В данной работе рассматривается актуальная проблема интернет-зависимости среди студентов в контексте восприятия интернет-пространства и использования смартфонов. Анализируется взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и желанием студентов уделить время просмотру ленты социальных сетей.
Ключевые слова: интернет-зависимость, восприятие виртуальной реальности, смартфоны, социальные сети, студенты.
Актуальность исследования. Внаши дни доступ к интернет-пространству стал легким и неограниченным. Доступность погружения в виртуальную реальность влечет за собой одну из актуальных проблем современности — проблему интернет-зависимости. Интернет-зависимость может проявляться в виде желания все больше и больше времени проводить в интернете и уходить от реальности, тревожности и психомоторному возбуждению без доступа к сети, внутриличностным проблемам и многим другим отрицательным проявлениям. Кроме того, студенты часто испытывают трудности с организацией своего времени, потому что переключают свое внимание на смартфоны. Все перечисленное указывает на необходимость рассмотрения проблемы интернет-зависимости среди студентов во взаимосвязи с восприятием виртуального пространства и особенностями использования смартфонов.
Цель исследования: изучение особенностей восприятия интернета и использования смартфонов студентами с разным уровнем интернет-зависимости.
Методики исследования: шкала интернет-зависимости С. Чен (шкала CIAS) в адаптации В. Л. Малыгина и К. А. Феклисова [1]; опросник Е. А. Щепилиной «Восприятие интернета»; самостоятельная разработанная анкета для изучения особенностей пользования смартфонами. Достоверность различий показателей определялась с помощью непараметрического критерия Крускала-Уоллиса. Для изучения взаимосвязи между различными параметрами применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Характеристика выборки. В исследовании приняли участие 44 первокурсника в возрасте от 17 лет до 21 года. На основании показателей теста С. Чен среди респондентов были выделены три группы: в первую группу — группу лиц с интернет-зависимостью — вошли 18 % респондентов; группу риска возникновения интернет-зависимости составили 59 % опрошенных; в группу нормы вошло 23 % выборки (p=0,000).
Результаты исследования. Математический анализ результатов исследования показал, что студенты с интернет-зависимостью иначе воспринимают интернет, нежели первокурсники группы риска или без интернет-зависимости. Качественный анализ результатов изучения факторов зависимости показал, что интернет-зависимые студенты больше всех остальных нуждаются в сенсорной стимуляции и по этой причине используют сеть, причем поведение в интернете у них нецеленаправленное (p=0,003). Однако более всего привержены к сетевой субкультуре и чаще всех остальных пользуются специальными терминами и сленгом студенты без интеренет-зависимости.
Студенты группы риска чаще других используют интернет в качестве средства общения. Интернет-зависимым студентам свойственно изменение состояния сознания в результате использования интернета (р=0,043) и использование интернета в качестве «ухода» из реальности (р=0,033).
Качественный анализ результатов изучения последствий зависимости показал, что все первокурсники из нашей выборки одинаково воспринимают пространство в интернете как проективную реальность.
Также было выявлено, что представители различных групп с разной частотой бесцельно просматривают ленту социальных сетей (p=0,000), слишком много времени тратят на просмотр ленты социальных сетей (p=0,004).
Корреляционный анализ выявил взаимосвязь между симптомами интернет-зависимости и особенностями использования смартфонов. Так, часто бесцельно просматривают ленту социальных сетей студенты, для которых характерны симптомы отмены (r=0,485; при p=0,001) и толерантности (r=0,581; при p=0,000), а также испытывающие внутриличностные проблемы и проблемы со здоровьем (r=0,569; при p=0,000). На просмотр ленты приходится большая часть времени, которое интернет-зависимые первокурсники проводят с гаджетами (r=0,449; при p=0,002). Студенты, испытывающие проблемы с управлением временем, особенно часто отвлекаются на смартфон во время занятий (r=0,305; при p=0,044). В целом же представители группы интернет-зависимых обеспокоены тем, что смартфоны и другие гаджеты отнимают у них слишком много времени (r=0,375; при p=0,012).
Выводы. Проведенное исследование продемонстрировало, что в группе риска приобретения интернет-зависимости находится больше половины респондентов, в то время как к группе нормы относится меньше четверти опрошенных. Интернет-зависимых студентов часто толкает к использованию интернета потребность в сенсорной стимуляции, в то время как представители группы риска чаще всего заходят во всемирную сеть для общения. Вне зависимости от подверженности интернет-зависимости респонденты воспринимают интернет как проективную реальность. Часто студенты с разной выраженностью интернет-зависимости ловят себя на мысли, что долго и бесцельно листают ленту социальных сетей.
Практическая значимость. Результаты исследования могут быть применены в практике психологов, специализирующихся на помощи интернет-зависимым молодым людям.
Литература:
- Интернет-зависимое поведение. Критерии и методы диагностики: учебное пособие / В. Л. Малыгин, К. А. Феклисов, А. С. Искандирова и др. — М. МГМСУ, 2011. — 32 с.