Акцентуации характера и тревожность монгольских студентов в сравнений с российской выборкой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 711 раз

Библиографическое описание:

Одгэрэл, Буяндэлгэр. Акцентуации характера и тревожность монгольских студентов в сравнений с российской выборкой / Буяндэлгэр Одгэрэл. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 99-100. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3379/ (дата обращения: 17.10.2024).

По определению К. Леонгарда, акцентуация означает чрезмерную выраженность отдельных черт характера и их сочетаний, пограничную с психопатиями. Однако последних акцентуации отличаются тем, что отсутствует однозначная определенность их проявления во всех без исключения ситуациях взаимодействия человека с миром: поведение человека остается вариабельным как в пространстве, так и во времени. В нашем исследовании дается трактовка акцентуаций характера, соотнесенная с десятью показателями, предложенными К. Леонгардом: гипертимность, проективность (возбудимость), эмоцентричность (эмотивность), дистимность, невротичность (тревожность), интроективность (экзальтированная), циклотимность, паранойяльность (застревающая), ригидность (педантичная), демонстративность (вытеснения) [3]. Данная классификация относится в основном к взрослым людям и, на наш взгляд, поможет нам получить первичную информацию, позволяющую видеть абрис характера в основных его чертах у лиц, готовящихся функционировать в сфере «человек-человек».

Тревожность – индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения [1.673]. Исследования тревожности направлены на различение: а) тревожности ситуативной – связанной с конкретной внешней ситуацией; б) тревожности личностной – стабильного свойства личности. Под ситуативной тревожностью мы понимаем реакции человека на различные, чаще всего социально-психологические, стрессоры. Это выражается, как правило, в ожидании негативного к себе отношения, угрозы престижу и самоуважению. Если личностная тревожность выступает как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я и характеризует прошлый опыт индивида, то ситуативная тревожность рассматривается как состояние в ситуации здесь и теперь [2.95].

Если допустить, что акцентуированные черты характера есть защитные программы поведения, то они должны сопровождаться высоким уровнем тревожности как ситуативной, так и личностной.

Нас главным образом интересовало, как взаимосвязана тревожность ситуативная и личностная с акцентуациями характера.

Для решения этой задачи мы использовали методики изучения ситуативной (СТ) и личностной тревожности (ЛТ) И.Д. Спилбергера – Ю.Л. Ханина, характерологического опросника К. Леонгарда – Г. Шмишека.

Данные опроса после соответствующей математической обработки представлены нами в таблице 1.

Таблица 1

Коэффициенты ранговой корреляции Спирмена акцентуации характера и уровней тревожности монгольских студентов

Характер

тревожности


Акцент характера

Ситуативная

(СТ)


Личностная

(ЛТ)

1. Гипертимическая

-0,150**
0,001
-0,166**
0,000

2. Проективная

(возбудимая)

-0,206**
0,000
-0,104*
0,020

3. Эмоцентрическая

-0,148**
0,001
0,054
0,227

4. Дистимическая

0,061
0,172
0,222**
0,000

5. Невротическая

0,053
0,236
0,273**
0,000

6.Интроективная (экзальтированная)

0,029
0,519
0,236**
0,000

7. Циклотимическая

0,111*
0,013
0,390**
0,000

8.Паранойяльная (застревающая)

0,190**
0,000
0,423**
0,000

9. Ригидная

(педантичная)

-0,049
0,279
0,086
0,054

10.Вытеснения (демонстративность)

-0,126**
0,005
-0,003
0,955

Данные, представленные в таблице, обнаруживают некоторую закономерность: низкая ситуативная тревожность присуща гипертимической (-0,150 при p<0,01), проективной (-0,206 при p<0,01), эмоцентрической (-0,148 при р<0,01 ), демонстративной (-1,126 при p<0,01) акцентуациям, кроме циклотимической (0,111 при p<0,05), паранояйльной (0,190 при p<0,01). Чем ниже тревожность, тем выше акцентуация. По-другому, чем выше акцентуация (циклотимическая и паранояйльная), тем выше ситуативная тревожность.

