В статье представлен краткий обзор современных исследований о разных типах дисграфии. Рассмотрены нейропсихологические классификации видов дисграфии, а также зависимость каждого типа от способа подачи речи и от метода ее воспроизведения. Проведен сравнительный анализ между группами взрослых людей по наличию и отсутствию неврологических заболеваний и преимущественным типом дисграфии. Установлено, что имеются взаимосвязи разного типа ошибок и функционирования отдельных высших психических функций.
Ключевые слова: классификация дисграфии, высшие психические функции, нейропсихологический подход, неврологические заболевания.
Актуальность исследования. Нарушения письма в отечественной нейропсихологии изначально были рассмотрены А. Р. Лурия [2], [3], при этом они до сих пор активно продолжают изучаться в современных исследованиях. Коллектив авторов во главе с Т. В. Ахутиной выделяет три вида дисграфии: регуляторную, зрительно-пространственную и артикуляционно-акустическую [1, с. 82–97]. В основе каждой из них рассматриваются: слабость функции программирования и контроля, нарушение переработки слухоречевой и кинестетической информации по левополушарному типу (аналитические стратегии), а также переработки зрительно-пространственной информации по правополушарному типу (холистические стратегии). В современном обществе происходит глобальная компьютеризация всей информации, это касается поиска информационных ресурсов, социального взаимодействия индивидов, автоматизации рутинного труда. Исходя из этого, можно предположить, что вскоре рукописное письмо может потерять свое первоначальное значение, так как все коммуникация будет осуществляться через персональный компьютер. В связи с этим можно ожидать различия между созревающими функциями головного мозга при обучении печати по сравнению с овладением рукописным письмом.
Цель исследования. Качественный и количественный анализ письменной речи в условиях печати на клавиатуре и рукописи у взрослых, чей навык письма автоматизирован.
Методы исследования. Комплексное нейропсихологическое обследование по методу А. Р. Лурия, включающее в себя общее обследование состояния всех психических функций. В качестве экспериментальных заданий использовалось письмо под диктовку, списывания текста с образца, а также печатание текста на компьютере под диктовку. Достоверность различий показателей определялась с помощью статистического U-критерия Манна-Уитни. Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Характеристики выборки. В данном исследовании принимали участие 23 респондента, из которых 14 являлись пациентами неврологического отделения МКНЦ им. А. М. Логинова, а 9 человек не имели в своем анамнезе заболеваний неврологического характера. Средний возраст по первой группе — 67 лет, усредненные значения возрастной характеристики по второй группе — 60 лет. Все респонденты имели опыт владения с компьютером (работали с ним, пользуются в сети интернет), у них не было двигательных нарушений ведущей руки.
Результаты исследования. Анализ результатов исследования показал, что существует различие между группами нормы и экспериментальной группой по следующим параметрам: произвольная регуляция деятельности при печати диктанта (р=0,013), общее количество ошибок во время печатания (р=0,013), бедность спонтанной речи во время пересказа текста (р=0,046) и утомляемости (р=0,023). Математический анализ выявил корреляции между проявлениями регуляторной дисграфии (РД) во время письменного диктанта и отдельными когнитивными способностями. Так, имеется связь между количеством ошибок по типу РД, нарушением кинетического праксиса (rs=0,420 при р<0,05) и двигательной аспонтанностью (rs=0,477 при р<0,05). Также выявлена значимая корреляция между проявлениями артикуляционно-акустической дисграфии (ААД), дисфункцией спонтанной речи во время пересказа рассказа (rs=0,472 при р<0,05) и лексической обедненностью речи (rs=0,432 при р<0,05). Симптомы зрительно-пространственной дисграфии (ЗПД) коррелировали с нарушениями переключения произвольного внимания при работе с таблицами Шульте (rs=0,552 при р<0,01), координатными ошибками при определении ориентации географической карты и географических объектов на ней (rs=0,425 при р<0,05). Необходимо отметить наличие корреляции общего количества ошибок при рукописном и печатном диктантах (rs=0,450 при р<0,05). Нами была выявлена взаимосвязь наличия ошибок по типу ААД при копировании текста и ошибками по типу РД при написании диктанта (rs=0,584 при р<0,01) и нарушением грамматического строя речи (rs=0,417 при р<0,05). Отдельные симптомы ЗПД коррелировали со степенью врабатываемости при выполнении таблиц Шульте (rs=0,478 при р<0,05). При этом общее количество ошибок при списывании текста коррелирует с наличием ошибок по типу ЗПД при написании диктанта. Существует корреляция между симптомами различных дисграфий при восприятии диктанта на слух и копировании текста диктанта на компьютере. Так, при РД во время печати проявляется большое количество ошибок по типу снижения процессов обобщения (rs=0,475 при р<0,05). У людей, испытывающих ААД при печатании снижен объем слухоречевой памяти, а именно воспроизведением 10ти слов (rs=0,423 при р<0,05), наблюдаются трудности в экспрессивной речи во время пересказа рассказа, проявляющиеся в виде бедности и аграмматизма (rs=0,624 при р<0,01). Анализ корреляционных данных показал, что симптомы ЗПД при печатном диктанте имеют связь с нарушением мануального динамического праксиса (rs=0,476 при р<0,05).
Выводы:
- Общее число ошибок во время печатного диктанта различно у взрослых людей при наличии и отсутствии неврологических заболеваний.
- При рукописном написании диктанта и списывании на первый план выступают симптомы зрительно-пространственной дисграфии, при печати текста диктанта — симптомы регуляторной.
- Наличие ошибок при печатном воспроизведении диктанта связано с нарушением динамического мануального праксиса и двигательной аспонтанностью.
- Выявлена взаимосвязь нарушений показателей внимания и симптомов зрительно-пространственной дисграфии у пациентов при списывании и письме под диктовку.
- Трудности спонтанной речи при пересказе рассказа оказывают влияние на артикуляционно-акустические трудности в рукописном и печатном диктантах.
- Наличие ошибок в рукописном диктанте взаимосвязано с количеством ошибок при печатном наборе текста, что отражает их влияние друг на друга.
Литература:
- Ахутина Т. В., Величенкова О. А., Иншакова О. Б. Дисграфия: Нейропсихоло= гический и психолого=педагогический анализ // Человек пишущий и читающий: Проблемы и наблюдения. СПб., 2004.
- Лурия А. Р. Очерки психофизиологии письма. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950.
- Лурия А. Р. Письмо и речь. Нейролингвистические исследования. М.: Академия, 2002.