В данной статье анализируется влияние уровня конформности у подростков на принятие решений о вакцинации против гриппа. Было проведено два типа эксперимента: в первом случае была дана положительная оценка прививке от гриппа, во втором — делался акцент на негативных последствиях вакцинации. До и после проведения эксперимента с помощью специально разработанной анкеты изучалась степень согласия делать прививку от гриппа.
Ключевые слова: подростковая конформность, эксперимент, вакцинация от гриппа.
На протяжении всей своей жизни человек живет в социуме. Развивается, выстраивает взаимоотношение в обществе, влияет на него и подвергается влиянию, чтобы его поступки соответствовали совокупности установленных законов, норм и правил.
Подростковый возраст — важный период в жизни человека. Он связан с физиологическими изменениями, со стремлением стать взрослым, быть принятым обществом в статусе самостоятельного человека. Для правильного выстраивания взаимоотношений с подростками важно понимать, какие факторы влияют на их мнение, на принятие решений.
Подросток — несовершеннолетний, находящийся на этапе развития личности, характеризующемся коренной психофизиологической перестройкой организма, формированием новых адаптационных механизмов. По мнению многих отечественных ученых, подростковый возраст считается самым трудным в воспитательном отношении
Следует отметить, что Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин рассматривали подростковый возраст как в норме стабильный, несмотря на то, что реально он может протекать весьма бурно. Часто родители, окружающие люди, общество не готовы считать подростка взрослым. Для подростка характерна позиция «Я-взрослый», гипертрофированная потребность в самостоятельности.
В данной работе мы рассматриваем проблему влияния уровней конформности в подростковом возрасте на принятие решения о вакцинации против гриппа.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение специфики принятия решения о прививке от гриппа в зависимости от уровня конформности у подростков.
Объект исследования — уровень конформности подростков.
Предмет исследования— влияние уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа.
Задачи исследования:
- Изучить особенности подростковой конформности в ситуации принятия решения о прививке от гриппа.
- Провести экспериментальное исследование о влиянии уровня конформности на принятие решения о прививке от гриппа.
- Проанализировать полученные результаты исследования.
Гипотеза исследования: решение подростков о прививке от гриппа зависит от уровня их конформности и выбранного способа убеждения.
Для детального изучения проблемы влияния уровня подростковой конформности на принятие решения о вакцинации против гриппа были использованы следующие методы: теоретические методы исследования (метод классификации и систематизации, а также сравнительно-сопоставительный метод), диагностические методы (для изучения уровня конформности был использован тест — личностный опросник «Конформность — внушаемость», предложенный С. В. Клаучеком и В. В. Деларю в 1997 году.
Была разработана анкета, направленная на изучение степени согласия делать прививку, о полученном опыте вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё.
В нашем исследовании приняли участие 36 подростков из трёх 7 классов школы № 2097. На всех подростках сначала была проведена методика изучения уровня конформности. Вформирующем эксперименте приняли участие подростки из двух 7 классов, которые составили 1 и 2 экспериментальные группы, на которых в дальнейшем был проведён эксперимент, а учащиеся из третьего 7 класса составили контрольную группу.
В первом эксперименте (1 группа) подросткам предлагалось просмотреть презентацию и фрагмент видео, на которых была дана положительная оценка прививки от гриппа. Вирусы представляют угрозу здоровью людей повсюду. В зимнее время грипп является довольно распространенным заболеванием. Однако оно может стать причиной осложнения на почки и сердце [2]. При попадании чужеродных белков в организм вырабатываются антитела — белки, уничтожающие инфекцию [3].
До и после презентации подростки заполняли разработанную нами анкету о согласии делать прививку, полученном опыте вакцинации против гриппа и заболеваемости после неё.
Во втором эксперименте (2 группа) подросткам также предлагалось просмотреть презентацию и видео, но только на них был сделан акцент на возможных осложнениях и негативных последствиях после вакцинации. Перед вакцинацией взрослого человека, а тем более ребенка следует обязательно проконсультироваться с лечащим врачом, так как прививка может стать и причиной негативных последствий, вплоть до летального исхода [4].
Также до и после презентации подростки заполняли разработанную анкету. Учащиеся третьего 7 класса составили контрольную группу, которая только один раз заполняла разработанную анкету. Ни одна из презентаций им не показывалась. На контрольном этапе эксперимента подростки всех групп заполняли разработанную анкету.
Таблица 1
Характеристика выборки исследования
Для изучения подросткового конформизма был использован тест С. В. Клаучека и В. В. Деларю «Конформность — внушаемость». Конформизм — изменение поведения или убеждений под влиянием реального или воображаемого давления группы [1]. Анализ результатов исследования среди всех подростков показал, что у 70,6 % подростков наблюдается умеренная конформность, а у 24,9 % — слабая. Ни у одного из подростков не было выявлено повышенной конформности или внушаемости.
