Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 5512 раз

Библиографическое описание:

Щебетова, А. Л. Психологические особенности ситуаций жизненного выбора в среднем возрасте / А. Л. Щебетова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3177/ (дата обращения: 16.10.2024).

Исследуются жизненный выбор как придания дополнительного смыслового импульса к движению в одном из равных альтернативных направлений. Приведены результаты эмпирического исследования доказавшего, что у взрослых доминируют социально зрелые выборы, преобладает самостоятельность в принятии решения. Взрослые ориентируются на будущее, на сохранение социального статуса, а также на удовлетворение нравственных и духовных потребностей.

Ключевые слова: выбор, жизненный выбор, ситуации жизненного выбора, взрослость.

Key words: choice, life choice, situations of life choice, adulthood.

Выбор представляет собой чрезвычайно сложный и многоаспектный психологический феномен. Человеческая жизнь – это результат жизненных выборов, которые ежечасно делает личность. Человек на протяжении жизни осуществляет множество актов выбора самого разного характера в различных сферах и на разных уровнях: психологическом, этическом, социальном и других. Выбор человека обладает мощными движущими и направляющими силами, регулятивными возможностями. В современной социально-экономической ситуации количество выборов, которые с необходимостью должен осуществить человек, нарастает: нестабильность экономической жизни, тревожность в связи с возможностью потерять работу, часто дисгармоничные отношения в семье, обусловленные неоднозначностью жизненной ситуации, осознание некомпетентности при решении смысложизненных задач и пр. Делает чрезвычайно актуальными вопросы природы и сущности выборов.

Совершая выбор в переломные периоды жизни, человек тем самым определяет направление и характер своего дальнейшего развития. Эффективный выбор способствует, а неэффективный, - затрудняет достижение человеком вершин.

Изучение проблемы выбора представлено в отечественной психологии в разных аспектах. Выбор рассматривается как составляющая жизненного пути личности (С.Л. Рубинштейн, В.С. Мухина, А.Г. Асмолов и др.); как побуждение к акме (А.А. Бодалев, А.А. Деркач и др.); как концептуальное понятие теории принятия решений (Т.В. Корнилова); как внутренняя деятельность (Д.А. Леонтьев). В последние годы появились работы, в которых подчеркивается значимость изучения ценностных оснований выбора (В.В. Знаков). Отмечается, что выбор связан с осознанием, реализацией собственного потенциала и определяется внутренней позицией личности, ее ценностными ориентациями (В.С. Мухина).

В нашем исследовании выделены следующие виды жизненных выборов, которые являются для субъекта жизненными: профессиональные, личностные и экзистенциальные выборы.

Профессиональный выбор - это разновидность выбора, при котором критерии для сравнения альтернатив не даны изначально и испытуемому самому предстоит их конструировать. Субъект должен найти общие основания для сопоставления качественно разных альтернатив и сформулировать критерии оценки разных альтернатив, по отношению к которым альтернативы приобретают тот или иной смысл [3].

Выбор оказывается в центре вопросов человеческого существования, основополагающей его характеристикой, уникальной особенностью и непременным условием того, чтобы принимать ответственность за собственное «Я». Более того, любой выбор оказывается затрагивающим личность человека, определяющим ее, и, следовательно, любой выбор оказывается личностным. А.В.Петровский, Д.Н.Леонтьев, Н.В.Пилипко подчеркивают особенность личностного выбора, его отличие от повседневных выборов, считая, что нужно провести разграничение между «личностным выбором», выбором между мотивами и многочисленными выборами, которые сиюминутно совершаются в пределах нормативно заданной деятельности [1]. Другая же группа авторов (Э.Фромм, С.Мадди, Д.А.Леонтьев) считает, что личностный выбор может совершаться и в повседневных ситуациях [2, 5, 4]. Мы придерживаемся последней точки зрения, считая, что из многочисленных осознанных и осмысленных повседневных выборов складывается основание для важных и судьбоносных выборов и поступков личности.

Возможен также экзистенциальный выбор - выбор в критических жизненных ситуациях, когда субъекту не даны ни критерии сравнения альтернатив, ни сами альтернативы. Он должен сам конструировать эти альтернативы вместе с возможными будущими, являющимися следствиями выбора той или иной из них, и на основании сравнения возможных будущих и возможностей ответственной реализации выбранной альтернативы делать свой выбор. Это выбор одного из возможных в данный момент будущих. В философии экзистенциализма ситуация экзистенциального выбора рассматривалась как чрезвычайная. Широко известен фиксирующий это положение дел термин К.Ясперса «пограничные ситуации» [6]. Экзистенциальный выбор должен быть самостоятельным, целостным, спонтанным, очевидным и удовлетворяющим личность.

