Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведению | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 24.12.2019

Статья просмотрена: 828 раз

Библиографическое описание:

Бойцева, В. Г. Образ Я подростков, склонных к конфликтному поведению / В. Г. Бойцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 449-451. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65587/ (дата обращения: 15.11.2024).



В возрастной психологии проблема конфликтного поведения в школьном классе недостаточно широко изучена теоретически и экспериментально. В подростковом возрасте ребенок, общаясь со сверстниками и взрослыми, учится выстраивать новую систему взаимоотношений. Без конфликтов такой сложный процесс практически невозможен. В связи с этим данная проблема представляется актуальной на сегодняшний день.

Мы будем рассматривать конфликтное поведение подростков в школьном классе как некую часть модели поведения, которая влияет на отношения подростка со сверстниками и самим собой.

На основе самосознания у подростка формируется устойчивый «образ Я» — это относительно устойчивая, не всегда осознаваемая, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимодействие с другими. «Образ Я» включает представление личности о себе, своих физических и психологических особенностях: внешности, интересах, склонностях, уверенности в себе, положении в коллективе. На основании «образа Я» подросток отличает себя от внешнего мира и от других людей. Низкий социометрический статус, переживаемый и осознаваемый подростком в среде значимых сверстников, способствует развитию конфликтности.

В связи с этим нами было проведено исследование, Цель работы выявить психологические особенности «Образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.

Исходя из цели, были определены следующие задачи:

  1. Проанализировать зарубежный и отечественные подходы по проблеме исследования.
  2. Подобрать методики, организовать эмпирическое исследование по выявлению психологических особенностей «образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.
  3. Выявить особенности конфликтного поведения и отдельные аспекты «образа Я» у подростков.
  4. Проанализировать особенности «Образа Я» у подростков с различными моделями поведения в конфликте.
  5. Разработать методические рекомендации, направленные на оптимизацию «Образа Я» и снижение конфликтности по средствам школьной службы медиации.

Объект: «Образ Я» подростков.

Предмет: особенности «Образа Я» подростков склонных к конфликтному поведению.

Методики исследования

Для того чтобы выяснить, какое представление имеют подростки об конфликтности, как к нему относятся, мы использовали составленную нами анкету «Поведение подростков в конфликте».

1. Тест К. Томаса. «Типы поведения в конфликте»;

  1. Тест-опросник самоотношения В. В. Столина;
  2. Тест Шварцландера (Уровень притязаний);
  3. Методика оценки «Уровня конфликтности личности»;

5. Методика диагностика самооценки Дембо-Рубинштейн. Модификация А. М. Прихожан

Для статистической обработки данных применялся критерий углового преобразования Фишера (φ*)и Критерий Н-Краскела-Уоллиса для анализа результатов, полученных более чем на двух несвязанных выборках.

Исследование проводился на базе МАОУ «Центр образования № 12». В исследовании приняло участие 87 учащихся девятых классов. Для выявления представлений о конфликте, учащимся была предложена анкета «Поведение подростков в конфликте».

Для исследования комплекса факторов отношения к себе мы использовали тест-опросник самоотношения В. В. Столина и С. Р. Пантелеева. Испытуемым предлагалось выразить свое согласие или несогласие по ряду утверждений.

По результатам сопоставления данных опросника и результатов выявления состояния одиночества мы получили группы подростков, представленные в таблице 2 Проверка первой гипотезы о том, что(Подростки склонные к конфликтному поведению чаще имеет неадекватную самооценку, испытывают неудовлетворенность собой, защиту собственного «Я» осуществляют путем обвинения преимущественно других и внешних обстоятельств, представлена в таблице 1.

Таблица 1

Различия в образе Я подростков склонных ине склонных кконфликтному поведению,%

Изучаемые параметры, %

Самооценка

Самопринятие

Самообвинение

Подростки не склонные конфликтному поведению

51,1

31,9

59,6

Подростки с склонные конфликтному поведению

42,5

77,5

92,5

Критерий различия

-

4,43

3,826

Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р< 0,01; «-» — отсутствие статистически значимых различий.

Таким образом, подростки склонные к конфликтному поведению чаще отрицают собственную вину в конфликтных ситуациях и не способны объяснять мотивы и поступки своего поведения.

