Для этого необходимо объяснить, каковы закономерности взаимодействия слов между собой внутри предложения, как данное предложение грамотно поместить внутрь текста не нарушив при этом коммуникационной логики всего текста в целом. Обучающийся должен понять, за счёт чего осуществляется связь предложений внутри текста, что позволяет сохранять основную мысль в нём. Таким образом, чтобы обучающийся в процессе обучения перешёл от интуитивного владения речью к осознанному использованию различных средств языка, в том числе предложения, его необходимо научить различать между собой средства языка, соотносить их с речевой деятельностью.
На первом этапе обучения младших школьников системе построения предложения необходимо совместно с ними анализировать тексты различных авторов, для того, чтобы они научились выделять из текста предложения и уяснять роль конкретного предложения в контексте всего отрывка. Возможно использовать задания, требующие дополнить пропущенные слова в предложении.
Следующим этапом обучения может стать сравнительный анализ различных отрывков из текста, в которых использованы полные и неполные предложения. При этом младшие школьники определяют, как изменился текст с появлением в нём дополнительных слов. Изменилась ли экспрессия, выразительность, динамичность текста, остался ли прежним или изменился смысл отрывка. Можно предложить следующий вид заданий: дополнить авторский текст своими словами и сделать выводы о том, в лучшую или худшую сторону изменился текст и почему.
Третьим этапом работы может стать редакторская работа с текстами, имеющими различные речевые и структурные ошибки. Обучающиеся, исправляя текст, тем самым научатся не допускать подобные речевые ошибки в собственной речи.
Обучение русскому языку в современной школе предполагает, в первую очередь, компетентностный подход, формирующий личность обучающегося. Этому способствует и комплексный подход в процессе обучения связной речи. В связи с этим были рассмотрено, как современные учебные пособия, используемые в начальной школе, выстраивают систему обучения предложению, на что в них акцентируется внимание обучающихся.
Для анализа нами были взяты несколько учебников по русскому языку для вторых классов общеобразовательных школ, вошедших в перечень учебников, рекомендованных Министерством образования как соответствующие ФГОС. [4, 5, 7, 9, 10]
После проведённого анализа был сделан следующий вывод: система обучения предложению в большинстве учебников выстроена таким образом, что в большей степени обращается внимание на морфологические признаки предложения. В меньшей мере предложение рассматривается, как единица речи, лишь отдельные упражнения способствуют обучению построению предложения из отдельных элементов и интонированию при произношении. Таким образом, для учителей начальных классов несомненную пользу представляет опыт проделанной в дальнейшем исследовательской работы.
Экспериментальная часть работы проводилась на базе 2 «А» класса МБОУ «СШ № 25» города Смоленска в течение одного учебного года.
Процесс обучения в данном классе строится на основе принципов развивающей системы Л. В. Занкова, главная составляющая которой — единство трёх составляющих: дидактики, методики обучения и практики работы. При этом целью обучения является — оптимальное развитие каждого ребёнка в классе по всем общеобразовательным предметам и русскому языку в частности. Данная система, в которой упор делается на создание у ребёнка представлений о целостной картине окружающего мира, как нельзя лучше подходит для обучения младших школьников построению предложения как единицы речи.
Цель всей опытно-педагогической работы при обучении второклассников построению предложения как единицы речи состоял в том, чтобы в процессе обучения второклассники научились успешно решать различные коммуникативные задачи. Для достижения этой цели использовались социокультурные и познавательно-исследовательские мотивации учебной деятельности.
На констатирующем этапе эксперимента проводилась комплексная проверочная работа по русскому языку. Цель данной работы состояла в определении уровня сформированности метапредметных результатов у обучающихся второго класса по итогам освоения программы по предмету «Русский язык» за I полугодие второго класса начальной школы. Основной задачей данной комплексной работы было — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков построения предложения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Проверочная работа состояла из двух частей: основной и дополнительной. В основной части работы шесть заданий. Они были направлены на оценку сформированности таких способов действий и понятий, которые послужат опорой в дальнейшем обучении построению предложения как единицы речи. В работу входили задания по работе, как с текстами, так и с отдельными предложениями.
Результаты позволили сделать следующие выводы:
1) При проведении тестирования на выявление умений и навыков работы с предложением и текстом удалось установить, что в целом с базовой частью заданий справились все обучающиеся экспериментального класса. С заданиями повышенной трудности справились не все обучающиеся.
2) Уровень успешности при выполнении различных заданий оказался ниже среднего показателя, что определило необходимость разработки и проведения целой системы заданий и упражнений, направленных на формирование у второклассников умений создания предложения как единицы речи.
