Актуальность изучения стрессоустойчивости у воспитателей дошкольных учреждений связана с высокой энергоёмкостью и стрессогенностью данной профессиональной деятельности. В современное время проблема сохранения психического здоровья педагога в дошкольном образовательном учреждении стала особенно острой [1, c. 38]. Повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном процессе. Такая ситуация потенциально содержит в себе увеличение нервно-психического напряжения человека, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний [2, c. 60]. Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, и, как следствие этого, с увеличением стажа педагоги испытывают «педагогический кризис», «истощение», «выгорание» [3, c.50].
Целью данного исследования являлось выявление наличия стрессоустойчивости и характер невротических проявлений у воспитателей дошкольных учреждений.
Методы исследования: анализ научной литературы по исследуемой проблематике, психологическое тестирование. Методы статистической обработки и качественного анализа полученных данных: программы Microsoft Office Excel, Statistical Package for the Social Sciences (SPSS). Использовались методики: опросник невротических расстройств; шкала нервно-психического напряжения; методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Т. Холмса и Р. Раге.
Исследование проводилось: МКДОУ «Центр развития ребенка — детский сад № 12 «Сказка» городского округа г. Фролово», МКДОУ «детский сад № 10 «Ивушка» городского округа Г. Фролово», МКДОУ «Детский сад № 2 «Теремок» городского округа г. Фролово». В исследование приняли участие 60 воспитателей женского пола. В группу сравнения вошли 60 человек, выполняющих деятельность не связанную с воспитательной, педагогической.
Результаты исследования. Основываясь на целях проводимого исследования, нами была взята личностная шкала из опросника невротических расстройств, иллюстрирующие особенности характерные для исследуемых групп.
При исследовании личностных особенностей у воспитателей были выявлены высокие показатели по шкалам «неуверенность в себе» и «невротический сверхконтроль поведения». По остальным шкалам показатели находятся в пределах нормы.
Сравнивая полученные результаты воспитателей с результатами лиц других профессий при помощи Т-критерия Стьюдента были выявлены статистически значимые различия в уровне выраженности по шкале «неуверенность в себе» и «социальная поддержка» (р≤0,05). По шкале социальная поддержка выявлены отклонения у лиц других профессий, поэтому шкала не представляет для нас интереса. Таким образом, мы можем утверждать. Что для воспитателей характерна выраженность неуверенности в себе. Это проявляется в повышенной тревожности, неуверенности, трудности при принятии решений и в ситуациях выбора, склонность к тщательному обдумыванию поступков, самоанализу; неудовлетворенность собой, пониженная самооценка; в социальных отношениях — робость, зависимость, ожидание неудач, неуспеха, неприятия; отсутствие стеничности и самостоятельности в поведении.
В ходе проведения обследования с помощью шкалы нервно-психического напряжения было выявлено, что в 40 % случаев (24 обследуемых) у воспитателей детских дошкольных учреждений выявляется наличие умеренно-выраженного нервно-психического напряжения. Это говорит об явно выраженном состоянии дискомфорта, наличие тревоги, готовностью действовать в соответствии с условиями ситуации, может свидетельствовать о значимости ситуативных условий, высокой степени мотивации субъекта.
В 45 % случаев (27 воспитателей) наблюдается чрезмерная нервно-психическая напряженность. Она выражается наличием сильного дискомфорта, тревоги, переживанием страха, готовностью овладеть ситуацией (однако, зачастую, невозможностью реализовать эту готовность), что, скорее всего, может являться следствием наличия фрустраций и конфликтов в сфере значимых отношений личности. Лишь у 15 % (9 воспитателей) опрошенных воспитателей выявлена слабая нервно-психическая напряженность, свидетельствующая о благоприятном психическом состоянии, наличие легкого напряжения или же полного его отсутствия.
Сравнивая полученные данные у воспитателей с показателем выраженности уровня нервно-психического напряжения у лиц других профессий было выявлено, что высокая степень нервно психического напряжения характерна именно для воспитателей, в то время как у лиц других профессий степень психического напряжения распределяется равномерно среди всех трех групп.
В ходе обследования воспитателей на характер стрессоустойчивости и социальной адаптации с помощью методики Т.Холмса и Р.Раге было выявлено, что для большинства из них характерно наличие «пороговой степени сопротивляемости стрессу» — 55 % случаев. При этом характерна средняя степень стрессовой нагрузки, стрессоустойчивость снижается с увеличением стрессовых ситуаций в жизни. Таким образом, можно утверждать, что для воспитателей характерно проявление стрессоустойчивости как таковой. Однако с учетом разноплановости деятельности, наличия высокого уровня ответственности за своих воспитанников, предъявление высоких требований к профессионализму воспитателей стрессоустойчивость снижается, делая личность наиболее уязвимой. Это подтверждается результатами, полученными в ходе исследования нервно-психического напряжения, так как, несмотря на выявленную стрессоустойчивость, для большинства обследуемых характерно наличие напряженности.
В 30 % случаев выявлена высокая степень сопротивляемости стрессу, что говорить о высокой адаптивности данных личностей, способности приспосабливаться к любым изменяющимся ситуациям. Лишь в 15 % случаев можно говорить о низкой степени сопротивляемости стрессам, ранимости, некоей дезадаптивности личности.
При сравнении полученных показателей с показателями у воспитателей с показателями лиц других профессий было выявлено характерное преобладание пороговой стрессоустойчивости именно у воспитателей, в то время как среди других профессий показатели распределились примерно одинаково. Анализируя полученные данные с помощью T-критерия Стьюдента было выявлено, что для именно для воспитателей характерно наличие пороговой выраженности стрессоустойчивости, различия статистически значимы на уровне р≤0,05.
Выводы. Увоспитателей ДДУ были выявлены высокие показателей по шкалам «неуверенность в себе» и «невротический сверхконтроль поведения». В 40 % случаев (24 обследуемых) у воспитателей детских дошкольных учреждений выявляется наличие умеренно-выраженного нервно-психического напряжения. Характерно наличие «пороговой степени сопротивляемости стрессу».
Литература:
- Дубиницкая, К. А. Особенности проявления феномена профессионального выгорания у воспитателей детского сада / К. А. Дубиницкая // Социальная психология малых групп: Материалы I всероссийской научно-практической конференции, посвященной памяти профессора А. В. Петровского. Отв. ред. М. Ю. Кондратьев.- М: МГППУ, 2009.
- Звездина, Г. П. Эмоциональное выгорание у воспитателей ДОУ // Г. П. Звездина / Управление ДОУ. — 2004. — № 4. — C.59–61.
- Монгуш, О. О. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагогов дошкольного учреждения / О. О. Монгуш // VII международная научная конференция «Актуальные вопросы современной педагогики». — 2015. — С. 47–51.