В жизнедеятельности людей практически нет области, где бы ни использовалась речь, она необходима везде, и особенно она важна, на этапе обучения. От её качества зависит качество обучения. Правильная, чистая речь является одним из важнейших условий нормального развития человека. С помощью речи ребёнок легко включается в окружающий мир, познаёт его, учится выражать свои мысли, требования, желания.
К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое.
В речи современных детей присутствует множество проблем:
– маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения;
– бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы;
– бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты;
Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.
Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается пониженная познавательная активность, психических процессов, нарушение речи, изменения в поведении ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, внимание, память, усидчивость и работоспособность. Конечно, своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей позволяет предотвращать или хотя бы смягчить эти вторичные по своему характеру нарушения. Исходя из того, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, нужно, чтобы процесс обучения стал для них занимательным, интересным и в тоже время развивающим.
Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей с ОВЗ, следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых возможно, хотя бы немного сократить количество появляющихся трудностей в развитии детей данной группы.
Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестает быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.
Мнемотехника — это комплекс приёмов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры рассказа и воспроизведение информации, способствующее развитию речи.
Мнемотехника способствует упрощению для детей процесса непосредственно-образовательной деятельности. Так как дети обучаются в интересной игровой форме, без эмоциональных и умственных перегрузок.
Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста с ОВЗ определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно-образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше запоминают явления, предметы, факты и события, присущи их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций.
Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост: когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь. И в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы.
Как и любая деятельность, мнемотехника строится по известному принципу: от простого к сложному. Здесь можно выделить три основных этапа:
1 этап: работа с мнемоквадратами.
Мнемоквадрат — это структурная единица мнемотаблицы или мнемодорожки. Он представляет собой лист бумаги, на котором схематично отражается какой-либо предмет, признак или действие.
2 этап: работа с мнемодорожками.
Мнемодорожка — это коллаж из мнемоквадратов, складывающий из нескольких изображений. Как правило, это 3–4 изображения.
При помощи него дети учатся «читать» простые схемы из 2–4 символов и простые предложения из 2–3 слов без союзов и предлогов, заучивать стихи, рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории.
3 этап: работа с мнемотаблицами.
Мнемотаблица — это схема, в которую заложена некая информация. На каждое слово или словосочетание выдумывается картинка (изображение), то есть весь текст изображается схематично, глядя на эти изображения (схемы), ребенок легко запоминает и воспроизводит информацию. Именно для составления плана рассказа, пересказа, а также составления рассказов по изображению и серии изображений, описательного рассказа и применяются мнемотаблицы.
Мнемотехнику можно применять в различных видах речевой деятельности: при пересказах произведений художественной литературы; при заучивании стихотворений, потешек и скороговорок; при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, а также при отгадывании и загадывании загадок.
Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области.
Но наиболее широко приемы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей.
В результате обучения детей с ОВЗ с использованием мнемотехники:
– у детей расширяется круг познаний об окружающем мире;
– возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;
– открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;
– обогащается словарный запас;
– дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.
Освоение приемов работы с мнемотаблицами способствует развитию главных психических процессов — внимания, памяти, образного мышления, а также значительно сокращает период обучения связной речи дошкольников с ОВЗ. Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более творческим, интересным, и к тому же очень простым.
Считаю, что в работе по обучению связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать приёмы мнемотехники, так как это помогает детям стать более общительными, расширяет их словарный запас, они учатся связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли. Такая работа с дошкольниками с ОВЗ способствует формированию у них одной из основных компетенций — владению устной коммуникацией, подготовке к продуктивному обучению в школе и успешной адаптации их в современном обществе.
Литература:
- Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. «Знакомим малышей с окружающим миром» — М: «Просвещение», Учебная литература, 1977.
- Большева Т. В. «Учимся по сказке» — СПб: «Детство-Пресс», 2001.
- Большева Т. В. «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» — Ж.л., «Дошкольная педагогика № 4», 2002.
- Бородич А. М. «Методика развития речи» — М.: «Просвещение», 1974.
- Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» — М.: «Ком.Пульс», 1994.
- Матюгин И. Ю. «Тактильная память» — М.: «Эйдос», 1991.
- Поддьякова Н. Н. «Умственное воспитание дошкольника» — М.: «Педагогика», 1972.
- Сафронова Е. Д. «Обучение на основе интеллектуального тренинга», Вып.1, СПб: «Интеркаспий», 1996.