Рифмование— один из важных этапов овладения речью
Рисуя или играя, дети часто рифмуют отдельные слова: играю-улетаю, стреляем-попадаем, свет-рассвет, зеленый-соленый, палочка-ударялочка. И не обязательно всегда эти пары слов имеют смысл. Прислушиваясь к речи детей, воспитатель часто слышит рифмы вроде кубики-рубики, гошка-картошка, курочка-покурочка.
Важно отметить, что дети часто повторяют рифмы из любимых литературных произведений или стихотворений, которые разучиваются в данный момент, например, солнышко — колоколнышко, лисичка-сестричка, кисонька-мурысонька, терем- теремок, он не низок не высок.
Воспитателю необходимо поощрять повторение рифмируемых слов из литературных произведений. Это воспитывает вкус к слову у ребенка, позволяет составлять свои пары слов по аналогии.
Стоит отметить, что если ребенку нравится рифмовать слова, напевать рифмованные фразы, он обязательно придумает и свои двустишия. И здесь особенно важна роль воспитателя, умеющего поддерживать игру ребенка, его увлечение, развить его способности в рифмовании слов.
Очень часто первые двустишия появляются из первой строки, которую произносит ребенок, а воспитатель, произнося вторую строку двустишия не спешит ее заканчивать, давая возможность юному поэту срифмовать строки.
- 1. Гоша, я налил уже воды,
Приходи ко мне…и ты.
- Белый, серый, голубой-
Это цвет любимый мой (и твой, и мой, для нас с тобой)
Иногда рифмы получаются у ребят в момент спора. Дети как бы передразнивают друг друга:
- Саша, воду наливай
Саша, воду выливай.
- Слава, стульчик подай.
Это будет наш трамвай.
Появляются небольшие двустишия в момент какого-то открытия, удивления, пока ребенок играет:
- Строил домик я коту,
получился дом слону.
- Полетел на самолете,
Оказался в вертолете.
Каким бы ни был творческий процесс создания рифмованных строк: самостоятельным или осуществленным при поддержке воспитателя- он требует всякого поощрения.
Распространенные ошибки вречи детей (из наблюдений воспитателя)
Речь детей во время занятий, в момент общения друг с другом, во время игр, бесед с воспитателем, в момент рассуждений, споров часто обращает на себя внимание воспитателя неправильной постановкой ударения в слове, неверным употреблением слова в форме множественного числа, нарушением чередования согласных в корне слова.
Эти нарушения нельзя оставлять без внимания. Воспитатель, исправляя речь ребенка предполагает и дальнейшую работу со словами: в которых дети часто допускают ошибки. Так, например, работая со словами «вода» и «красивее», воспитатель стремится как можно чаще произносить их вслух: «нальем воду, выльем воду, не разлей воду». Обсуждая детские работы по лепке или аппликации, воспитатель просит, чтобы дети сказали чья работа красивее, таким образом, слово неоднократно звучит, произнесенное взрослым и повторенное детьми, что позволяет лучше запомнить его правильную форму.
Распространенной ошибкой в речи детей является неправильное употребление существительных в форме множественного числа: «нет карандашов», «много семенов».
Что касается существительного «карандаши», то его основа оканчивается на шипящий звук. Оокончания таких существительных специфичны: они безударны. Тогда у ребенка в слове «карандашов» окончание «ов» оказывается ударным, но форма употребленного слова неверна.
Следует составить целую цепочку подобных слов, т. е. существительных мужского рода множественного числа, стоящих в родительном падеже, чтобы закрепить правильное произношение.
– У меня много карандашей.
– Прилетело много грачей.
– На сцене нет скрипачей.
– В группе нет малышей
Сслово «семена» относится к разносклоняемым существительным, которых в русском языке немного. На занятия по ознакомлению с природой формы этого слова звучат довольно часто. Ребенок быстро перестает делать ошибки, так что приводить цепочку слов из других несклоняемых существительных (знамен, племен, стремян) для запоминания нет необходимости.
Довольно часто в речи детей встречаются ошибки на чередование согласных в корне слов:
«чистее» вместо «чище» (т/щ)
«пахает» вместо «пашет» (х/ш)
«прятает» вместо «прячет» (т/ч)
Пока речь ребенка развивается, ему проще произнести новое слово так, чтобы оно было похоже на знакомое, часто произносимое: чистый, пахать, прятать. Знакомые согласные ребенок переносит в слово, форму которого он изменил. И лишь под наблюдением воспитателя ошибок в речи ребенка станет меньше.