Полученные данные диагностики не дают возможность говорить о статистически значимых отличиях по шкале самооценка.

Таким образом первая гипотеза подтвердилась частично.

Второй этап эмпирической работы коснулся проверки второй гипотезы:

О том, что существуют различия в «образе Я» у подростков, выбирающих конструктивную, деструктивную или конформную модель поведения в конфликте.

Одной из самых распространенных методик диагностики поведения личности в конфликтной ситуации «Определение способов регулирования конфликтов». К. Томаса. Емельянов Станислав Михайлович доработал модель Томаса и получил трехмерную модель поведения в конфликте в зависимости от ценности межличностных отношений. Мы имеем три модели поведения — (Комформная20,84 % / 15, конструктивная29,16 % / 21, деструктивная 50 % / 36человек.).

Проверка частных гипотез представлена в таблице 2.

Таблица 2

Результаты выявления различий вособенностях самоотношения подростков, выбирающих разные стратегии поведения вконфликте

Сумма рангов

самооценка

Уровень притязаний

S

IV

2

3

4

Деструктивно-реагирующие подростки

1386,5

1334

1094

1124,5

1055,5

1251,5

1216

Конструктивно-реагирующие подростки

618

691

833,5

805

870

810,5

756,5

Конформно-реагирующие подростки

623,5

603

700,5

698,5

702,5

566

655,5

Критерий различия

-

7,121

5,909

9,059

-

-

Примечание. Цифрами обозначены следующие параметры: шкала S — измеряет интегральное чувство «за» и «против» собственного «Я» испытуемого; IV — самоинтерес; шкала 2 — отношение других; Жирным шрифтом обозначены статистически значимые различия при р< 0,01; «-» — отсутствие статистически значимых различий.

Первая частная гипотеза о том, что подростки, использующие конструктивную модель поведения, имеют умеренный уровень притязаний и предполагают, что вызывают у других людей уважение, симпатию, и в целом относятся к себе положительно.

Конструктивно-реагирующих подростки чаще ставят цели и задачи адекватные своим возможностям и способностям.

Гипотеза подтвердилась частично

Вторая частная гипотеза о том, что подростки, использующие конформную модель поведения, не всегда прислушиваются к собственным мыслям и чувствам; имеют низкий уровень принятия самого себя.

Комформно-реагирующие не склоны прислушиваться к своим потребностям, мыслям и чувствам.

Гипотеза подтвердилась частично.

Третья частная гипотеза

— подростки, использующие деструктивную модель поведения, имеют завышенный уровень притязаний; высоко ценят себя, но не всегда способны объяснять свои настоящие, прошлые и будущие мотивы.

Деструктивно-реагирующих подростки благоприятно относиться к себе, без выраженного негатива в свой адрес, чаще ставят для себя завышенные цели и задачи.

Гипотеза подтвердилась частично.

Т.о. вторая общая гипотеза подтвердилась частично.

Подводя итог проделанной эмпирической работе, мы видим, что подростки, склонные к конфликтному поведению, чаще отрицают собственную вину в конфликтных ситуациях и не способны объяснять мотивы и поступки своего поведения.

Также выбираемая чаще модель поведения в конфликте зависит на от сформированного «Образа Я».

Литература:

  1. Абдулин, А.Г., Тумбасова Е. Р. «Образ я» как предмет исследования в зарубежной и отечественной психологии сборник по материалам научно-практической конференции «название»/ г. Краснодар: КубГУ, 2007. — с.
  2. Агапов, В. С. Критерии эмпирического изучения Я-концепции // http://psi.lib.ru/statyi/sbornik/kixyk1.htm.
  3. Интегральная индивидуальность, Я-концепция, личность / под ред. Л. Я. Дорфмана. — М.: Смысл, 2004–319 с.
  4. Ярославцева, Г. В. Психолого-педагогический тренинг как средство коррекции межличностных отношений в педагогическом коллективе школы: Дис. канд. пед. наук. М., 1999.
Основные термины (генерируются автоматически): конфликтное поведение, подросток, конфликт, Поведение подростков, Столин, школьный класс.


Задать вопрос