Проблемы психологических механизмов жизненного выбора на сегодняшний день актуальны как в области экзистенциальной психологии, так и в теоретической психологии, являясь насущными вопросами психологии личности, и в практической психологии. Недостаточным для понимания процесса осуществления выбора оказывается исследование динамики ценностно-смысловой сферы человека без обращения должного внимания на конкретно-операциональный аспект выбора. Здесь встают вопросы об элементарной единице оперирования в ценностно-смысловой сфере человека в ситуации выбора и о внутренней структуре самого выбора.

Как свидетельствуют результаты проведения методики «Ситуации жизненного выбора», в осуществлении жизненного выбора у взрослых наиболее высокие показатели средних значений (10,97; 10,94) приходятся на экзистенциальные социально зрелые выборы. Это можно объяснить тем, что данный период взрослости сопровождается ощущениями неудовлетворенности собой, положением, жизнью и деятельностью. Потеря смысла сопровождается ощущением беспомощности, безнадежности, апатией, на этом фоне часто возникают депрессивные состояния. Эти переживания обычно связаны с переоценкой ранее принятых решений и планов, соотнесением их с требованиями действительности, особенно если они вступают в противоречие со сложившейся ситуацией или коренным образом с ней не совпадают. Повышенный уровень тревоги при переживании кризиса связан с ситуацией неопределенности, обусловленной необходимостью переоценки жизненных позиций. В кризисе человеком овладевает чувство дезориентации, неуверенности в себе, в отношениях в суждениях и целях, неопределенность может казаться глобальной, порождать тревогу. Человек все чаще и чаще становится перед экзистенциальными выборами.

Период взрослости тоже полон профессиональных выборов: выбор места работы; смена деятельности внутри и вне профессиональной сферы; выбор второго, а иногда и третьего образования; планирование карьеры. Но как это, ни удивительно, в нашем исследовании на профессиональные выборы приходится (средние значения 7,7; 7,1).

Представления о задачах ранней взрослости включают в первую очередь профессиональное развитие, создание семьи, направленность на получение новых знаний, высокую активность в созидании нового. Представления о гендерных различиях связаны с тем, что мужчинам приписывается большая ориентация на профессиональную активность, а женщинам, – создание семьи и рождение детей наряду с профессиональным становлением и освоением знаний. В связи с этим выборы осуществляются в двух этих сферах.

Для тридцатилетних наиболее значимой является профессиональная сфера, осуществляемые профессиональные выборы могут привести к изменениям профессионального статуса, уровня квалификации, обучение, связанное с изменением профессии или повышением квалификации, стремление резко изменить профессиональное направление. Кроме того, возникают изменения в семейной сфере (среди наиболее значимых: материальная и бытовая независимость от родителей и поступление детей в школу); также отмечаются ситуации выбора сферы собственных увлечений.

Представления о задачах поздней взрослости и для мужчин и женщин связаны с интенсивной работой, наличием новых идей и продуктивностью в профессиональной сфере, а также с воспитанием детей. Разница в том, что для женщин задачи, связанные с детьми и семьей находятся на первых позициях, а для мужчин на первых позициях – профессиональная активность.

Для сорокалетних характерны выборы в профессиональной сфере (от упрочения позиций до смены места и профессии), также происходят изменения в семейной сфере (окончание детьми учебных заведений, поступление в учебные заведения, различные изменения в супружеских отношениях, забота о родителях).

Итак, в отношении преобладания социальной зрелости или незрелости в экзистенциальных, профессиональных и личностных выборах у взрослых людей мы получили следующие результаты. У взрослых в экзистенциальных типах жизненных выборов доминируют социально зрелые выборы. На наш взгляд это можно объяснить теми особенностями той ситуации, в которой живут современные испытуемые. В группе взрослых людей наибольшие средние значения приходятся на самостоятельные выборы (5,1; 6,2). Мы видим причину подобного явления в том, что с этим периодом жизни связывают становление самостоятельности и ответственности человека за свои поступки способности принимать «смысложизненные» решения, закрепление мировоззренческих ориентации, построение устойчивого «образа мира», определение перспектив и целей жизни и т.д. Поэтому именно в данном возрасте люди обладают большей внутренней свободой, склонны к свободе выбора действий, поступков, суждений. Полученные результаты исследования, позволяют нам сказать, что именно в поздней взрослости люди при планировании жизни рассчитывают только на себя и свои силы, всегда стараются сами осуществлять выбор и несут ответственность за принятое решение.

Следующим пунктом рассмотрения полученных результатов будет рассмотрение когнитивных и эмоциональных условий, с помощью которых осуществляется процесс выбора.

Данные, полученные по результатам обработки опросника, свидетельствуют о преобладании у взрослых людей когнитивного компонента при осуществлении жизненных выборов. Данную группу испытуемых характеризует тщательное обоснование и аргументирование своих жизненных планов, в их жизни присутствует размышления над своими жизненными целями. При принятии важных решений взрослые ориентируются на выдвинутые аргументы, а не под влиянием эмоций.