Для проведения эксперимента мы разделили подростков на 3 группы: 1 группа — экспериментальная, 2 группа экспериментальная. 3 группа контрольная. При распределении подростков у нас оказалось следующее распределение конформности.
Рис. 1. Результаты изучения подростковой конформности в группах (в %)
При распределении обучающихся, группы были примерно равными по показателям конформности.
В начале нашей экспериментальной работы мы опросили подростков о согласии сделать прививку по степени от 1 до 5, где 1 означало полное не согласие, 5-полное согласие. Анализ результатов степени согласия делать прививку от гриппа показал примерно одинаковое распределение по группам (Хср1=2,6; Хср2=2,5; Хср3=2,78). То есть вне зависимости от проведения вида эксперимента подростки в группах имели равные показатели согласия или не согласия делать прививку от гриппа.
Также мы спросили, делали или нет они прививку раннее. Результаты исследования показали, что в 1 группе 60 %, во 2 группе 50 %, а в 3 группе 33,3 % подростков делали прививку раннее. При этом мы также поинтересовались у подростков: «Болели ли они гриппом в прошлом году?». Результаты исследования показали, что в 1 группе 60 %, во 2 группе 30 %, а в 3 группе 55,6 % подростков болели гриппом в прошлом году.
Также мы решили уточнить, сколько подростков болели гриппом после прививки и без неё. Оказалось, что в 1 группе после проведённой вакцинации заболело 66,7 %, а наибольший процент заболеваемости пришёлся на 3 группу — 87,6 %.
Нам также стало интересно, сколько подростков не делали и не болели. Выяснили, что в среднем более половины подростков не болели без прививки от гриппа. Максимальный процент во 2 группе — 70 % и в 3 группе — 66,7 %.
В нашем исследовании было проведено два типа формирующего эксперимента. В первом эксперименте (1 группа) подросткам предлагалось просмотреть презентацию и фрагмент видео, на которых была дана положительная оценка прививки от гриппа. На видео авторитетный специалист высказывает положительное мнение о вакцинации от гриппа. Во втором эксперименте (2 группа) подросткам также предлагалось просмотреть презентацию и видео, но только на них был сделан акцент на возможных осложнениях и негативных последствиях после вакцинации.
До и после презентации подростков спросили, насколько они согласны делать прививку. Выяснили, что произошло изменение результатов в 1 группе, где подросткам давалась положительная оценка прививке от гриппа (Хср1 до=2,6; Хср1 после=3,6), а результаты во 2 группе остались без изменения (Хср2 до=2,5; Хср2 после = 2,4).
В дальнейшем нам было интересно выяснить, оказывает ли влияние на принятие решения о прививке уровень конформности подростка. Поэтому мы в каждой группе разделили подростков по уровню конформности.
В 1 группе у подростков со слабой конформностью результат остался неизменным (Хср1 до=3; Хср1 после=3), а во второй группе показатели снизились (Хср2 до=2,8; Хср2 после =2,2). Отсюда следует, что подростки со слабой конформностью не меняют своё мнение при уговаривании, но сильно меняют при отговаривании.
Рис. 2. Результаты опроса о согласии делать прививку до и после проведения эксперимента у подростков со слабой конформностью (в средних значениях)
Однако подростки с умеренной конформностью почти не меняют своё мнение при отговаривании (Хср2 до=2,46; Хср2 после=2,4), но поддаются влиянию при уговаривании (Хср1 до=2,33; Хср1 после=4).
Рис. 3. Результаты опроса о согласии делать прививку до и после проведения эксперимента у подростков с умеренной конформностью (в средних значениях)
В результате данного исследования пришли к следующим выводам:
- Подросток конформист не берёт ответственности за свои дела, сложнее принимает самостоятельные решения, в дальнейшем становясь безынициативным и податливым.
- В ситуации принятия решения о прививке от гриппа на подростков в большей степени оказывает влияние эффект побуждения к действию, чем отговаривания.
- Подростки со слабой конформностью своё решение о прививке от гриппа не меняют при уговаривании, но изменяют в ситуации отговаривания от неё.
- Подростки с умеренной конформностью более подвержены влиянию при уговаривании, но почти не меняют своё мнение при отговаривании в ситуации принятия решения о прививке от гриппа.
Результаты исследования могут в дальнейшем использоваться педагогами и другими специалистами при проведении среди подростков профилактических мероприятий, направленных на принятие решения о прививке от гриппа.
Литература:
- Беличева С. А. Сложный мир подростка. Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. — 129 с.
- Борисов Л. Б. Медицинская микробиология, вирусология, иммунологии.- М., 2005. — 736 с.
- Российское информационное агентство LIVE24 [Электронный ресурс] URL: https://live24.ru/obschestvo/5110-mnenija-uchenyh-o-polze-privivok-protiv-grippa-razoshlis.html
- Вакцинация — за и против. Мнения авторитетных специалистов [Электронный ресурс] URL: https://sibmama.ru/Privivki-za-protiv.htm (дата обращения 26.11.2019)