В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств, формирующих социальный образ будущего. В этой связи нами проведено исследование особенностей формирования ценностных ориентаций студентов.
ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, студенты, ценностный подход, формирование ценностей.
В условиях современного развития российского общества происходят коренные изменения в образовательной парадигме: образовательным учреждением должны даваться не только профессиональные знания, умения и навыки, но и формироваться ряд профессионально значимых и социально необходимых личностных качеств или, иначе говоря, компетенций, формирующих социальный образ будущего специалиста. К данным аспектам можно отнести культуру системного мышления, культуру организационного поведения, коммуникативную культуру, навык работы в команде, толерантность, стремление самообразовываться и саморазвиваться, высокую профессиональную ответственность, наличие организаторских и лидерских качеств, устойчивость к постоянным переменам в социальных, психологических и экономических факторах, гибкое и креативное мышление, оптимальная манера поведения, способность представлять имеющиеся профессиональные и личностные качества, веление здорового образа жизни.
С подписанием Россией Болонского соглашения, и вхождением её в европейское образовательное пространство, был запущен процесс коренной перестройки отечественной системы образования. В свою очередь крайне важным стало в процессе интеграции сберечь его лучшие традиции, главной из которых является приоритет нравственности. О необходимости таких мер в периоды реформ говорили известные ученые и философы, такие как Н. А. Бердяев, А. Ф. Лосев, В. С. Соловьев, А. Г. Асмолов, Б. Г. Гершунский, В. А. Караковский, Б. Т. Лихачев, Н. Д. Никандров, З. И. Равкин.
Одной из актуальных проблем в России на сегодняшний день, является проблема нравственности [3, с. 52]. Социально-экономические преобразования, произошедшие в стране, привели к существенному падению нравственных устоев и смене ценностей и ценностных ориентаций, особенно в среде молодежи.
Ценности являются вершиной пирамиды ценностных ориентаций, тесно связанной с идеалами и жизненными устремлениями личности. Являясь в свою очередь одним из центральных аспектов личности, они выступают в качестве осознанного отношения индивида к происходящей действительности, и таким образом определяют мотивы его действий, оказывая значительное, всестороннее влияние на его бытие и представляя собой основу его мировосприятия.
Понятие «ценность» рассматривается разными науками: социологией, философией, политологией, аксиологией, биологией, психологией и др. В ценностях сконденсированы опыт и результаты познания прошлых поколений, воплощающие устремленность культуры в будущее. Являясь важнейшими элементами культуры, ценности придают ей единство и целостность [2, Клушина]. Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе — свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей.
Ценности, могут меняться на протяжении всей жизни человека, поэтому нельзя рассматривать их как нечто неизменное. Так С. Л. Рубинштейн писал о «ценности как о значимости для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять важнейшую ценностную функцию — функцию ориентира поведения» [7, с. 87–88].
Профессиональные ценности, в свою очередь, являются ориентирами опираясь на которые, личностью осваивается и исполняется её трудовая деятельность. Данные ценности характерны специфичным знаком, они имеют своего рода положительные и отрицательные черты, степени превосходства, восприятия и трансформации.
В данном параграфе мы считаем необходимым так же рассмотреть такое понятие, как «жизненная стратегия», которое тесно связано с ценностными ориентациями [4, с. 51]. Жизненные стратегии представляют собой динамичную систему, включающую жизненные цели, осмысление выбора, совершаемого в процессе формирования и реализации жизненных целей. Жизненные стратегии также понимаются как способ сознательного планирования и конструирования личностью собственной жизни путем поэтапного формирования ее будущего, зависящего от степени удовлетворения потребностей индивида, во многом обусловленных ценностными ориентациями личности. В свою очередь, по утверждению Б. Г. Ананьева, ценностные ориентации — это «направленность личности на те или иные ценности» [1, с. 112]. Отношение понятий «жизненная стратегия» и «ценностные ориентации» можно охарактеризовать как взаимообусловливание: ценностные ориентации оказывают воздействие на конструирование жизненной стратегии, так как «ценностное отношение формируется в процессе деятельности и реализуется через деятельность, человек может выбрать цель, сформировать стратегию будущего поведения, исходя из индивидуальной системы ценностей».
