В данной статье поднимается одна из самых значимых тем нашего времени – проблема зависимости от интернет-пространства у студентов и влияние интернет-зависимого поведения на особенности мотивационной сферы.
Ключевые слова: интернет-зависимость, учебная мотивация, подростки.
Ввиду того, что за последние десятилетия социальные и экономическе условия жизни в России изменились, появились новые проблемы социальной и психологической направленности, связанные с культурой, образовательной деятельностью и духовным развитием. Одной из причин является неограниченный доступ к виртуальному пространству, которое часто становится альтернативой реальному существованию. Данная проблема особенно актуальна для молодежи. Сейчас сложно представить нашу жизнь без интернета, в современном мире не только студент, но и любой человек пользуется телефоном, компьютером. Все чаще такой своеобразный «симбиоз» человека и электронных устройств становится опасным. Бесконтрольное погружение в мир интернета может иметь самые разные негативные последствия, как для самого «погруженного», так и для его близкого окружения. Одним из таких последствий может стать нарушение мотивационной деятельности, поэтому так важно оценить преобладающие мотивы в деятельности интернет-зависимых студентов и студентов, не зависимых от виртуального пространства.
Поскольку данная проблема обладает невероятной актуальность и обсуждается в самых различных сферах нашей жизнедеятельности целью нашего исследования является изучение особенностей учебной мотивации у интернет-зависимых студентов. Чтобы в полном объёме изучить проблему воосприятия интернет-пространства и особенностей мотивационной сферы мы использовали следующие методики: шкала на выявление интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS), опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета», методика для диагностики учебной мотивации студентов (А. А. Реан и В. А. Якунин, модификация Н. Ц. Бадмаевой), Тест — опросник МУН (мотивации успеха и боязни неудачи) А. А. Реана, самостоятельно разработанная анкета для изучения особенностей пользования интернетом. Для выявления различий в уровне исследуемого признака мы использовали методы математической обработки — критерий Крускала-Уоллиса, ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
В качестве респондентов в нашем исследовании участвовали 52 студента в возрасте от 17 до 21 года. Было выделено три группы: 1 — студенты с интернет-зависимостью, 2 — группа риска, 3 — группа нормы.
На основании показателей шкалы С. Чен среди студентов были выделены 3 группы: в 1 группе, куда вошёл 31 % студентов из нашей выборки, наблюдается присутствие интернет-зависимости, что выражается в наличии компульсивных симптомов, симптомов отмены, толерантности, неспособности контролировать длительность пребывания в сети, проблем личности и проблем со здоровьем. В группе риска возникновения зависимости от виртуального пространства оказалось 44 % выборки. В группу нормы вошли 25 % выборки, эти студенты не проявили признаков интернет-зависимого поведения (р=0,001). Данный факт подтверждается статистическими данными.
Математический анализ данных показал, что существуют значимые различия между группами в восприятии интернета, проявляющиеся в не целенаправленности поведения (р=0,000), в уровне изменения состояния сознания в результате пользования интернетом (р=0,012), восприятия интернета как лучшего по сравнению с реальностью (р=0,001), восприятия времени в интернете (р=0,000).
Особенности восприятия интернета
Рис. 1. Особенности восприятия интернета.
при ** при р≤ 0,01.
Анализ результатов исследования показал, что интернет-зависимость в большей степени характерна для представителей женского пола (r=-0,332; р=0,016), юноши чаще используют интернет в качестве отдыха (r=0,286; р=0,040). Анализ результатов также показал, что старшие дети в семье реже становятся интернет-зависимыми (r=-0,340; p=0,014). Для интернет-зависимых студентов свойственна мотивация избегания неудач (r=-0,396; p=0,004). Студенты с мотивацией, ориентированной на успех, реже используют интернет для «снятия напряжения» (r=-0,276; p=0,047) и просмотра фильмов в интернете (r=-0,361; p=0,009). Мотивация на успех в большей степени характерна для более юных студентов (r=-0,411; p=0,002). В учебной деятельности более юных студентов чаще преобладают учебно-познавательные мотивы (r=-0,436; p=0,001).
Таблица 1
Анализ взаимосвязи уровня интернет-зависимости имотивации вучебной деятельности
** при р≤ 0,01.
Таким образом, проведя тщательный анализ результатов нашего исследования, можно сделать заключение, что почти у трети респондентов наблюдается выраженная интернет-зависимость, а в группе риска оказалась почти половина исследуемых студентов. Вне зависимости от уровня интернет-зависимости все подростки примерно одинаково воспринимают пространство в интернете и не одушевляют интернет. Интернет-зависимость в большей степени характерна для девушек, юноши чаще используют интернет в качестве отдыха. Важно отметить, что студенты с интернет-зависимостью в учебной деятельности чаще ориентированы на мотивацию избегания неудач. В деятельности более юных студентов преобладает мотивация на успех, они в большей степени ориентируются на учебно-познавательные мотивы. Студенты, в деятельности которых преобладает мотивация на успех, в меньшей степени склонны к использованию интернета для «снятия напряжения» и просмотру фильмов через интернет.