Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №51 (289) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 23.12.2019

Статья просмотрена: 628 раз

Библиографическое описание:

Вопельник, О. М. Мнемотехника как средство развития связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья / О. М. Вопельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 51 (289). — С. 332-333. — URL: https://moluch.ru/archive/289/65640/ (дата обращения: 16.11.2024).



В жизнедеятельности людей практически нет области, где бы ни использовалась речь, она необходима везде, и особенно она важна, на этапе обучения. От её качества зависит качество обучения. Правильная, чистая речь является одним из важнейших условий нормального развития человека. С помощью речи ребёнок легко включается в окружающий мир, познаёт его, учится выражать свои мысли, требования, желания.

К сожалению, в современном мире у детей всё чаще и чаще наблюдаются различные речевые нарушения, которые сильно ограничивают их взаимодействие с окружающим миром. Образная, обогащенная синонимами и описаниями речь у детей дошкольного возраста сейчас явление достаточно редкое.

В речи современных детей присутствует множество проблем:

– маленький словарный запас, а, следовательно, неспособность составлять распространенные предложения;

– бедность диалогическая речи, а, следовательно, неспособность грамотно и доступно формулировать вопросы, строить ответы;

– бедная монологическая речь а, следовательно, неспособность составлять сюжетные или описательные рассказы на предложенные темы, пересказывать тексты;

Такое слабое речевое развитие накладывает свой отпечаток на формирование и других психических процессов: у детей наблюдается сниженное внимание, пониженная вербальная память, а также низкая продуктивность запоминания.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) — это дети, состояние здоровья которых затрудняет освоение образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Как правило, у детей с ОВЗ отмечается пониженная познавательная активность, психических процессов, нарушение речи, изменения в поведении ребенка, нарушаются функции центральной нервной системы, внимание, память, усидчивость и работоспособность. Конечно, своевременно начатое и правильно организованное обучение таких детей позволяет предотвращать или хотя бы смягчить эти вторичные по своему характеру нарушения. Исходя из того, что в настоящее время дети перенасыщены информацией, нужно, чтобы процесс обучения стал для них занимательным, интересным и в тоже время развивающим.

Для достижения наилучших результатов в обучении связной речи детей с ОВЗ, следует применять наряду со стандартными методиками, дополнительные технологии, посредством которых возможно, хотя бы немного сократить количество появляющихся трудностей в развитии детей данной группы.

Известный факт, что наглядный материал у дошкольников усваивается гораздо эффективнее, позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительно полученную информацию, сохранять и воспроизводить её, в связи с чем, в настоящее время не перестает быть актуальной такое средство развития как мнемотехника.

Мнемотехника — это комплекс приёмов и методов, обеспечивающих эффективное запоминание структуры рассказа и воспроизведение информации, способствующее развитию речи.

Мнемотехника способствует упрощению для детей процесса непосредственно-образовательной деятельности. Так как дети обучаются в интересной игровой форме, без эмоциональных и умственных перегрузок.

Важность мнемотехники для детей дошкольного возраста с ОВЗ определяется тем, что именно в этом возрасте у детей доминирует наглядно-образная память, и запоминание имеет чаще всего непроизвольный характер: маленькие дети лучше запоминают явления, предметы, факты и события, присущи их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники упрощают процесс запоминания у детей и значительно расширяют объём их памяти путём появления дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники достаточно прост: когда человек в своём воображении сопоставляет несколько зрительных образов, мозг запоминает эту взаимосвязь. И в будущем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации его мозг воссоздаёт все ранее сопоставленные образы.

Как и любая деятельность, мнемотехника строится по известному принципу: от простого к сложному. Здесь можно выделить три основных этапа:

1 этап: работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат — это структурная единица мнемотаблицы или мнемодорожки. Он представляет собой лист бумаги, на котором схематично отражается какой-либо предмет, признак или действие.