В то же время ценностные ориентации корректируются в процессе реализации жизненной стратегии, так как возникают на пересечении всевозможных социальных отношений. Особое значение в процессе формирования жизненной стратегии имеет период студенчества. Изучение ценностных ориентаций студенчества дает возможность выявить степень ее адаптации к новым социальным условиям и ее инновационный потенциал. От того, какой ценностный потенциал будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества.
Современный период жизни российского общества характеризуется, как правило, неустойчивой экономикой, появлением разных социальных слоев населения, несколько вольными взаимоотношениями между людьми, что в целом является особенностями рыночного переходного этапа. Именно в это время меняются и ценностные ориентиры молодежи, знание которых необходимо для организации и корректировки воспитательного и учебного процесса в вузе.
Отдельные авторы в своих публикациях отмечают постепенное формирование «рыночной личности», основной признак которой — примат потребления, накопления и производства материальных ценностей за счет выгодной продажи для себя (своих качеств, способностей, умений и знаний) на конъюнктурном рынке экономического и социального [5, с. 113–114]. Авторы отмечают, что духовно-нравственные аспекты личности становятся невостребованными, а основные гуманитарные ценности, такие как семья, счастье, любовь, ответственность, патриотизм и др., — размытыми.
Жизненные ценности студентов, осмысление их природы и пути влияния на их формирование — это одна из актуальных проблем современной психологической науки, которая рассматривается с учетом своеобразия личностного развития, а также профессионального становления будущих специалистов [6, с. 39]. Студенческий коллектив характеризуется общественно значимой целью деятельности, организованностью, сплоченностью, относительной устойчивостью, продолжительностью существования, профессиональными ценностными ориентациями. Хорошая морально-психологическая атмосфера в студенческом коллективе способствует взаимопониманию и взаимовлиянию, взаимной требовательности, соревнованию, достижению успехов в учебе.
Определяя соотношение «ценности» и «ценностной ориентации», мы руководствовались положением Ананьева Б. Г.: «Направленность личности на те или иные ценности составляет ее ценностные ориентации» [1, с. 185]. Ценности, будучи основным структурным компонентом личности, являются содержательной основой ценностных ориентаций, проявляющихся в утверждении смысложизненной позиции и выборе поступка. В этом контексте опыт ценностно-смыслового согласованного взаимодействия обеспечивает взаимообусловленную позитивную качественную динамику как в развитии ценностных ориентаций личности студента, так и развитии ценностно-ориентационного единства учебной группы [3, с. 45]. Ценностные ориентации, выполняя прогностическую и проектировочную функции, позволяют построить в сознании идеальную модель будущей деятельности, которая выступает как эталон, ориентир саморазвития и самосовершенствования личности. Вместе с тем, они играют смыслообразующую роль: осознание значимых мотивов деятельности как ценных для себя энергизируют личность, обеспечивают моральную устойчивость и психологическую готовность в сложных и трудных условиях выполнения деятельности.
Литература:
- Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т. / Под ред. Бодалева А. А. и др.– Т.1. — М.: Педагогика. — 2011. — 232 с.
- Клушина, Н. П. Вестник СевКавГТУ серия: «Гуманитарные науки». — 2014 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.ncstu.ru — Загл. с экрана.
- Конончик, А. В., Матненко, И. А. Формирование ценностных ориентаций молодежи в условиях социально-культурной среды ВУЗа как проблема // Омский вестник, — 2013. — № 4. — С. 46–54.
- Крылова, Н. Б. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия // Стандарты и мониторинг. — № 2. — 2014. — С.48–51.
- Михальцова, Л. Ф. Российско-американский опыт формирования ценностных ориентаций обучающихся в процессе интернационализации образования / Л. Ф. Михальцова // Образование и саморазвитие. Научный журнал. — № 2 (18). — Казань: Центр инновационных технологий, — 2010. — С. 111–119.
- Розенова, М. Ценность любви в представлениях современных студентов // Высшее образование в России. — 2016. — № 6. — С. 38–41.
- Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии // Гуманитарные науки. — М.: — № 6. — 2011. — 211 с.