В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.
Ключевые слова: русский народ, духовно-нравственное воспитание, культурные, православные, народные традиции, внеурочная деятельность, окружающий мир, изобразительное искусство, литературное чтение.
Маленький человек, родившийся на свет, с каждым днем своей жизни познает окружающий мир. Каким он увидит этот мир зависит от людей, которые находятся рядом с ним. С первых дней жизни главным человеком и путеводителем для него является мама. Поэтому именно в семье закладываются базовые понятия нравственности, которые являются фундаментом становления личности.
Затем развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Одно из направлений становления личности является духовно-нравственное воспитание.
В рамках внедрения ФГОС НОО разработана Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в которой сказано, что «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной их приоритетных задач общества является воспитание…» [1,с.12]
Духовно-нравственное воспитание предполагает становление отношений ребенка к Родине, обществу, коллективу, людям, к труду, своим обязанностям и к самому себе, и, соответственно, развитие качеств: патриотизма, толерантности, товарищества, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.
Система образования призвана обеспечить историческую преемственность, сохранение распространение и развитие национальной культуры, воспитание патриотов России, граждан, обладающих высокой нравственностью. Поэтому тема духовно-нравственного воспитания школьников всегда актуальна в обществе.
Обучающийся начальной школы наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию.
Формировать нравственные ценности можно в двух направлениях:
1.Нравственное становления личности ребенка на основе знания истории своего народа и традиций православной культуры.
Прошлое нашей страны исторически неразрывно связана с православными традициями, ценностями. Православие в нашей стране является духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Человека окружают лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии, которые посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов.
Поэтому для достижения данной цели, решаю следующие задачи:
– пробуждение интереса к православным и культурным традициям русского народа в процессе знакомства учеников с обычаями и традициями наших предков, историей православных праздников, некоторыми доступными их пониманию произведениями художественной литературы, живописи, иконописи, храмовой архитектуры;
– знакомство учащихся с историей своего Отечества, родного края; воспитание у школьников чувства патриотизма, ценностного отношения к духовному и культурному наследию своего края, России.
Все данные направления прослеживаются при изучении предметов музыки, окружающего мира, литературного чтения, технологии, изобразительного искусства.
В учебниках «Литературное чтение» (авторы Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М.В Голованова) включены лучшие произведения духовно-нравственной тематики. [3]
Так, на уроках литературного чтения при изучении раздела «Летописи. Былины. Жития» в 4 классе по УМК «Школа России» дети знакомятся с историческими событиями, используя материал летописей, былин. Они учатся понимать ценность и значимость литературы для сохранения русской культуры. При выполнении проекта «Создание календаря исторических событий» расширяют свои знания, работая с дополнительными источниками. Они погружаются в ту атмосферу давних времен благодаря историческим фактам, знакомством с храмовой архитектурой, репродукциям картин русских художников, художественными произведениям, в основу которых вошли исторические события.
Также в процессе чтения и работы над содержанием литературных текстов, учащиеся знакомятся с такими нравственными понятиями, как долг, честь, смелость, совесть и совестливость, добро, сердечность, добродушие, ответственность, справедливость и др.
При изучении художественных произведений необходимо научить учеников анализировать и оценивать поступки героев, развивать чувство прекрасного. Задача педагога — помочь детям видеть мир богаче, ярче, чтобы восприятие окружающего шло через душу, через сердце.
На уроках изобразительного искусства в разделах «Истоки родного искусства» в 4 классе знакомятся с предметами быта русского народа, одеждой и ее украшениями, народными праздниками, их обрядами и традициями. Изучая учебный материал, ребенок видит, как в простых предметах русский народ выражал свою душу, склад ума и характер.
