В современных условиях на первый план выдвигается задача интеграции аграрного образования в мировую образовательную систему в контексте утвердившегося в российском образовании компетентностного подхода. Это, в свою очередь, предусматривает более высокие требования общества, сельскохозяйственной отрасли к личности и уровню образованности выпускников аграрных образовательных учреждений.
Как отмечают исследователи, основное требование, предъявляемое к специалистам АПК во всех странах с рыночной экономикой, – конкурентоспособность на мировом рынке труда и способность обеспечить продовольственную безопасность страны (А.В. Дружкин, А.И. Завражнов, Е.С. Симбирских). [7]
Современный специалист АПК - это личность, владеющая современными информационными технологиями, иностранным языком, готовая к вступлению в межкультурную профессиональную коммуникацию, способная видеть и эффективно разрешать проблемы, умеющая работать в коллективе, конкурентоспособная на мировом рынке труда.
Если перевести обозначенные качества и способности специалиста на язык компетенций, то согласно классификации компетенций (классификация проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning»), они будут объединены в группу инструментальных компетенций.
В ходе изучения научной литературы мы установили, что термин «инструментальные компетенции» был введен европейскими исследователями в рамках проекта «Настройка образовательных структур в Европе Tuning».
Авторы методологии проекта Tuning включают инструментальные компетенции в категорию общих компетенций, тем самым признавая их существенное значение для каждой из предметных областей. Они трактуют инструментальные компетенции как компетенции, выполняющие инструментальную функцию. [6,с.20]
На важность инструментальных компетенций указывает и исследователь И.А.Зимняя, которая называет их собственно когнитивными инструментальными компетенциями, и определяет как умственные способности человека, выступающие в качестве условий развития его умений и приобретения знаний. [4]
Анализ литературы по исследуемой проблеме свидетельствует о том, что инструментальные компетенции включают, в основном, начальные способности, базовые общие знания в различных областях науки, а также тщательную подготовку по основам профессиональных знаний.
Обобщение собственных поисковых исследований позволило прийти к выводу о том, что в классификации европейских исследователей инструментальные компетенции идентифицируются с познавательными (когнитивными) способностями - способностью понимать и манипулировать идеями и мыслями; методологическими способностями, выражающимися в умении понимать и управлять окружающей средой, организовывать время и выстраивать стратегии обучения, принимать решения и разрешать проблемы; технологическими навыками, относящимися к использованию средств современных информационных технологий - навыки работы на компьютере, навыки управления информацией; лингвистическими навыками, включающими в себя устную и письменную коммуникацию на родном языке, а также владение иностранным языком.
Конкретизированный список инструментальных компетенций европейских разработчиков выглядит следующим образом:
способность к анализу и синтезу;
способность к организации и планированию;
базовые знания в различных областях;
тщательная подготовка по основам профессиональных знаний;
письменная и устная коммуникация на родном языке;
знание второго языка;
элементарные навыки работы с компьютером;
навыки управления информацией (умение находить и анализировать информацию из различных источников);
решение проблем;
принятие решений.[6]
На основании имеющихся в психолого-педагогической литературе определений компетенции мы сформулировали следующее определение понятия «инструментальные компетенции»: система фундаментальных, надпрофессиональных качеств личности будущего специалиста АПК, включающая базовые общие знания, тщательную подготовку по основам профессиональных знаний, а также методологические способности, технологические и лингвистические навыки, которые обеспечивают успешное овладение специальными компетенциями, а также эффективную деятельность как в профессиональной, так в личной и общественной жизни.
Главное пространство, в котором протекает образовательная деятельность в аграрном колледже - это урок во всех его проявлениях. Следовательно, формирование инструментальных компетенций требует создания условий и определения основных дидактических принципов, способствующих формированию инструментальных компетенций у студентов. Ведущие принципы, на основе которых базируется формирование компетенций, вытекают из принципов целостного педагогического процесса.
В педагогической науке под дидактическими принципами понимается система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса и обеспечивающие его успешность. [5,с.66]
Принципы обучения являются необходимыми средствами в построении, функционировании и управлении системы учебного процесса и её компонентов. В совокупности принципы обучения определяют главные обучающие и учебные направления, содержание педагогических действий.
Мы полагаем, что существенную роль в формировании инструментальных компетенций студентов аграрного колледжа играют следующие дидактические принципы: принцип научности; принцип индивидуализации; принцип гуманитаризации обучения; принцип мотивированности, сознательности и творческой активности; принцип инновативности и компьютеризации обучения; принцип реализации межпредметных связей. Конкретизируем содержание обозначенных принципов.
Принцип научности находит свое проявление в отражающих современное состояние науки учебных программах по гуманитарным дисциплинам и учебниках, в отборе изучаемого материала. Следование принципу научности позволит ознакомить студентов со способами научной организации учебного труда, сформировать навыки и умения научного поиска, нравственную и эстетическую культуру студентов, повысить их познавательную активность, а также обеспечить устойчивую систему знаний, умений и навыков учащихся, которые понадобятся в будущей работе или в продолжении образования.
