Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология и социология

Опубликовано в Молодой учёный №6 (29) июнь 2011 г.

Статья просмотрена: 3714 раз

Библиографическое описание:

Хохлова, Е. В. Уверенность в себе - базовое качество инновационной личности / Е. В. Хохлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2011. — № 6 (29). — Т. 2. — С. 108-110. — URL: https://moluch.ru/archive/29/3390/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье рассматриваются психологические аспекты уверенности в себе и возможности формирования уверенной личности в условиях психолого-педагогического тренинга.

Современное российское общество сегодня определяет новые возможности и перспективы – развитие человека «инновационного». «Инновационный человек» – это человек активный, деятельностный, адаптивный, готовый к постоянным изменениям в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом &#;1&#;. Однако для того, чтобы проявить себя и достичь определенного уровня инновационного развития необходимо обладать уверенностью в себе, базовым качеством инновационной личности.

Уверенность в себе в научных исследованиях трактуется по-разному, но для нас наиболее значимой будет позиция, согласно которой «уверенный в себе человек – это человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способный к решительным действиям, внушает доверие и располагает к себе окружающих» &#;2, с. 39 &#;.

В рамках изучения проблемы уверенности в себе в зарубежной психологии можно выделить два основных направления. Первое направление рассматривает уверенность как способ поведения – быстро действовать и решать. Эта модель успешного, Выигрывающего человека. Второе направление рассматривает уверенность как качество личности – исследует внутренний мир человека, его экзистенциальное состояние.

Быть уверенным в себе – это значит доверять себе и верить в себя. Это есть организмическое чувство уверенности – собственно уверенность в себе.

Уверенность на уровне доверия к себе проявляется в стремлении человека к открытому и спонтанному выражению своих чувств, желаний и потребностей с позиции ненасилия: «ведет себя твердо, но корректно, умеет выразить недовольство и радость, а не злость или злорадство, стремится к людям, а не против людей» [3, с. 120].

«Доверие к себе – это сила, которая способна привести к перевороту во всей деятельности, во всех взаимоотношениях людей, в их вере, образовании, целях, которые они перед собой ставят, в их образе жизни и знакомствах, их отношении к собственности, в философских воззрениях» [4, с. 37]. Это организмическое качество и проявляется в способности быть самим собой, где под этой «самостью» понимается биологическая основа человеческой природы, выраженная в потребности Роста и Развития. Рассматривая уверенность как способ взаимодействия человека с окружающей действительностью, данное направление исследует внешнюю поведенческую модель успешного человека, где основными показателями такой уверенности становятся:

1. Умение строить отношения в желаемом направлении, в умении обратиться с просьбой или ответить отрицательно на просьбу &#;2&#;.

2. Умение внешне вести себя уверенно: поза, жесты, выражение лица, невербальные и вербальные речевые характеристики &#;5, с. 110 &#;.

3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном выражении собственного мнения, своих позиций &#;6&#;.

4. Способность людей действовать не так, как это диктуют силы внешнего окружения, а в ситуации принуждения – сопротивляться ему &#;7&#;.

5. Быть уверенным – значит суметь противостоять различного рода манипуляциям и агрессии &#;6&#;.

6. Уверенность – то есть наличие позитивной самооценки, которая определяет всю активность человека и его стремление к самосовершенствованию, саморазвитию &#;8, с. 15&#;.

Сегодня российской общество выдвигает определенные требования к личностным возможностям человека, где уверенность в себе выступает базовым качеством, без которого достижение поставленной цели невозможно.

Студенчество – это благоприятный возраст для проявления уверенности в себе. Умение отстаивать собственные взгляды, принимать самостоятельно решение, проявлять инициативу и творчество, честность, открытость, смелость, решительность и пр. – все это является доказательством того, что на данном возрастном этапе уверенность в себе это качество конкурентоспособной, инновационной, развивающейся личности.

Однако без веры в себя не может быть и собственно уверенности в себе. Если человек не научится верить в себя и в свои силы, он не сможет противостоять трудностям и справиться с жизненными проблемами. Такая уверенность, не закрепленная внутренней поддержкой – доверием к себе и верой в себя, может привести к беспомощности. На ее основе возникает неуверенность в себе, причиной которой может служить отсутствие или недостаток веры в эффективность собственных действий &#;6&#;. Такая личность характеризуется утратой ощущения целостности, жизненности и собственной реальности вообще.

