В возрастной психологии проблема конфликтного поведения в школьном классе недостаточно широко изучена теоретически и экспериментально. В подростковом возрасте ребенок, общаясь со сверстниками и взрослыми, учится выстраивать новую систему взаимоотношений. Без конфликтов такой сложный процесс практически невозможен. В связи с этим данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день.
Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка со сверстниками и самим собой.
На основе самосознания у подростка формируется устойчивый «образ Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. «Образ Я» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, интересах, склонностях, уверенности в себе, положении в коллективе. На основании «образа Я» подросток отличает себя от внешнего мира и от других людей. Низкий социометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком в среде значимых сверстников, способствует развитию конфликтности.
В связи с этим нами было проведено исследование, Цель работы выявить психологические особенности «Образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.
Исходя из цели, были определены следующие задачи:
- Проанализировать зарубежный и отечественные подходы по проблеме исследования.
- Подобрать методики, организовать эмпирическое исследование по выявлению психологических особенностей «образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.
- Выявить особенности конфликтного поведения и отдельные аспекты «образа Я» у подростков.
- Проанализировать особенности «Образа Я» у подростков с различными моделями поведения в конфликте.
- Разработать методические рекомендации, направленные на оптимизацию «Образа Я» и снижение конфликтности по средствам школьной службы медиации.
Объект: «Образ Я» подростков.
Предмет: особенности «Образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.
Методики исследования
Для того чтобы выяснить, какое представление имеют подростки об конфликтности, как к нему относятся, мы использовали составленную нами анкету «Поведение подростков в конфликте».
1. Тест К. Томаса. «Типы поведения в конфликте»;
- Тест-опросник самоотношения В. В. Столина;
- Тест Шварцландера (Уровень притязаний);
- Методика оценки «Уровня конфликтности личности»;
5. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А. М. Прихожан
Для статистической обработки данных применялся критерий углового преобразования Фишера (φ*)и Критерий Н-Краскела-Уоллиса для анализа результатов, полученных более чем на двух несвязанных выборках.
Исследование проводился на базе МАОУ «Центр образования № 12». В исследовании приняло участие 87 учащихся девятых классов. Для выявления представлений о конфликте, учащимся была предложена анкета «Поведение подростков в конфликте».
Для исследования комплекса факторов отношения к себе мы использовали тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Испытуемым предлагалось выразить свое согласие или несогласие по ряду утверждений.
По результатам сопоставления данных опросника и результатов выявления состояния одиночества мы получили группы подростков, представленные в таблице 2 Проверка первой гипотезы о том, что(Подростки склонные к конфликтному поведению чаще имеет неадекватную самооценку, испытывают неудовлетворенность собой, защиту собственного «Я» осуществляют путем обвинения преимущественно других и внешних обстоятельств, представлена в таблице 1.
Таблица 1
Различия в образе Я подростков склонных ине склонных кконфликтному поведению,%
Изучаемые параметры, % |
|||
Самооценка |
Самопринятие |
Самообвинение |
|
Подростки не склонные конфликтному поведению |
51,1 |
31,9 |
59,6 |
Подростки с склонные конфликтному поведению |
42,5 |
77,5 |
92,5 |
Критерий различия |
- |
4,43 |
3,826 |
Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р< 0,01; «-» — отсутствие статистически значимых различий.
Таким образом, подростки склонные к конфликтному поведению чаще отрицают собственную вину в конфликтных ситуациях и не способны объяснять мотивы и поступки своего поведения.
Полученные данные диагностики не дают возможность говорить о статистически значимых отличиях по шкале самооценка.
Таким образом первая гипотеза подтвердилась частично.
Второй этап эмпирической работы коснулся проверки второй гипотезы:
О том, что существуют различия в «образе Я» у подростков, выбирающих конструктивную, деструктивную или конформную модель поведения в конфликте.
Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томаса. Емельянов Станислав Михайлович доработал модель Томаса и получил трехмерную модель поведения в конфликте в зависимости от ценности межличностных отношений. Мы имеем три модели поведения — (Комформная20,84 % / 15, конструктивная29,16 % / 21, деструктивная 50 % / 36человек.).
Проверка частных гипотез представлена в таблице 2.
Таблица 2
Результаты выявления различий вособенностях самоотношения подростков, выбирающих разные стратегии поведения вконфликте
|
Сумма рангов |
||||||
самооценка |
Уровень притязаний |
S |
IV |
2 |
3 |
4 |
|
Деструктивно-реагирующие подростки |
1386,5 |
1334 |
1094 |
1124,5 |
1055,5 |
1251,5 |
1216 |
Конструктивно-реагирующие подростки |
618 |
691 |
833,5 |
805 |
870 |
810,5 |
756,5 |
Конформно-реагирующие подростки |
623,5 |
603 |
700,5 |
698,5 |
702,5 |
566 |
655,5 |
Критерий различия |
|
- |
7,121 |
5,909 |
9,059 |
- |
- |
Примечание. Цифрами обозначены следующие параметры: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого; IV — самоинтерес; шкала 2 — отношение других; Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р< 0,01; «-» — отсутствие статистически значимых различий.
Первая частная гипотеза о том, что подростки, использующие конструктивную модель поведения, имеют умеренный уровень притязаний и предполагают, что вызывают у других людей уважение, симпатию, и в целом относятся к себе положительно.
Конструктивно-реагирующих подростки чаще ставят цели и задачи адекватные своим возможностям и способностям.
Гипотеза подтвердилась частично
Вторая частная гипотеза о том, что подростки, использующие конформную модель поведения, не всегда прислушиваются к собственным мыслям и чувствам; имеют низкий уровень принятия самого себя.
Комформно-реагирующие не склоны прислушиваться к своим потребностям, мыслям и чувствам.
Гипотеза подтвердилась частично.
Третья частная гипотеза
— подростки, использующие деструктивную модель поведения, имеют завышенный уровень притязаний; высоко ценят себя, но не всегда способны объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы.
Деструктивно-реагирующих подростки благоприятно относиться к себе, без выраженного негатива в свой адрес, чаще ставят для себя завышенные цели и задачи.
Гипотеза подтвердилась частично.
Т.о. вторая общая гипотеза подтвердилась частично.
Подводя итог проделанной эмпирической работе, мы видим, что подростки, склонные к конфликтному поведению, чаще отрицают собственную вину в конфликтных ситуациях и не способны объяснять мотивы и поступки своего поведения.
Также выбираемая чаще модель поведения в конфликте зависит на от сформированного «Образа Я».
Литература:
- Абдулин, А.Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии сборник по материалам научно-практической конференции «название»/ г. Краснодар: КубГУ, 2007. — с.
- Агапов, В. С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции // http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/kixyk1.htm.
- Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. — М.: Смысл, 2004–319 с.
- Ярославцева, Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.