2 этап: работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка — это коллаж из мнемоквадратов, складывающий из нескольких изображений. Как правило, это 3–4 изображения.

При помощи него дети учатся «читать» простые схемы из 2–4 символов и простые предложения из 2–3 слов без союзов и предлогов, заучивать стихи, рассказывать потешки и скороговорки, а также составлять различные истории.

3 этап: работа с мнемотаблицами.

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена некая информация. На каждое слово или словосочетание выдумывается картинка (изображение), то есть весь текст изображается схематично, глядя на эти изображения (схемы), ребенок легко запоминает и воспроизводит информацию. Именно для составления плана рассказа, пересказа, а также составления рассказов по изображению и серии изображений, описательного рассказа и применяются мнемотаблицы.

Мнемотехнику можно применять в различных видах речевой деятельности: при пересказах произведений художественной литературы; при заучивании стихотворений, потешек и скороговорок; при обучении составлению описательных и сравнительных рассказов, а также при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна, то есть её можно также с успехом использовать в любой образовательной области.

Но наиболее широко приемы мнемотехники принято применять в речевом развитии детей.

В результате обучения детей с ОВЗ с использованием мнемотехники:

– у детей расширяется круг познаний об окружающем мире;

– возникает желание пересказывать тексты и придумывать занимательные истории;

– открывается интерес к заучиванию стихотворений и потешек;

– обогащается словарный запас;

– дети преодолевают свою робость, застенчивость, обучаются свободно себя чувствовать перед аудиторией.

Освоение приемов работы с мнемотаблицами способствует развитию главных психических процессов — внимания, памяти, образного мышления, а также значительно сокращает период обучения связной речи дошкольников с ОВЗ. Мнемотехника позволяет сделать процесс запоминания более творческим, интересным, и к тому же очень простым.

Считаю, что в работе по обучению связной речи детей с ограниченными возможностями здоровья целесообразно использовать приёмы мнемотехники, так как это помогает детям стать более общительными, расширяет их словарный запас, они учатся связно говорить, рассказывать и выражать свои мысли. Такая работа с дошкольниками с ОВЗ способствует формированию у них одной из основных компетенций — владению устной коммуникацией, подготовке к продуктивному обучению в школе и успешной адаптации их в современном обществе.

Литература:

  1. Афонькина Ю. А., Урунтаева Г. А. «Знакомим малышей с окружающим миром» — М: «Просвещение», Учебная литература, 1977.
  2. Большева Т. В. «Учимся по сказке» — СПб: «Детство-Пресс», 2001.
  3. Большева Т. В. «Универсальное учебное пособие фотоколлаж» — Ж.л., «Дошкольная педагогика № 4», 2002.
  4. Бородич А. М. «Методика развития речи» — М.: «Просвещение», 1974.
  5. Катаева Л. И. «Изучение познавательных процессов детей дошкольного возраста» — М.: «Ком.Пульс», 1994.
  6. Матюгин И. Ю. «Тактильная память» — М.: «Эйдос», 1991.
  7. Поддьякова Н. Н. «Умственное воспитание дошкольника» — М.: «Педагогика», 1972.
  8. Сафронова Е. Д. «Обучение на основе интеллектуального тренинга», Вып.1, СПб: «Интеркаспий», 1996.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, окружающий мир, прием мнемотехники, дошкольный возраст, заучивание стихотворений, изображение, мнемотехника, ограниченная возможность здоровья, процесс запоминания, связная речь детей.


Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Система ТРИЗ как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Мультстудия как средство развития связной речи у старших дошкольников

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Сказкотерапия как средство активизации речевого общения детей с ограниченными возможностями здоровья

Развитие связной речи у детей с тяжёлыми нарушениями речи

Развитие осязательного восприятия как компенсаторного компонента у детей с нарушением зрения

Ритмика как средство коррекции двигательной сферы детей с нарушениями зрения

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции речи у детей дошкольного возраста

Дидактическая игра как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Задать вопрос