В данной работе рассматриваются особенности гностической функции у детей с нарушениями речи. Осуществляется сравнение особенностей гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием. Полученные данные указывают на большую вовлеченность в патологический процесс у детей с речевыми нарушениями психических процессов, функционально связанных с дисфункцией теменно-височно-затылочных структур по сравнению с детьми группы нормы.
Ключевые слова: гностическая функция, нарушения речи.
На сегодняшний день остро обозначилась проблема нарушений речи у детей. Год от года количество детей с такими нарушениями увеличивается, а значит встает проблема своевременной диагностики, а также нахождение путей коррекции нарушений речи.
Гнозис является одной из важнейших психических функций, которая обеспечивает всю познавательную деятельность ребенка. На ранних этапах развития ребенка гнозис является той базой, на которой формируется речь. При этом формируясь, речь также качественно перестраивает гнозис, делая его произвольным и целенаправленным.
Цель исследования — изучение гностической функции у детей в норме и с речевой патологией.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
- Изучить особенности гностической функции у детей дошкольного возраста с нарушениями речи.
- Сравнить сформированность гнозиса у дошкольников с нарушениями речи и нормальным речевым развитием.
Объект исследования — гностическая функция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования — особенности гностической функции у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи и с нормальным речевым развитием.
Практическая значимостьисследования заключается в возможности использования полученных результатов психологами, педагогами, логопедами и дефектологами для поведения коррекционных мероприятий с детьми, которые имеют нарушения речи.
Методики исследования.
Для обследования была применена схема нейропсихологического обследования для детей старшего дошкольного возраста(5–6 лет), разработанная: Ж. М. Глозман, А. Ю. Потаниной, А. Е. Соболевой. Методы математической и статистической обработки: выявление различий в уровне исследуемого признака (U-критерий Манна-Уитни), ранговая корреляция (коэффициент ранговой корреляции rs Спирмена).
В исследовании приняли участие 26 детей дошкольного возраста 5–6 лет. Из них 13 детей, составивших группу патологии, у которых имеется речевая патология, выражающаяся в нарушении таких компонентов речи, как звукопроизношение (снижение внятности речи, дефекты звуков), фонематического слух (недостаточное овладение звуковым составом слова), лексико-грамматического строя (бедность словарного запаса, неумение согласовывать слова в предложении). Группу нормы составили 13 детей без речевых нарушений.
Результаты исследования:
Анализ результатов исследования показал, что дети с речевыми нарушениями хуже справляются со следующими пробами на зрительный гнозис: узнавание реалистических (р=0,006), перечеркнутых (p=0,001), наложенных (р=0,001) изображений. Нарушения представлены в виде фрагментарности восприятия, трудностей симультанного синтеза, несформированности предметного гнозиса. Импульсивность восприятия характерна как для детей с нарушениями речи, так и для группы нормы. Данные представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в зрительном гнозисе
Детьми с нарушениями речи было допущено больше ошибок при оценке акустического гнозиса (р=0,003) в результате несформированности акустического гнозиса и слабость акустического внимания. Данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в акустическом гнозисе
Ошибки восприятия пространственных признаков зрительных стимулов при исследовании узнавания пространственно-ориентированных простых фигур Бентона в большей степени характерны для детей с речевыми нарушениями (р=0,001). Данные представлены на рисунке 3.
Рис. 3. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в пространственном гнозисе
Исследование тактильного гнозиса показало наличие ошибок в виде расхождения более чем на 1 см при локализации прикосновения у детей с речевыми нарушениями (р=0,02). Не было выявлено игнорирования прикосновения ни на одной из рук. Данные представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Сравнительный анализ симптомов, выявляемых в тактильном гнозисе
Маловыраженными являлись ошибки в пробе на идентификацию эмоций. Так не было выявлено ошибок в идентификации эмоций по знаку. У одного ребенка с нарушением речи была выявлена единичная ошибка в идентификации эмоции по качеству.
Корреляционный анализ показал, что у детей с нарушением плавности речи отмечаются: несформированность предметного гнозиса (rs=0,433, при р<0,05), фрагментарность восприятия (rs=0,553, при р<0,01), трудности симультантного синтеза (rs=0,563, при р<0,01), слабость акустического внимания (rs=0,501, при р<0,01). При нарушении согласованности речи: фрагментарность восприятия (rs=0,617, при р<0,01), трудности симультантного синтеза (rs=0,692, при р<0,01), расхождение при локализации прикосновения (rs=0,632, при р<0,01). При поиске номинации: слабость акустического внимания (rs=0,501, при р<0,01). При семантических заменах: несформированность предметного гнозиса (rs=0,527, при р<0,01), несформированность акустического гнозиса (rs=0,624, при р<0,01). При нарушении понимания логико-грамматических конструкций фрагментарность восприятия (rs=0,793, при р<0,01), ошибки восприятия пространственных признаков (rs=0,686, при р<0,01), расхождение при локализации прикосновения (rs=0,517, при р<0,01).
Выводы:
1) Наиболее выраженными у детей с речевыми нарушениями являются трудности узнавания реалистических, перечеркнутых, наложенных изображений, возникающих в результате фрагментарности восприятия, трудности симультанного синтеза, нарушении акустического и тактильного гнозиса.
2) Для обеих групп характерны ошибки восприятия пространственных стимулов в пробе на узнавание фигур Бентона, но дети с нарушениями речи допускают значимо больше ошибок.
3) Нарушение зрительного, тактильного, акустического и пространственного гнозиса наиболее характерно при расстройстве лексико-грамматического строя речи.
4) Для детей с речевыми нарушениями характерна несформированность функций теменно-височно-затылочных структур.