- В современном гуманитарном знании существует
представление о тексте как центральном звене, связывающем язык и
мышление, язык и общество, язык и культуру. В силу исторических
обстоятельств последних полутора десятилетий в фокус внимания
исследователей попадают тексты, отвечающие динамичному ритму
современной жизни — тексты СМИ (средств массовой информации),
в том числе тексты рекламы — нового для России жанра массовой
коммуникации.
- Активное развитие практики рекламного творчества обусловило интерес лингвистов к теоретическому осмыслению речевых произведений, функционирующих в сфере рекламы. В результате проведённого нами исследования было собрано около тысячи рекламных текстов, которые отражают базовую категорию человеческого мышления – время. Проанализировав лексическую структуру этих текстов, были выявлены вербальные способы экспликации означенных категорий.
- Под лингвистическим аспектом времени обычно понимают отражение некоторой модели реального времени в языке. В.Ф. Мурьянов полагает, что язык образует континуум с другими формами человеческого поведения, поэтому категорию времени в языке можно отнести к таким понятиям, с помощью которых определяется соотношение между лингвистической и внеязыковой деятельностью человека, с помощью которых реальный мир трансформируется в «проецируемый мир» человеческого сознания. И если в основе построения физических моделей времени заложены, главным образом, количественные характеристики событий, то в основе построения лингвистических моделей времени преобладают качественные характеристики временных отношений [1, с.58].
- Обобщив и проанализировав имеющиеся в научной лингвистической литературе определения термина «концепт», мы придерживаемся представления о концепте, как когнитивной единице ментального мира человека, отражающей его опыт познания окружающей действительности, закреплённой в границах одного или нескольких словесных знаков.
- Концепт познаётся через анализ его языковых репрезентаций, но эта ментальная единица не существует изолированно, она функционирует в сфере языка наряду с другими лингвистическими единицами. Большинство исследователей (Ю.С. Степанов, Н.К. Рябцева, Е.А. Сполохова и др.) считает, что концепт представляет собой многослойную структуру, складывающуюся из различных исторических слоев. Концепт — динамичное образование, его эволюция отражается в его структуре (какой-то элемент в определенную эпоху становится актуальным, какой-то уходит в исторический строй).
- Манипулируя основными составляющими концептосферы ‘время’ – ‘необратимость’, ‘темпоральная ограниченность’, ‘вечность’, осуществляется попытка создать иллюзию возможной власти человека над временем. Наука побеждает время. Shiseidо Супервосстанавливающая сыворотка; Время можно повернуть вспять. Доказательство: Lift Anti-Rides Jour; Ценности, проверенные временем. Свердловский Губернский Банк.
- Время в русской ментальности – агрессор, но его можно заставить работать на себя. Оно движется с различной скоростью: идет, бежит, мчится, летит, – заставляя этим человека отстать от него (отстать от времени), но позволяет себя догнать (наверстать упущенное время). Тратьте время на любовь HEINZ; Регулярный уход с коллекцией PANTENE подарит вам свободное время, которое раньше вы тратили на манипуляции с волосами. А что для современной женщины может быть ценнее? Выберите время для выбора Kia Rio.
- Понятие «время» очень многогранно, в рекламных текстах оно выражено не одним десятком лексем, однако ядро концепта репрезентировано лексемой время, встречающейся в следующих значениях: 1) «длительность существования чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами... и т.д.» (Найдите немного времени для себя и проведите несколько прекрасных минут с кофе Nescafe Montego); 2) «отрезок, период, момент, промежуток в последовательной смене часов, дней, лет, в который что-нибудь совершается» (Оригинальный рецепт, проверенный временем. Марс); 3) «подходящая, удобная пора, благоприятный момент» («Твоё время» настало. МегаФон; Наконец-то пришло наше время); 4) «в грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему» (Только сейчас скидки до 40% во всех магазинах вашего города; Кто думает о тебе сегодня? Парфюмерная вода «Думая о тебе»). [3, с.8]
- Основу центрального слоя концепта «Время» составляют понятия, обозначающие различные отрезки длительности, как определённые (месяц, год), так и неопределённые (эра, эпоха).
