В данной работе рассматриваются особенности мотивации, отношения к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровня субъективного контроля и видов совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского университета участвующих и не участвующих в тьюторском движении. Проводится анализ полученных при исследовании результатов.
Ключевые слова: мотивация, совладающее поведение, студенты медицинского университета, студенты-тьюторы.
Актуальность исследования. В процессе обучения все студенты сталкиваются с различными трудностями и все справляются с ними по разному. Один из способов — активное участие в студенческой жизни университета. Например, участие в тьюторском движении. Помимо прямой деятелиости, участие в движении положительно влияет на развитие организаторских навыков и коммуникативных способностей, позволяет направить мотивационный полис на успех и преобрести большую уверенность в себе за счет развития soft skills.
Цель исследования — изучение различий в мотивации, отношению к достижениям и неудачам, коммуникативных и организаторских способностей, уровне субъективного контроля и видах совладающего поведения в стрессовых ситуациях у студентов медицинского университета участвующих и не участвующих в тьюторском движении.
Характеристика выборки:внашем исследовании приняли участие 64 студента РНИМУ им. Н. И. Пирогова со второго по пятый курсы, обучающихся на факультетах «Лечебный факультет», «Педиатрический факультет», «Психолого — социальный университет», «Медико — биологический факультет», «Стоматологический факультет». Возраст респондентов составляет 18–22 года. 36 респондентов состоят в тьюторском движении, 28 из них не состоят.
Методики исследования: опросник дифференцированной оценки состояний сниженной работоспособности, тест «Коммуникативные и организаторские склонности», тест — опросник «Мотивации успеха и боязни неудач», тест «Уровень субъективного контроля», методика психологической диагностики совладающего поведения личности в стрессовых и проблемных ситуациях, методы математической статистики.
Анализ результатов исследования показал, что для студентов состоящих и не состоящих в тьюторском движении характерны разные уровни способностей, навыков и виды мотивации. Так у 70 % студентов — тьюторов наблюдается умеренное состояние утомления при интенсивной работе, у 17 % выраженное состояние утомления и у 13 % высокое. Низкое состояние монотонии наблюдается у 5 % студентов — тьюторов, умеренное у 71 % таких студентов, 9 % подвержены выраженному состоянию монотонии и 15 % — высокому. Низкое состояние пресыщения подвержены 5 % студентов — тьюторов, 75 % умеренно выраженному состоянию 15 % выраженному и 5 % высокому. У 71 % тьюторов умеренное состояние стресса в сложных ситуациях, 20 % выраженное состояние и 9 % высокое состояние стресса. У 42 % студентов, не занимающихся тьюторской деятельностью, наблюдается умеренное состояние утомления, у 33 % состояние утомления выражено, у 21 % оно высокое и у 4 % — низкое. Выраженное состояние монотонии присуще 16 % студентов, умеренное — 80 % и низкое 4 %. Высокая степень пресыщения наблюдается у 8 %, выраженная у 21 %, умеренная у 63 % и низкая всего у 8 %. Умеренному состоянию стресса в стрессовых ситуациях подвержены 59 % студентов, не занимающихся тьюторской деятельностью, 33 % испытывают выраженное состояние стресса и 8 % высокое.
Также в ходе исследования выяснилось, что в среднем у студентов-тьюторов выше организаторские и коммуникативные способности, чем у студентов, не принадлежащих к движению. Так, высокими коммуникативными навыками обладают 48 % опрошенных тьюторов, а высокими организаторскими способностями 42 %. Средними организационными способностями обладают 38 %, средними коммуникативными навыками 44 %. Коммуникативными навыками ниже среднего обладают 8 %, организаторские способности на уровне ниж9е среднего у 20 %. Студенты, не состоящие в движении, обладают менее выраженными способностями. Высокими коммуникативными навыками обладают 31 %, организаторскими 29 %. Средними способностями 43 %, навыками 39 %. Коммуникативными навыками ниже среднего 30 %, организаторскими способностями ниже среднего 28 % опрошенных.
Рис. 1.Сравнительный анализ уровня работоспособности у студентов, принадлежащих и не принадлежащих к тьюторскому движению (в %)
Рис. 2. Сравнительный анализ коммуникативных и организаторских способностей у студентов, принадлежащих и не принадлежащих тьюторскому движению (в %)
Основным видом мотивации среди всех опрошенных вне зависимости от группы стала мотивация к успеху. Среди тьюторов она составляет 71 %, а среди остальных 50 %. У 23 % опрошенных участников тьюторского движения мотивационный полюс не выражен, так же, как и у 12 % не состоящих в нем респондентов. Оставшиеся 13 % студентов — не тьюторов показали склонность к мотивации несупеха.
Рис. 3. Сравнительный анализ выраженного мотивационного полюса у студентов, принадлежащих и не принадлежащих тьюторскому движению (в %)
Из данного исследования можно сделать следующие выводы:
1) Наблюдается разница в личностной сфере между студентами, состоящими в тьюторском движении, и не состоящими в нем.
2) Вне зависимости, от причастности к движению, во всех группах респондентов были обнаружены различные уровни коммуникативных и организаторских способностей. В каждой из групп респонденты продемонстрировали более высокие коммуникативные навыки, чем организаторские способности. Наиболее высокий уровень, как организаторских способностей, так и коммуникативных, навыков показали студенты, состоящие в тьюторском движении.
3) У студентов, состоящих в движении, чаще встречается мотивация к достижению успеха. Не выраженный мотивационный полюс так же наиболее присущь студентам, состоящим в движении. Среди респондентов, состоящих в тьюторском движении, не было выявлено мотивации неуспеха. Так же можно выделить то, что среди всей выборки преобладает мотивация к успеху.
4) Для всех респондентов, при оценке уровня работоспособности, наиболее характерна умеренная степень любого из выявляемых состояний. Высокое состояние монотонии было выявлено только для студентов, не состоящих в тьюторском движении, а высокое состояние стресса только для состоящих в движении студентов. Наблюдается разница в оценке всех состояний.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть применены в деятельности практических психологов, специализирующихся на данной проблематике, а также для регуляции условий работы, учёбы и внеучебной деятельности студентов с учётом их особенностей.