Услышав от детей «я не наспался», «не до касайся до меня», воспитатель понимает, что эти новообразования появились за счет приставки «на» — обладают лексическим значением законченного действия. И лишь отрицательная частица придет слову значение не вполне законченного процесса.
Используя в своем слове «наспался» приставку «на», ребенок употребляет ее по аналогии с другими словами, так как именно она помогает передать смысл фразы.
Выражение «не докасайся до меня» становится ошибочным за счет предлога «до». Как часто ребенок слышит фразы, где приставка и предлог совпадают: — добеги до стены, допиши до конца, донеси до меня.
Свою фразу ребенок строит в соответствии со знакомымиему выражениями, не зная еще, что глагол «касаться» чаще всего используют с приставкой «при».
Ребенок строит предложение, произносит фразу или слово, уподобляя их знакомым по строению предложениям и фразам. Понимая это, воспитатель приходит к выводу, что именно его речь должна быть как можно разнообразнее, выразительнее, оригинальнее, интереснее. Поддержка родителей только ускорит процесс овладения ребенком литературных норм русского языка.
Особенности развития грамматического строя речи у старших дошкольников (из наблюдений воспитателя)
Формирование грамматических навыков у старших дошкольников происходит в процессе бытового общения, во время свободной игры, на прогулках. Продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка. Слушая речь своих воспитанников, обращают внимание на то, как описывают они предметы и явления. Дошкольники стремятся быть понятными, стараются передать свое эмоциональное отношение к описываемому.
Связная речь совершенствуется, усложняется за счет простых распространенных предложений, за счет сложных предложений разных видов. Иногда в сложные предложения дети включают причастие, деепричастные обороты.
В процессе совместных игр ребенок осваивает монологическую речь. Он старается говорить точно и правильно, чтобы донести до товарищей правила придуманной игры. Осваивает диалог, умение описывать предмет, картинку составлять, придумывать историю, сказку.
Старшие дошкольники с большим удовольствием инсценируют русские народные сказки. Образные выражения и обороты речи используется ими в игре. Такие игры — инсценировки совершенствуют синтаксическую сторону речи детей.
Воспитатель, чтобы обогатить речь детей сложными предложениями, предлагает записать рассказ, который ребенок как бы диктует. Ситуация письменной речи очень нравится детям, а педагогу помогает закрепить в активной речи детей сложный предложения разных видов.
Надо отметить, что синтаксические ошибки у старших дошкольников начинает преобладать над другими видами ошибок в речи. И воспитателю важно отвести главную роль в обучении связной речи и ее грамматическими формами — игре.
Дидактические игры иупражнения сграмматическим содержанием необходимое условие грамматической правильности речи
В возрасте 6–7 лет очень важно приобщить детей к обучающим (дидактическим) играм с правилами, которые организуются по инициативе воспитания. Дети любят играть, легко запоминают правила игры и порядок проведения. Педагог разъясняет правила, обеспечивает игровым материалом. По наблюдению воспитания, такие игры ценны. Они дают возможность закрепить знания детей о труде взрослых, о конкретных явлениях, о взаимоотношения людей, а детям расширить кругозор, познать родную речь, играя словами и их формами.
Обращает на себя внимание то, что именно в процессе игры дети стремятся говорить точно и правильно. Воспитатель, наблюдая за речью детей отличает критическое отношение к речи, стремление говорить грамотно особенность старшего дошкольного возраста.
Педагог приходит к выводу, что стремление к правильности появляется во всех сферах грамматики. В морфологии точнее усваиваются формы Родительного падежа множественного числа (носков, ключей). В словообразовании новые слова образованные с помощью суффиксов (хлебница, супница, солонка). В синтаксисе использование разных типов предложений.
Дидактические игры, упражнения с грамматическим содержанием, необходимое условие развития грамматически правильный речи. Экспериментируя со словами, выбирая правильную форму, ребенок учится вслушиваться в звучание речи, произвольно менять слово, выводить правила формообразования и словообразования.