Исходя из результатов этого тестирования, нами была разработана система упражнений для второклассников, направленных на формирования навыков создания предложения как единицы речи. В процессе работы выстроилась следующая классификация видов упражнений:
1) Рецептивные; 2) Репродуктивные; 3) Продуктивные (конструктивные и творческие).
При отборе текстов для заданий учитывались следующие требования:
– В тексте должна прослеживаться коммуникативная связь предложений между собой;
– Предложения должны соответствовать определённым типовым моделям;
– Предложения в тексте должны быть однородными по своему строению;
– Все предложения в тексте должны принадлежать одному регистру речи.
Рассмотрим более подробно систему упражнений, использованную в практической работе по формированию у второклассников навыков построения предложения как единицы речи.
I тип упражнений — «Лингвистический эксперимент» (Л. В. Щерба, А. М. Пешковский)
Обучающимся предлагается два вида заданий:
1) Положительный лингвистический эксперимент. Наблюдая за тем, как организован авторский текст, по каким правилам построены предложения в тексте, второклассник должен по образцу составить свой небольшой текст из разрозненных предложений.
2) Отрицательный лингвистический эксперимент. Обучающемуся после наблюдения над авторским текстом предлагается отыскать предложение, в котором преднамеренно нарушен порядок слов в предложении, и определить, что эта ошибка влечёт за собой отклонения в контексте.
II тип упражнений — коммуникативная преемственность предложений. Обучающимся предлагается отыскать в конце первого предложения те слова, которые соотносятся со словами в следующем предложении.
III тип упражнений — работа с встроенными предложениями, как элементами текстов. Обучающемуся предлагается предложение, которое необходимо поместить внутрь текста.
Таким образом, данная система упражнений развивала у обучающихся их познавательную деятельность и умения с практическими навыками по работе с предложениями как единицей речи в течение всего учебного года.
По завершении системы работы, направленной на формирование у обучающихся навыков создания предложения как единицы речи, было проведено проверочное тестирование по тестам двух уровней сложности: базовому и уровню повышенной сложности. Данное тестирование позволило определить то, насколько была успешной проделанная работа. Выводы, сделанные на основе тестирования таковы:
– Умения строить предложение как единицу речи у младших школьников наличествует на различных уровнях: рецептивном, репродуктивном и продуктивном.
– Понимание того, на основе каких закономерностей располагаются слова в предложении для создания коммуникативной связи между предложениями в тексте, у младших школьников происходит на интуитивном уровне.
– Степень овладения данными умениями, однако, остаются ещё на недостаточно высоком уровне, что не позволяет им самостоятельно успешно создавать весь текст из предложений, связанных между собой определённым порядком слов, обеспечивающим коммуникативную связь всех предложений в тексте.
– У обучающихся ещё недостаточно наработан опыт наблюдений за авторскими текстами, что не позволяет им успешно создавать свои предложения таким образом, чтобы они органично вписывались в контекст авторского текста.
Таким образом, при использовании данной системы упражнений на уроках русского языка в начальных классах, можно в значительной степени сформировать у обучающихся умения и навыки создания предложения как единицу речи. Также данная работа подготовит обучающихся в дальнейшем в среднем звене школы перейти от интуитивного уровня к теоретическому обобщению полученных знаний с использованием терминов и правил.
Литература:
- Баландина, Н. М. Как научить ребенка писать грамотно?/ Н. М. Баландина // Управление начальной школой. — 2016. — № 5. С.82 -94
- Буланова С. Ю. Методические подходы к изучению младшими школьниками видов простых и сложных предложений / С. Ю. Буланова // Вестник Северного Федерального университета. — 2010. — № 5. С. 98–103.
- Буланова, С. Ю. Методические подходы к изучению синтаксиса русского языка [Текст] / С. Ю. Буланова // Начальная школа. — 2015. — № 2. — С.27–30
- Бунеев Р. Н., Пронина О. В., Бунеева Е. В.: Русский язык. Учебник для 2-го класса общеобразовательных учреждений, — М.: Просвещение, 2017
- Канакина В. П. Корецкий В. Г. Русский язык 2 класс. — М.: Просвещение, 2017 Серия «Школа России»
- Костенко, Н. В. Авторская разработка разноуровневых заданий для проверки знаний по русскому языку [Текст] / Н. В. Костенко // Практические советы учителю. — 2016. — № 3. — С.13–16.
- Нечаева Н. В. Русский язык. Учебник для 2 класса. — Самара: Издательство «Учебная литература», 2016
- Марченко, С. А. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку [Текст] / С. А. Марченко // Начальная школа. — 2010. — № 12. — С.22–25.
- Рамзаева Т. Г. Русский язык. 2 класс: учебник. — М.: Дрофа, 2017
- Соловейчик М. С., Кузьменко Н. С. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений. — Смоленск: Ассоциация XXI век, 2017