- Лексема час выступает в рекламных текстах в своём основном значении — 1/24 часть суток. Данное слово легко сочетается с глаголами бежать, спешить, лететь, которые в этом случае актуализируют быстротечность времени. Так, слово час в большинстве случаев обозначает единицу времени, а само понятие время, как правило, мы понимаем как способ существования материального мира. Кредит за 1 час. Ренессанс кредит; «YOTA» - провайдер беспроводного интернета. Через час уже у вас! Инновационные формулы «Биоритм» защищают Вас 24 часа в сутки; Наконец непобедимый тональный крем! Противостоит признакам усталости в течение 16 часов; Кредитная карта VISA. Удобно для Вас: выдаем карту всего за час; LOREAL объем 24 часа.
- Наряду с часом части суток обозначают лексемы утро, день, ночь. «Турбослим» впервые позволяет худеть не только днем, но и ночью! Не проспите главное утро России 5.00-9.05. Россия 1; 40 дней и 40 ночей праздника, радости и покупок Istanbul Shopping Fest; Думаете ночью масло бездействует? Масло Castrol обеспечивает непрерывную защиту; Резолют помогает печени утром, днем и вечером; Кофе Nescafe Montego – маленькая радость каждое утро; Освежитель воздуха «Первоцвет» наполнит ваш дом свежестью морозного весеннего утра.
- Если выгодная акция проводится только в определенное время года, то вполне логично проинформировать потенциального покупателя, точно назвав его в рекламном тексте. Осень – время собирать урожай бонусов! Детский Мир сеть магазинов; Добавка в корм «Здравур Несушка». С ней куры несутся зимой как летом! Модем «Билайн» за 0 рублей. Самый мобильный подарок осени; Садовод, готовься – скоро весна. Купи «КП» - получи семена! Весенняя арифметика 14% Скидки до 45% Домашний интернет Ctel; Подготовься к лету. Кондиционеры Panasonic с функцией ECONAVI; Весеннее предложение КАСКО -30%; Новая весенняя коллекция Мехомания; Шагни весну без лишних килограммов. Названия частей суток и времен года, обозначая циклы конкретных, чувственно воспринимаемых состояний природы, выражают так называемое природное время.
- Год также является одной из важнейших временных характеристик, поскольку годами человек отмеряет отпущенное ему время жизни, год связан с естественно-природным циклом. С учетом цикличного характера смен фенологических сезонов: весны, лета, осени и зимы – год можно представить в виде окружности, где каждый из указанных отрезков составляет ¼ его часть. Иммунеле – здоровье круглый год; Как в 50 выглядеть на 35? Эвалар Ци-клим.
- В рекламном тексте слова эпоха, эра употребляются в значении «самое крупное хронологическое деление истории Земли или длительный промежуток времени, выделяемый по какому-нибудь характерному явлению, событию». Наука о генах открывает новую эру в уходе за кожей LOREAL; Эпоха любви и верности. Премьера «Институт благородных девиц».
- Век по сравнению с предыдущими единицами исчисления времени имеет важное отличие не только в обозначении продолжительности интервала времени, границы века выходят за рамки одной человеческой жизни. В границах века происходит рефлексия, осознание во времени себя не как отдельной личности, а как части социума, поколения, живущего в определённой культурной, социально-экономической, политической атмосфере. Пицца ВЕКА. Мы работаем 25 часов в сутки, 8 дней в неделю. «А/Д-Норма» С нормальным давлением проживешь до ста лет!