В разделе «Древние города нашей земли» раскрывается смысл исторического пути народа, событий его жизни. Дети узнают, почему в России такое количество храмов, соборов, какому историческому событию они посвящены. Для них раскрывается культура своего народа, в которой выражено понимание пользы и красоты, добра и зла, жизни и человечности. [4]
На уроках окружающего мира в разделе «Страницы истории России» обучающиеся познают исторические события и людей, совершивших героические поступки во благо своей Родины, своего народа. Раскрывается образ патриота, защитника, с которого дети должны брать пример, чтобы своим трудом, своими поступками жить во благо Родины, своего народа. [5]
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет музыка. Она затрагивает все сферы человеческого бытия: тело, душу, дух, являясь средством привлечения к добру, красоте, человечности.
На уроках дети знакомятся с музыкой своей Родины, обращаются к истокам народного искусства, традициям, обычаям русского народа. Прослеживают связь музыкальных произведений композиторов с народной музыкой, с ее героическим прошлым, слышат в авторской музыке народные мелодии, знакомятся с духовной музыкой. Дети расширяют свои знания о Святых земли Русской, о православных праздниках. Творчество поэтов, писателей, художников, композиторов и творчество русского народа тесно переплелось между собой в музыкальных произведениях. [6]
Во внеурочной деятельности музыка помогает творческому созданию образа. Прослушивая церковные песнопения, ученики учатся различать интонацию, характер музыки. При этом в непринужденной форме приобщается душа маленького человека к духовной музыкальной культуре Руси.
Пробуждая интерес к православным и культурным традициям русского народа, знакомя с историей православных праздников использую детские песни, доступные для понимания и вызывающие интерес у детей.
Проведение внеклассных мероприятий, посвященных православным праздникам и народным традициям (Пасха, Рождество, День Ангела, Покров, Троица), знакомство и изучение биографии, интересных фактов исторических личностей, связавших свою жизнь с православием (Илья Муромец, Александр Невский, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский) вызывает у детей интерес, способствует расширению кругозора.
Второе направление — это формирование этической культуры, т. е. формирование образа жизни, который ориентирует растущего человека на нравственные ценности.
Задачи:
– освоение базовых понятий нравственности (добро-зло, долг, совесть, честь, честность, справедливость, достоинство, ответственность, гуманность);
– понятие о нравственных ценностях и факторах влияния на мораль;
– раскрытие смысла основных сторон моральной деятельности и нравственных отношений.
Формирование нравственности, т.е системы правил поведения, основанных на значимых для личности ценностях, формируется на занятиях внеурочной деятельности «Этика — азбука добра», на классных часах, внеклассных мероприятиях, во время проведения тематических экскурсий, культпоходов в театры, музеи, библиотеки.
Занятия можно разделить на циклы: 1 раздел посвящен основам этики общения, 2 раздел — этикет, 3 раздел — нормы этики в отношениях с окружающими, 4 раздел — этика отношений в школьном коллективе.
Разнообразие видов деятельности учащихся на уроке и во внеурочной деятельности, использование элементов новых технологий способствует развитию познавательного интереса учащихся к изучаемому материалу, побуждают учащихся к активной мыслительной деятельности.
Надеюсь, что все виды и формы деятельности по формированию духовно-нравственного воспитания помогут нашим детям в будущем правильно построить отношения с обществом, наши дети смогут во взрослой жизни передать следующему поколению те духовно-нравственные ценности, которыми наше Отечество жило на протяжении столетий.
Литература:
- А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. // Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2009. — с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М.: Просвещение, 2010
- Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. Литературное чтение. — М.: Просвещение, 2015. — с.223
- Л. А. Неменская. Изобразительное искусство. Учебник для общеобразовательных организаций, 4 класс. — М.: Просвещение, 2015. — 158 с.
- А. А. Плешаков, Е. А. Крючкова. Учебник для общеобразовательных организаций. Окружающий мир, 4 класс. — М.: Просвещение, 2016. — с.224
- Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. Музыка. Учебник для общеобразовательных организаций, 4 класс. — М.: Просвещение, 2016. — 128 с.