Рассматривая личность студента в условиях учебного заведения, мы должны говорить о формировании доверия к себе как базового качества личности, без которой уверенность в себе невозможна. Для этого необходимо вести психолого-педагогическую работу в направлении развития следующих умений:

  • понимать свои желания и чувства, и открыто говорить о них;

  • говорить о себе только в позитивном ключе;

  • видеть и понимать себя и чувства другого;

  • открыто отражать чувства и желания других.

Сегодня накопленный в науке практический материал позволяет рассматривать тренинг как наиболее эффективную форму групповой работы. Это объясняется тем, что тренинг создает условия для интерактивного взаимодействия, в результате которого участники получают возможность реально увидеть себя со стороны и сориентироваться в собственном поведении [9]. Кроме того, сама группа, психологическая атмосфера, созданная в группе, позволяет тренировать новые поведенческие навыки, используя группу в качестве своеобразного тренажера.

Итак, психолого-педагогическая работа по формированию уверенности в себе направлена на развитие (рис. 1):


















Рис. 1. Сферы формирования уверенности в себе


– когнитивной сферы, в рамках которой происходит формирование установки уверенности в себе, в своих силах;

– эмоциональной сферы, обеспечивает активное, открытое выражение человеком своих переживаний, мыслей и чувств, проникновение в чувства другого, а также эмоциональную уравновешенность поведения;

– поведенческой сферы – включает условно-рефлекторное закрепление новых форм поведения. Этот уровень выражается в конкретных поведенческих умениях, сформированных навыков, позволяющих осуществлять контроль поведения в ситуации агрессии: не дать себе уйти в неуверенность или враждебность.

Однако наряду с выделенными компонентами психической деятельности, особо следует сказать о нравственности, без которой собственно уверенность в себе невозможна.

Организационной формой работы со студентами стал тренинг уверенности в себе. Кроме того, проблема формирования навыков уверенности в себе нашла свое отражение и в материалах лекционных и практических занятий в рамках изучения таких учебных дисциплин как «Психология и педагогика», «Психологическое сопровождение профессиональной деятельности специалиста» и «Этика делового общения».


Литература:
  1. «Инновационная Россия – 2020» [Текст]: проект инновационного развития России до 2020 года. – М., 2011 // Адрес в Интернете: www. economy.gov.ru

  2. Чисхольм, П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху [Текст] / П. Чисхольм. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1994.- 288 с.

  3. Хорни, К. Невроз и личностный рост. Борьба за самореализацию [Текст] / К. Хорни. – СПб. : Изд. В-Е, 1997. – 316 с.

  4. Эмерсон, Р. У. Доверие к себе [Текст] / Р. У. Эмерсон. – СПб. : ВАХТА МИРА, 1992. – 96 с.

  5. Никитин, Е. П. Феномен человеческого утверждения [Текст] / Е. П. Никитин, Н. Е. Харламенкова. &#; СПб. : Алеиейя. &#; 2000. &#; 224 с.

  6. Ромек, В. Г. Уверенность в себе: этический аспект [Текст] / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. – 1999. – № 9. – С. 25.

  7. Бишоп, С. Тренинг уверенности в себе [Текст] / С. Бишоп. – СПб. : Питер, 2001. – 208 с.

  8. Энтони, Р. Секреты уверенности в себе [Текст] / Р. Энтони. – М.: МИРТ, 1994. – 278 с.

  9. Руддестам, К. Групповая психотерапия [Текст] / К. Руддестам. – СПб. : Питер, 2001. – 384 с.

Основные термины (генерируются автоматически): уверенность, базовое качество, психолого-педагогическая работа, сила, умение, чувство.


Похожие статьи

Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения инженера

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Понятие корпоративной культуры и ее роль в формировании профессионально-личностных качеств будущего специалиста

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков

Компетентность и качество – две стороны одного процесса в образовании

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Педагогическая сущность лидерского потенциала старшеклассника

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции

Похожие статьи

Роль социальной активности будущего специалиста в его профессиональном становлении

Хорошая речь – основа культуры профессионального общения инженера

Повышение уровня профессиональной компетентности педагога как путь оптимизации воспитательного процесса

Понятие корпоративной культуры и ее роль в формировании профессионально-личностных качеств будущего специалиста

Роль образования в формировании информационной культуры личности

Открытость как свойство внутреннего мира интеллектуально одаренных подростков

Компетентность и качество – две стороны одного процесса в образовании

Влияние корпоративной культуры на повышение эффективности деятельности предприятия

Педагогическая сущность лидерского потенциала старшеклассника

Формирование профессионально значимых ценностей среднего медицинского работника как способ совершенствования профессиональной компетенции

Задать вопрос