Дистанционное обучение – новый образовательный стандарт, появившийся в нашей стране совсем недавно, но уже успевший завоевать свое место в педагогической среде. Необходимость в таком методе обучения обусловлена различными факторами, среди которых можно назвать потребность в интерактивном взаимодействии обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставлении обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала. И, конечно же, этот способ обучения дает возможность обучаться тем, кто в силу определенных причин не может это делать в массовых учреждениях. Компьютеризация населения нашей страны, начавшаяся в 1997 году, позволила дистанционному образованию реализовываться в сфере педагогической практики.
При дистанционном обучении могут использоваться разнообразные методы донесения учебной информации до обучаемых лиц. Таковыми в настоящее время могут являться как ученики средних общеобразовательных и вспомогательных школ, так и студенты высших учебных заведений. На данный момент уже сменилось несколько поколений используемых технологий в этой области образования — от традиционных печатных изданий до самых современных компьютерных технологий: радио, телевидение, аудио и видеотрансляции, аудио и видеоконференции, E-Learning и online Learning, интернет-конференции, интернет-трансляции).
Дистанционное обучение — это демократичная простая и свободная система обучения. При всем при этом, предложенная в свое время образовательная система, не лишена изъянов и недостатков. Как и всякому, сравнительно новому, методу обучения свойственны свои сторонники и противники. Особо важную роль дистанционное обучение играет при оказании помощи в подготовке к единому государственному экзамену (ЕГЭ). Результатом, который был получен путем многомесячных наблюдений, стал вывод, позволяющий четко определить все плюсы и минусы предложенной системы образования, включая данное направление, поскольку на сегодняшний день ЕГЭ играет определяющее значение при становлении будущей судьбы выпускника общеобразовательного учреждения. Не утихающие споры вокруг единого государственного экзамена требуют от дистанционного обучения трезвого и комплексного подхода к осуществлению общеобразовательных программ и детального изучения проблемы подготовки учащегося к сдаче данного экзамена. Посредством исследования были выявлены приоритетные задачи для дальнейшего развития этой отрасли образования на территории Российской Федерации.
Несомненно, дистанционное обучение занимает всё большую роль в модернизации и усовершенствовании российского образования. Шестого мая две тысячи пятого года Министерство образования и науки Российской Федерации издало указ: «Об использовании дистанционных образовательных технологий», согласно которому, итоговый контроль при обучении с помощью ДОТ (дистанционных образовательных технологий) можно проводить как в очной форме, так и дистанционно, что делает эту систему ещё более пластичной.
Итак, далее мы переходим к основной теме данной работы. В ходе проведенного исследования хочется выделить следующие диспозиции дистанционного обучения:
- Достоинства:
а) Возможность учеников к усвоению максимального объема необходимых знаний, которые не могут быть включены в привычные классно-урочные формы и формы подготовительных курсов.
б) Расширение круга лиц, способных получить необходимую подготовку к ЕГЭ, а именно лиц с особенными потребностями в развитии.
в) Способность к обучению лиц в удаленных труднодоступных регионах.
г) Возможность родительского контроля над знаниями учеников.
д) Способность к централизации образовательного процесса различных регионов.
е) Смешение границ между очной и заочной формами обучения.
ж) Возможность психологической адаптации при подготовке к ЕГЭ.
З) Удовлетворение клиентов в получении подготовки в комфортных для них условиях.
- Недостатки:
а) Недостаточный контроль над усвоением учениками получаемых знаний.
б) «Теоретизация» обучения, сведение учебного процесса к механистическим приемам и методам.
в) Невозможность формирования полного представления о содержании учебного предмета.
г) Неоправданная оплата услуг в данной области образования.
д) Возможность хакерского вторжения в электронную базу данных.
е) Разнотипность тарифов в соответствии с заданной региональной спецификой.
Вывод:
Необходимо изменение структуры дистанционного обучения для достижения большей эффективности, в частности:
Введение электронной версии балло-рейтинговой системы;
Применение практических видео пособий при проведении теоретического курса;
Разработка дополнительных курсов для компенсации недостающих знаний;
Введение продуманной системы тарифов;
Усиление защиты и контроля над главными распределяющими компьютерными базами и электронными центрами;
Установление единого тарифа на оплату услуг в различных регионах РФ.
Необходимая форма проведения дистанционной подготовки к сдаче ЕГЭ:
1-й блок. Общий цикл теоретической подготовки по заданному предмету.
2-й блок. Видео инструктаж по документальному оформлению при сдаче ЕГЭ.
3-й блок. Система тренировочных тестирований на основе предыдущих материалов ЕГЭ с применением балловой системы оценки.
4-й блок. Психолого-педагогическое консультирование обучаемых лиц и их родителей.
5-й блок. Вариант пробного экзамена по текущему предмету.
Приоритеты развития:
Повышение уровня образования на территории РФ;
Помощь в получении высшего образования;
Расширение клиентской базы за счет труднодоступных районов;
Удобство в получении необходимой подготовки к сдаче экзамена;
Увеличение интенсивности подготовки к сдаче ЕГЭ.
Важно:
Увеличение конкурентоспособности с градацией сроков подготовки (краткосрочные, долгосрочные).
Учитывая все вышеизложенное, можно с легкостью сказать о том, что дистанционное обучение, несомненно, займет одну из лидирующих позиций среди современных российских образовательных технологий, если будет придерживаться большинства перечисленных пунктов, исходя из которых, возможно добиться объективно нового уровня развития нынешнего образования, которое в условиях существующих образовательных стандартов принесет свои незаменимые практические и теоретические педагогические плоды.
- Литература:
Иванченко Д.А. Системный анализ дистанционного обучения: Монография. ― М.: Изд-во "Союз", 2005.
Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение. Учебно-методическое пособие. — М.: ВУ, 1997 г.
Гусев Д.А. Заметки о пользе дистанционного обучения. Интернет-ресурс: http://e-college.ru/elearning/analytics/a0004/