Итак, во взрослости преобладает самостоятельность в принятии решения, осуществляют социально зрелые выборы, которые осуществляются под влиянием разных факторов: они осуществляются более рационально, самостоятельно и обдуманно.

В своем выборе взрослые ориентируются на будущее, на сохранение социального статуса, а также на удовлетворение нравственных и духовных потребностей, во взрослом возрасте люди обладают достаточной свободой и осмысленностью выбора.


Литература:
  1. Абульханова К.А., Березина Т.Н. Время личности и время жизни. - Спб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

  2. Бодалев, А.А. Вершины в развитии взрослого человека: [Текст]/А.А. Бодалев. – Спб.: Питер, 2007.

  3. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2003. – 478 с.

  4. Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. - 1995.- № 1. – С. 97-110.

  5. Мадди С. Теории личности: сравнительный анализ. - Спб: Речь, 2002. – 538 с.

  6. Папуш М. Психотехника экзистенциального выбора. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001. - 234 с.

Основные термины (генерируются автоматически): выбор, жизненный выбор, профессиональная сфера, взрослый, личностный выбор, экзистенциальный выбор, поздняя взрослость, профессиональная активность, семейная сфера, социальный статус.


Ключевые слова

выбор, жизненный выбор, ситуации жизненного выбора, взрослость

Похожие статьи

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Социально-психологический портрет современного предпринимателя

В статье рассматриваются основные психологические качества личности, необходимы для создания успешного бизнеса, управления, организации и ведения собственного дела. Неизменное терпение, настойчивость и планирование на долгосрочную перспективу, включа...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Похожие статьи

Влияние стиля детско-родительских отношений на школьную тревожность подростков

В статье рассматривается взаимная обусловленность детско-родительских отношений и школьной тревожности подростков. Представлены теоретические аспекты проявления тревожности в подростковом возрасте. По результатам эмпирического исследования показана в...

Особенности ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин с разным уровнем выраженности симптомов кризиса 30 лет

В статье представлены результаты исследования особенностей ценностно-смысловой сферы мужчин и женщин в возрасте 27–30 лет. Показано, что чем более выражены у человека симптомы возрастного кризиса (частая смена настроения, внутренние переживания и кон...

Мотивация достижения успеха у подростков с разным уровнем самооценки

Статья исследует связь между самооценкой и мотивацией достижения у подростков. В исследовании были использованы методики С. А. Будасси и А. Мехрабиана. Полученные результаты демонстрируют значимую роль самооценки в формировании мотивации достижения у...

Особенности профессионального самоопределения старших подростков с разным уровнем социального интеллекта

В статье представлены результаты эмпирического исследования описывающего особенностей профессиональное самоопределение старших подростков с разным уровнем социального интеллекта. Дана психологическая характеристика понятий «профессиональное самоопред...

Социально-психологический портрет современного предпринимателя

В статье рассматриваются основные психологические качества личности, необходимы для создания успешного бизнеса, управления, организации и ведения собственного дела. Неизменное терпение, настойчивость и планирование на долгосрочную перспективу, включа...

Новейшая модель планирования учебной деятельности подростков «Непрерывный поиск и развитие» на основе личностно-индивидуального развития и деятельностно-ценностной технологии

В данной статье рассматривается сущность образовательной деятельности подростков в контексте современной педагогики. Автор предлагает новейшую модель планирования учебной деятельности, которая содержит требования к индивидуальному развитию учеников в...

Самоотношение как компонент личностного потенциала обучающихся подросткового возраста

Личностный потенциал представляет собой сочетание индивидуальных качеств, необходимых для успешного функционирования в обществе. В данной статье рассматриваются проблемы развития личностного потенциала подростков. В статье приводятся результаты эмпир...

Связь эмоционального интеллекта и группового статуса в юношеском возрасте

Работа построена на анализе психологического феномена эмоционального интеллекта в юношеском возрасте, особенностей данного возрастного этапа, которые рассматриваются и отечественными, и зарубежными учёными. Практическая часть работы посвящена изучен...

Агрессия как признак переживания субъективного одиночества в юношеском возрасте

Агрессия в юношеском возрасте зачастую проявляется в качестве защитного механизма личности, так как личность испытывает тревогу. Возникновение этой тревоги может быть связано с противоречивым и конфликтным характером Я-концепции юноши. Возникновение ...

Связь ценностных ориентаций и статуса личностной идентичности в подростковом возрасте

Исследование направлено на изучение связи между ценностными ориентациями и статусом личностной идентичности у подростков. Актуальность исследовательской работы обусловлена сложностями формирования идентичности в современном социокультурном контексте....

Задать вопрос