Этому способствует использование на занятиях по гуманитарным дисциплинампроблемных ситуаций, вовлечение студентов в научные дискуссии, исследовательскую работу, поиск научной информации, обучение умению вести научный спор, доказывать свою точку зрения и делать обоснованные выводы, анализировать результаты собственной деятельности.
Принцип гуманизации и гуманитаризации определяет личностно-ориентированный характер образовательного процесса и подразумевает «очеловечивание» отношений обучающихся с обучающим и между собой. [2,с.49]
Педагогический процесс строится на признании студента полноценным субъектом деятельности, проявлении уважения к его личности, предоставлении интеллектуальной, нравственной свободы, учете интересов, субъективного опыта, способностей и возможностей каждого студента.
Студент имеет полное право на то, чтобы иметь, отстаивать и сохранять собственное мнение. Более того, процесс формирования инструментальных компетенций невозможен без открытого высказывания студентом своего отношения к происходящему. Отсюда важно создать максимально комфортные условия для раскрытия индивидуального потенциала студентов и развития у них творческого начала.
Данный принцип формирует наиболее приоритетные компоненты гуманитарной культуры будущих специалистов АПК - культуру жизненного самоопределения; экономическую культуру и культуру труда; культуру общения, интеллектуальную, нравственную, художественную культуру.
Гуманитаризация также предполагает изменение взаимоотношения гуманитарных дисциплин с естественнонаучными, общепрофессиональными и специальными дисциплинами, в основе которого должен лежать поворот к личности, а также установление междисциплинарных связей.
Принцип сознательности, мотивированности и творческой активности выражает суть деятельностной концепции: человека невозможно научить, если он не захочет научиться сам. [3,с.43]
Только активно, сознательно и мотивированно осуществляемая учебно-познавательная деятельность способствует формированию инструментальных компетенций. Сознательность сопровождает целенаправленную активность и означает понимание целей, мотивированное стремление к её достижению. Однако активность должна быть направлена не просто на запоминание или проявление внимания, сколько на процесс самостоятельного добывания новых знаний. Необходимо целенаправленно формировать у студентов положительную мотивацию, направленную на изучение гуманитарных дисциплин и формирование инструментальных компетенций.
Реализации данного принципа способствует включение учащихся в решение проблемных ситуаций, в процесс поиска и решения научных и практических проблем, возбуждение интереса через выявление дефицита информации, использование коллективных форм работы в сочетании с развитием индивидуальных особенностей личности каждого студента.
Принцип инновативности и компьютеризации обучения обусловлен непрерывным внедрением в образовательный процесс современных технологий. Учитывая инновационный характер инструментальных компетенций, этот принцип рассматривается нами как один из ведущих.
Аршинова Н.И. в своем диссертационном исследовании, посвященном использованию компьютерных технологий в современном процессе обучения, объясняет широкие перспективы их применения спектром предоставляемых ими технических возможностей, среди которых: активизация всех каналов поступления информации, моделирование различных процессов и действий, адаптивность, повышение интеллектуальной активности обучающихся, психологическая комфортность, индивидуальность дизайна, интерактивность, постоянная обратная связь. [1]
Под инновативностью мы подразумеваем внедрение в процесс формирования инструментальных компетенций инновационных дидактических средств, ориентированных на максимальное развитие способностей студентов колледжа, активизацию их познавательной деятельности, обеспечение условий для раскрытия индивидуального потенциала, усиление мотивации, творческого развития личности студентов.
Принцип реализации межпредметных связей характеризуется интеграцией гуманитарных дисциплин с дисциплинами естественнонаучного цикла, общепрофессиональными, а также специальными дисциплинами. Этот принцип позволит студентам соотнести полученные сведения из различных предметов, соединить их и таким образом создать представление о единой картине того или иного явления. Кроме того, установление межпредметных связей между науками наряду с инструментальными компетенциями обеспечит формирование и специальных компетенций, которые усовершенствуются в процессе дальнейшего профессионального обучения студентов, например, умение осуществлять исследовательскую деятельность, проводить анализ и оценку собственной деятельности.
Соблюдение обозначенных принципов будет способствовать эффективному формированию инструментальных компетенций студентов в условиях аграрного колледжа, а также станет основой для последующего определения адекватных поставленной цели организационных форм и методов обучения.
- Литература:
Аршинова Н.И. Формирование иноязычной лингвистической компетенции студентов вуза с применением средств компьютерных технологий: Автореф. дисс…канд.пед.наук.- Петрозаводск, 2007.
Двуличанская Н.Н. Формирование ключевых компетенций у студентов колледжа- основа фундаментализации высшего образования// Вестник высшей школы.- 2010г.- № 11. с.46-50.
Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация - М.: Издат. центр «Академия», 2001.
Зимняя И.А. Ключевые компетенции- новая парадигма результата современного образования// Высшее образование сегодня.-2003.-№5.-с.34-42.
Коджаспирова Г.М. Педагогика. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.
Настройка образовательных структур в Европе [Электронный ресурс] http://www.let.rug.nl/TuningProject/index.htm
Симбирских Е.С. Система профессиональной подготовки в условиях аграрного научно-производственного образовательного комплекса: Автореф. дис…док.пед.наук.-Тамбов, 2010.