К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 1422 раза

Библиографическое описание:

Агафонова, Е. А. К вопросу о применении метода Case-study и использовании Интернет-ресурсов как активных методов обучения иностранному языку в техническом вузе / Е. А. Агафонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 114-116. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3283/ (дата обращения: 19.12.2024).

В настоящее время педагогами-новаторами созданы и успешно используются игровые технологии, технологии индивидуализации обучения, проблемное обучение, коммуникативные технологии и др. Все они основаны на методах активного обучения, поэтому с полным правом именуются интенсивными образовательными технологиями. К ним, прежде всего, относятся компьютерные и сетевые технологии, технологии тотальной индивидуализации обучения и другие методы обучения, базирующиеся на личностно-ориентированном подходе.

В частности, метод Case-study позволяет сделать акцент на активную мыслительную деятельность обучающихся, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Применение метода Case-study на занятиях по иностранному языку позволяет решать задачи развития творческого и критического мышления студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания и применять их для решения познавательных и практических задач, ориентироваться в информационном пространстве, анализировать и актуализировать полученную информацию, поскольку в разные моменты познавательной, экспериментальной, прикладной, творческой деятельности студенты используют совокупность всех перечисленных интеллектуальных навыков и умений. При этом создаются условия, в которых студенты:

  1. приобретают новые знания, используя различные ресурсы, в том числе, Интернет - источники;

  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

  3. приобретают коммуникативные умения, работая в группах, развивают навыки говорения;

  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения и системное мышление).

  5. развивают умения информационного поиска. [5]

Case–study – это специфический метод обучения, применяемый для решения образовательных задач. Гарвардская Школа Бизнеса определяет метод кейсов как метод обучения, при котором студенты и преподаватели активно участвуют в непосредственном обсуждении конкретных ситуаций или задач. Таким образом, суть данного метода заключается в осмыслении, критическом анализе и решении конкретных проблем или случаев (cases). Кейс – это описание ситуации, которая имела место в той или иной практике и содержит в себе некоторую проблему, требующую разрешения. Это своего рода инструмент, посредством которого в учебную аудиторию привносится часть реальной жизни, практическая ситуация, которую предстоит обсудить, и предоставить обоснованное решение. Кейсы обычно подготовлены в письменной форме и составлены, исходя из опыта реальных людей. Благодаря высокой концентрации ролей в кейсах, данная технология близка к игровым методам и проблемному обучению.

Кейс - явление сложное; он должен содержать максимально реальную картину и конкретные факты, а также иметь стабильный набор характеристик. Каждый кейс должен включать в себя следующие аспекты: проблемный, конфликтогенный, ролевой, событийный, деятельностный, временной, пространственный. Задача студентов – осмыслить предложенную жизненную ситуацию, описание которой отражает не только практическую проблему, но и актуализирует ранее усвоенный комплекс знаний, чётко сформулировать и квалифицировать проблему и выработать определённый алгоритм деятельности, который ведёт к решению проблемы.

Существует широкий круг образовательных задач и возможностей метода Case-study:

  1. приобретение новых знаний и развитие общих представлений;

  2. развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
  3. приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;

  4. приобретение навыков разработки действий и их осуществления;

  5. возможность и умения работать в команде;

  6. возможность и умения находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы.

Для того, чтобы будущие выпускники технического вуза могли чувствовать себя уверенно в реальной жизненной ситуации, они и на занятиях должны быть поставлены в такие условия, при которых с помощью иностранного языка они могли бы решить нужные для себя проблемы. [3]

Применение кейс-метода на занятиях по английскому языку в неязыковом вузе преследует определенную цель, а именно: совершенствование коммуникативной компетенции (лингвистической и социокультурной). Знакомство с кейсом - чтение текста по конкретной теме в оригинале или с небольшими сокращениями и незначительной адаптацией и последующий перевод, самостоятельный поиск решения (внутренняя монологическая речь на иностранном языке), процесс анализа ситуации во время занятия (монологическая и диалогическая речь, подготовленная и спонтанная, также на английском языке) – всё это примеры коммуникативных задач. Аудиторное общение, связанное с работой над кейсом, которому присущи спор, дискуссия, аргументация, описание, сравнение, убеждение и другие речевые акты, тренирует навык выработки правильной стратегии речевого поведения, соблюдения норм и правил англоязычного общения. Комментарии студентов по содержанию кейса оцениваются преподавателем по следующим навыкам: аналитический, управленческий, навык принятия решения, навык межличностного общения, творческий подход, навык устного и письменного общения на иностранном языке (лексико-грамматический аспект). Поэтому метод Case-study включает одновременно и особый вид учебного материала и особые способы его использования в учебной практике иностранного языка. К таким видам, в частности, можно отнести и Интернет - источники.