Отрицательная корреляционная связь обнаружена между личностной тревожностью и акцентуациями (гипертимическая -0,166 при p<0,01; проективная -0,104 при p<0,05). Чем выше акцентуация, тем ниже личностная тревожность. Личностная тревожность положительно связана с акцентуациями: дистимическая (0,222), невротическая (0,273), интроективная (0,236), циклотимическая (0,390), паранояйльная (0,423). Чем выше проявляется акцентуация, тем больше личностная тревожность монгольских студентов.

Российским студентам (исследование С.Н. Морозюк) с высоким уровнем развития эмоцентрической, дистимической, невротической, циклотимической, паранойяльной и ригидной акцентуации свойственна высокая ситуативная тревожность как реакция на различные социально-психологические и др. стрессоры. Иначе говоря, они всегда реагируют повышением тревожности на новые ситуации.

Российские студенты с высоким уровнем развития гипертимической акцентуации реагируют в подобных ситуациях снижением тревожности.

Личностная тревожность как черта, как наиболее устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему Я, присуща невротической акцентуации, интроективной, циклотимической, паранойяльной, ригидной и акцентуации вытеснения у женщин и невротической, интроективной, циклотимической и паранойяльной у мужчин.

Гипертимической акцентуации личностная тревожность не свойственна [4.205-208].

***

В результате исследования была обнаружена следующая закономерность: положительная связь акцентуации характера (циклотимическая и паранояйльная) и тревожности (ситуативная и личностная) выявлена у российских и монгольских студентов. Российском и монгольском студентам с высокой интроективной акцентуацией, присуща личностная тревожность. То есть, чем выше акцентуации характера, тем выше тревожность. Наряду с этим, выявлена отрицательная связь между гипертимической акцентуацией и ситуативной, личностной тревожностью не только у российских, но и у монгольских. Чем более выражена гипертимическая акцентуация, тем меньше тревожность.

Между другими показателями выявленная взаимосвязь неоднозначна.


Литература:
  1. Большой психологический словарь. – 4-е изд., расширенное / Сост.и общ.ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. – М.: АСТ: АСТ МОСКВА; СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2009. С.811.
  2. Ж.ВПЛ, №6,1978,с.95

  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. – 2-е изд.стер. – Выща шк. Головное изд-во, 1989.с.375.

  4. Морозюк С.Н. Саногенная рефлексия, акцентуации характера и эффективность учебной деятельности. Дисс... док психол. наук. М., 2000.

Основные термины (генерируются автоматически): личностная тревожность, акцентуация, ситуативная тревожность, тревожность, акцентуация характера, высокий уровень развития, студент, устойчивая склонность человека.


Похожие статьи

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов

Фактор искренности в комплиментарных оценках

Культовые объекты Обоо как универсальные ценности в формировании межэтнической толерантности в современных полиэтнических условиях бурят

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Из европейского опыта формирования полилингвистической личности бакалавров по направлению «Туризм»

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Российская молодежь в международных компаниях: факторы успешной психологической и социокультурной адаптации

Похожие статьи

Гендерные особенности ценностных ориентаций студентов

Личностная направленность процесса формирования ценностных ориентаций старших подростков при изучении регионального курса «Приамурье: история, география, экономика»

Компонент «Ресурсоэффективность» и его место в образовательной парадигме зарубежных и российских ВУЗов

Фактор искренности в комплиментарных оценках

Культовые объекты Обоо как универсальные ценности в формировании межэтнической толерантности в современных полиэтнических условиях бурят

Особенности агрессивного поведения девиантных подростков с разным типом акцентуации характера

Индивидуальный образовательный маршрут как способ развития самообразования студентов вуза на примере иностранного языка

Из европейского опыта формирования полилингвистической личности бакалавров по направлению «Туризм»

Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов

Российская молодежь в международных компаниях: факторы успешной психологической и социокультурной адаптации

Задать вопрос