Статья посвящена исследованию особенностей гендерной идентичности у трансгендерных людей с приписанным мужским полом в сравнении с цисгендерными женщинами. В результате исследования выявлено, что с началом трансгендерного перехода наступает гендерное самоопределение. Оценено место гендерной идентичности в общей структуре идентичности трансгендерных людей. В ходе исследования установлены различия в значимости телесного и социального компонентов в структуре гендерной идентичности трансгендерных женщин.
Ключевые слова: самосознание, гендер, гендерная идентичность, гендерные роли, транссексуальность, трансгендерный переход.
Проблема трансгендерности в настоящее время остается малоизученной, в силу табуированности проблемы и негативной установки российского общества по отношению к любым сексуальным и гендерным девиациям. При этом установлено, что трансгендерные лица подвергаются дискриминации, страдают от внутренней трансофобии, представляют группу риска в отношении депрессивных расстройств и суицидального поведения. С другой стороны, технологии «смены пола» становятся всё более доступными, а возможные варианты гендерной самоидентификации — всё более разнообразными, выходящими за пределы бинарной системы. В связи с этим, актуальным представляется углубленное изучение структуры и содержания гендерной идентичности при трансгендерности с целью разработки оптимальных индивидуальных стратегий медицинского и психологического сопровождения каждой отдельной личности, стремящейся совершить переход.
Трансгендерный переход представляет собой реализацию определенной гендерной идентичности индивида. Гендерная идентичность — это осознание человеком своей принадлежности к мужскому или женскому полу. Данное понятие обозначает аспект самосознания личности, описывающий переживание человеком себя как представителя пола, как носителя конкретных полоспецифических характеристик и особенностей поведения, соотносимых с представлениями о маскулинности/фемининности [1]. Трансгендерность — несовпадение гендерной идентичности человека с зарегистрированным при рождении полом. Доминирующим переживанием транс-мужчин и транс-женщин является внутренний гендерный конфликт, или так называемая «гендерная дисфория». Эта дисфория вызвана тем, что гендерная идентичность не совпадает с биологическим (приписанным) полом индивида [4]. Понятие «трансгендерности» является общим и включает в себя как «транссексуалов» — людей, придерживающихся бинарной гендерной картины мира и желающих изменить свое тело так, чтобы оно соответствовало полу, который противоположен приписанному им при рождении, так и «небинарных трансгендеров», чьи гендерные представления шире стандартной бинарной системы и чья гендерная идентичность не соответствует в полной мере ни одному из двух традиционно выделяемых полов [2; 3].
Трансгендерный переход — процесс приведения гендерной роли и тела человека в соответствие с его внутренним самоощущением [3]. Трансгендерный переход является инструментом достижения целостной гендерной идентичности и преодоления диффузии идентичности. При этом особенности идентичности у трансгендерных людей после завершения перехода, психологический смысл и содержание перехода находятся вне поля научного интереса и являются малоизученными.
Нами было проведено пилотажное исследование, целью которого стало выявление особенностей гендерной идентичности у трансгендеров с приписанным мужским полом. В исследовании приняли участие две группы испытуемых: трансгендерные женщины и цисгендерные женщины. В экспериментальную группу вошло 9 трансгендерных участниц с приписанным мужским полом в возрасте от 18 до 38, средний возраст 29 лет. Среди них было 6 бинарных и 3 небинарных трансгендерных испытуемых. В контрольную группу вошло 9 цисгендерных женщин в возрасте от 20 до 41 года, средний возраст 25 лет.
Методы и методики, использованные в данном исследовании: 1) Тест «Кто Я» (М. Кун и Т. Мак-Партланд); 2) Модификация методики «Книга жизни» (Д. МакАдамс); 3) Модификация полоролевого опросника (С. Бем); 4) Модификация теста цветоуказания неудовлетворенности собственным телом (CAPT) (О. Вули, С. Ролл). Последние две методики предъявлялись дважды с целью сравнения телесного и социального компонентов образа Я до и после трансгендерного перехода.
В итоге проделанной исследовательской работы получены следующие результаты:
- Результаты теста цветоуказания неудовлетворенности собственным телом показали, что при «переходе» восприятие тела у трансгендерных испытуемых изменяется. Установлено, что средний уровень удовлетворенности у трансгендерных женщин равен среднему уровню удовлетворенности у цис-женщин. Для более детального рассмотрения негативного отношения к телу мы выделили в контурах следующие зоны: Верхняя часть (голова, волосы, шея), торс (плечи, грудь, живот), ноги (бедра, голени, ступни) (рис.1). Основная доля неудовлетворенности своим телом у трансгендерных испытуемых связана с зонами, остающимися неизменными или трудно изменяемыми (размер ноги, рост волос на лице, кадык), которые отдаляют испытуемых от их личного и социального образа женщины, женственности.
Рис. 1. Области неудовлетворенности телом согласно группировке по частям тела
- Результаты полоролевого опросника С. Бем показали, что большинство испытуемых оценивают себя в результате перехода как более феминных, однако этот сдвиг не достигает уровня статистической значимости.
- С помощью теста «Кто Я» М. Куна и Т. Мак-Партланда мы оценивали место гендерной идентичности в общей структуре идентичности. Для этого мы разделили все ответы испытуемых на три категории: прямые упоминания женской гендерной идентичности («женщина», «привлекательная девушка», «особь женского пола»), косвенные упоминания женской гендерной идентичности («дочь», «подруга», «ответственная») и ответы, не связанные с упоминанием гендерной идентичности («человек», «интроверт», «пешеход») (рис.2). Результаты теста «Кто Я» продемонстрировали, что при отсутствии значимых межгрупповых различий в частоте прямых упоминаний пола, косвенные упоминания гендерной идентичности значимо чаще встречаются в ответах цис-гендерных женщин, что может быть связано с наличием небинарных трансгендерных испытуемых в экспериментальной группе, чья гендерная идентичность имеет более неопределенный, текучий характер.
Рис. 2. Сравнение частот упоминания гендерной идентичности в методике «Кто я?» участницами экспериментальной и контрольной группы
- На основании анализа материалов методики «Книга жизни» выявлено, что основные подъемы и спады в жизни испытуемых экспериментальной группы связаны с гендерной идентичностью, а большинство позитивных оценок актуального жизненного этапа обусловлены началом гормональной терапии или первой операцией, что отражает центральную роль гендерной идентичности в общей структуре самосознания трансгендерных людей и положительное влияние трансгендерного перехода на удовлетворенность жизнью и собой.
Рис.3. Средние оценки жизненных этапов в обеих группах
На основании анализа результатов проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
- Гендерная идентичность занимает центральное место в структуре самосознания трансгендерных людей.
- В структуре гендерной идентичности трансгендерных женщин социальный компонент преобладает над телесным, поскольку наиболее значимым для них является не полное соответствие тела анатомии женского пола, а социальная перцепция их в качестве женщин.
- Трансгендерный переход играет важную роль в преодолении диффузии идентичности и гендерной дисфории, а также благоприятно влияет на психологическое состояние испытуемых и общую удовлетворенность жизнью.
Литература:
- Клецина И. С. Гендерная психология. — 2-е изд. — СПб: Питер, 2009. — 496 с.
- Организация Объединенных Наций. Трансгендерность. — «Свободные и равные» — 2017–5 c.
- Поспелова О. В., Карагаполова И. В. Трансгендерность и гетеронормативность — Архангельск: Ракурс, 2012. — 64 c.
- Kessler S. J., McKenna W. Gender Construction In Everyday Life: Transsexualism (Abridged) — Feminism & Psychology — 10(1) — 2000. — 11–29 c.