- В текстах рекламы в концепт «Время» включает «Абсолютное время» и «Относительное время», последнее может быть репрезентировано такими лексемами, как сегодня, сейчас, завтра, которые связаны с осознанием времени сквозь призму концепта «Линейное время», рефлектирующий субъект как бы стоит на линии времени, осмысливая события относительно своего места на этой прямой. Причём настоящее — это область непосредственного переживания времени. Реальность ощущений в настоящем служит человеку гарантом реальности времени. Сегодня папа поверил в чудеса, потому что началась ЧУДО акция! Теперь у нас лучшие условия. Кредиты для лучшей жизни. Первобанк; Теперь недалеко от дома Нико-Банк; Только сейчас скидки до 40% во всех магазинах вашего города; Моменты радости, гармонии, наслаждения. Какой из них ваш? Узнай сейчас с помощью уникального теста от PSYCHOLOGIES; Кто думает о тебе сегодня? Парфюмерная вода «Думая о тебе».
- Будущее связано с надеждами, оно является следствием дня сегодняшнего. Ваша будущая пенсия с плюсом. Программа государственного софинансирования пенсии; Мы строим будущее. Квартиры в микрорайоне «Степные просторы»; 15 лет мы помогаем своим клиентам создавать будущее. Сбербанк России; Мегафон – Будущее зависит от тебя; Loreal Будущее начинается сегодня; LG OPTIMUS технологии будущего уже сегодня. Идея времени тесно связана с понятием динамической смены состояний. Действительно, время мыслится нами как однонаправленный вектор, передающий графический аналог непрерывного смещения временных планов (прошедшего, настоящего и будущего). Это позволяет говорить о том, что в наших представлениях время – это поток, вектор, последовательность [2, с.51].
- Таким образом, в центральной зоне находятся лексемы, указывающие на значительные по длительности промежутки времени. На периферии оказываются лексемы, указывающие на сравнительно небольшие промежутки времени (минута, секунда, миг). Аденома: как за несколько минут избежать операции. Ликолам; Теперь это действительно минута. Крем Niveya впитывается через минуту; Цетрин действует быстро – через 20 минут после приема; Бинбанк. Получите предварительное решение через 30 минут; «Алло Пицца» доставка в течении 30 минут; Грузовое такси. Любой грузовик за 15 минут; Такси «Восьмерка» максимальное время ожидания 8 минут; Очищающие полоски Пропеллер. 10 минут и нет чёрных точек.
- Е.С. Яковлева отмечает, что «переход на язык мгновений всегда свидетельствует о повышении «эмоционального градуса» повествования» [2, с.120]. Талантливая техника Atlant замораживает вмиг; Когда на счету каждая секунда, Тирет Турбо устранит засор за 5 минут, устранит засор быстро. Мгновение. Парфюмерная вода «Думая о тебе» - лучшая возможность сделать мгновение незабываемым; Яркий крепкий кофе Maxwell House мгновенно разбудит мозг!
- Исследование временных лексических единиц в структуре рекламного текста позволяет сделать коммуникацию между адресантом и адресатом более эффективной, так как рекламное сообщение в этом случае отвечает на один из наиболее важных вопросов когда?
- Изучение лексической репрезентации означенного концепта позволяет представить хронотоп рекламы и выявить концептуальную пространственно-временную модель этого жанра речевой коммуникации, что позволит в дальнейшем продуцировать более точные с точки зрения «идеального адресата» рекламные тексты.
- Литература:
- Активное развитие практики рекламного творчества обусловило интерес лингвистов к теоретическому осмыслению речевых произведений, функционирующих в сфере рекламы. В результате проведённого нами исследования было собрано около тысячи рекламных текстов, которые отражают базовую категорию человеческого мышления – время. Проанализировав лексическую структуру этих текстов, были выявлены вербальные способы экспликации означенных категорий.
- Мурьянов М.Ф. Время (понятие и слово) / М.Ф.Мурьянов // Вопросы языкознания.– 1978.- № 2.– С. 52-66.
- Яковлева Е.С. Фрагменты языковой картины мира: (модели пространства, времени и восприятия). – М.: Гнозис, 1994.
- Янчевская Н.В. Особенности экспликации концепта «Время» в поэтическом дискурсе B.C. Высоцкого // Полифилология — 4. Сборник статей. – Орёл, 2003. – С.7-16.