Использование информационных технологий в обучении иностранному языку позволяет обучающимся иметь доступ к широкому спектру современной информации с целью развития различных компетенций. Применение компьютерных средств, информационных источников сети Интернет способствуют развитию высокого уровня информационной компетентности, формированию профессионального мышления на иностранном языке, повышению мотивации к изучению учебных предметов. [6]

Кроме того, современные тенденции модернизации образовательных программ требуют внедрения активных методов обучения студентов. Именно такими методами и являются Case-study и использование Интернет источников. Интернет обладает неисчерпаемыми информационными возможностями. Но, являясь информационно-предметной средой, это лишь средство реализации учебных целей и задач, определённых целями образования. Поэтому, прежде всего, следует определиться, для решения каких дидактических задач в практике обучения иностранным языкам могут оказаться полезными ресурсы и услуги, предоставляемые всемирной сетью.

Информационная система Интернет предлагает своим пользователям многообразие информационных ресурсов: веб-страницы всех газет мира на английском языке, страноведческие сайты, энциклопедии. Студенты на практических занятиях по иностранному языку работают, используя компьютерные словари, а также на страноведческих сайтах, которые дают возможность получить полезную информацию о быте и культуре страны изучаемого языка. Также в сети Интернет можно найти множество сайтов, посвященных обучению иностранной грамматике. Не вызывает сомнений тот факт, что такой вид работы является продуктивным при отработке и актуализации грамматических и лексических навыков и интересен студентам, отражает современную реальность – компьютеризацию всех сфер деятельности человека. Наиболее положительным в использовании Интернета является его информативность, а также велика его роль в повышении мотивации обучения, а, следовательно, эффективности обучения. Студенты технического вуза наглядно представляют себе, для чего им нужны хорошие языковые знания. Все это развивает самостоятельность в изучении языка, формирует информационную и языковую компетенции будущих специалистов, способствует развитию аналитических способностей.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг включает в себя:

  1. электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;

  2. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  3. доступ к информационным ресурсам
  4. справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy) и поисковые системы (Google, Yandex, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite); разговор в сети (Chat).

Таким образом, можно сделать вывод, что работа с данными ресурсами может быть успешно интегрирована в процесс обучения иностранному языку с использованием метода Case-study.


Литература:

  1. Гринченко Т.В. Активные методы обучения иностранному языку в неязыковом вузе: Вісник СевНТУ. Вип. 105: Педагогіка: зб. наук. пр. — Севастополь: Вид-во СевНТУ, 2010.

  2. Кейс-метод. Окно в мир ситуационной методики обучения (case-study). [Электронный ресурс] / Доступ: httpHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"://HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/".HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"casemethodHYPERLINK "http://www.casemethod.ru/".HYPERLINK "http://www.casemethod.ru/"ru

  3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. – СПб.: Изд-во «Русско-Балтийский информационный центр “БЛИЦ”», “Cambridge University Press” 2001 г.

  4. Мануйлов В. Современные технологии в инженерном образовании // ВОР. 2003. №3 С. 117

  5. Панина Г.С., Вавилова Л.Н. Современные способы активизации обучения: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006.

  6. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2001.

  7. Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, английский язык, задача, умение, Интернет, Интернет - источники, информационная система, метод обучения, проблемное обучение, технический вуз.


Похожие статьи

К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Образовательные возможности новых информационныех технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом ВУЗе в контексте Болонского процесса

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Современные методы обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в контексте данных возрастной психологии

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку в системе дистанционного образования

О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Похожие статьи

К вопросу о содержании обучения профессиональному иностранному языку в техническом вузе в условиях инновационного образования (на примере ТПУ)

К вопросу о компетентностном подходе в контексте профильного обучения (на примере педагогического класса)

К вопросу о постановке целей обучения профессиональному иностранному языку на примере студентов технического вуза

К вопросу мотивационной сферы личности студента при изучении иностранного языка в неязыковом вузе

Образовательные возможности новых информационныех технологий в обучении иностранному языку в неязыковом вузе

К вопросу о современных тенденциях обучения в неязыковом ВУЗе в контексте Болонского процесса

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции студентов технических вузов при использовании активных методов обучения иностранному языку

Современные методы обучения студентов неязыкового вуза иностранному языку в контексте данных возрастной психологии

Использование звуковых ресурсов Интернета как средство формирования навыков аудирования при обучении иностранному языку в системе дистанционного образования

О формировании и развитии критического стиля мышления у студентов на занятиях по иностранному языку в техническом вузе

Задать вопрос