Развитие и закрепление форм экономических отношений в Российской Федерации обусловили изменение показателей преступности, в том числе характера ее распространенности. Это наглядно подтвердило положение криминологии, что вслед за попыткой изменения экономического, политического и социального устройства общества, коренной ломкой общественных отношений, неизбежными при данных преобразованиях ошибками и просчетами немедленно следует всплеск преступности.1
Следует подчеркнуть, что процесс интенсивной глобализации, а также криминализации общественных отношений в мире привел к значительной модификации и изменению структуры (трансформации) отечественной трансграничной и транснациональной преступности а, по существу, обусловил выделение нового для России вида преступности - миграционной.
Исследование сущности миграционной преступности направлено прежде всего на формирование основных понятий, характеризующих и раскрывающих ее как системно-структурное явление. Однако проработка категориально-понятийного аппарата миграционной преступности, которая всегда сопутствует процессам миграции, проводится явно недостаточно: в юридической литературе наряду с понятием «миграционная преступность» используются такие понятия, как «преступность мигрантов» и «преступления, совершаемые иностранцами».2 Результаты анализа научных источников свидетельствуют, что в международном и российском законодательстве отсутствует юридическое определение миграционной преступности.
Миграция понимается как перемещение, переселение населения внутри страны - внутренняя миграция населения, из одной страны в другую; внешние миграции населения: эмиграция и иммиграция. Представляется, что именно такое понимание дает правовую окраску и способствует отграничению миграционных преступлений от других, выделяя их в относительно самостоятельный вид.
В известной мере юридически достаточным для понимания миграции может стать выделенная М.Л. Тюркиным определенная совокупность правовых отношений, складывающихся у мигрантов в процессе территориальных перемещений, обусловленных необходимостью их государственного регулирования, реализацией личных интересов и, как правило, влекущих за собой приобретение ими в последующем нового правового статуса.
Такое определение представляется значимым в контексте юридического, процессуального и личностного плана. Одновременно его можно считать, по утверждению В.В. Собольникова, базовым для разработки понятийного аппарата в рамках миграционной преступности, где мигрант рассматривается как субъект преступления. Следовательно, на наш взгляд, можно предположить, что:
а) миграционная преступность может иметь место в различных сферах жизнедеятельности общества;
б) субъектами миграционной преступности являются мигранты;
в) преступления осуществляются по экономическим и другим причинам;
г) мигранты служат связующим звеном между преступными структурами стран исхода и российской организованной преступностью, а также организованными преступными группами этнических диаспор.
Таким образом, просматривается определенная органическая совокупность (система) преступлений, совершаемых мигрантами, объединенными на территории России общностью криминальной сферы и интересов. Одними из наиболее значимых элементов такой системы являются определенные группы субъектов миграционной преступности. Деятельность последних обусловливается совокупностью непрерывно изменяющихся условий жизнедеятельности, порождаемых ими самими или появляющихся спонтанно. При этом совершаемые ими противоправные деяния представляют собой процесс мотивированного разрешения проблемных ситуаций криминальными способами, методами и средствами. Модель проблемной ситуации находится в области преступных посягательств на общественные отношения, складывающиеся в ряде следующих сфер: обеспечения безопасности жизни граждан; экономики; общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти; мира и безопасности человечества. Не случайно в концепции государственной миграционной политики России делается акцент на том, что миграционные процессы влияют на государственную безопасность, общественное сознание, экономическую и демографическую ситуацию в стране.3
По нашему мнению, миграционная преступность, таким образом, представляется как полиобъективное общественно опасное деяние, субъектом которого выступает мигрант. Однако, формирование термина «миграционная преступность» вместе с тем должно осуществляться на основе и в рамках классического определения преступности как общественно опасного относительно массового исторически изменчивого социального явления, представляющего собой систему преступлений, совершенных на данной территории за конкретно определенный период.4
При этом достаточно сложно в качестве элемента данного определения включить фразу о том, что соответствующие деяния совершаются мигрантами, потому как: механистический подход к формированию дефиниции не позволяет:
а) вскрыть его правовую реальность;
б) показать сложность исследуемого объекта;
в) отразить его специфику;
г) раскрыть логику его развития.
В этом аспекте только системность как важнейшее свойство преступности способствует выявлению структуры ее элементов, которые могут быть положены в основу дальнейшего анализа. Системный анализ преступности, проведенный рядом исследователей, убеждает в том, что преступность, и, в частности, миграционная, представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, которые являются достаточно самостоятельными и обладают качественными характеристиками.
Понятие миграционной преступности как системно-структурного явления значительно продвигает нас в понимании этой преступности с точки зрения целостности, системности и соответствия теории криминологии.
Проведенный анализ сущности миграционной преступности и отдельных наиболее важных ее элементов показал, что ее юридическая составляющая остается недостаточно выраженной, что это становится возможным только при осознании сущности сочетания понятий «миграция» и «преступность».
Как представляется, именно преступность как системно-структурное явление представляет собой определенную совокупность взаимосвязанных элементов, которые создают свою историю и логику развития. И вектор такой направленности придают мигранты, обеспечивая сущностную характеристику миграционной преступности.
Исходя из вышеизложенного, нами предлагается следующее определение миграционной преступности. Миграционная преступность - это общественно опасное, относительно массовое социально-правовое явление, состоящее из совокупности преступлений, совершаемых мигрантами в сферах обеспечения безопасности жизни граждан, экономики, общественной безопасности и общественного порядка, государственной власти, мира и безопасности человечества.
Для глубины и всесторонности анализа должны быть учтены не только аномальные, негативные, но и нормальные, нормотипические признаки социальной среды. Непременно следует отметить, что на причины преступности незаконных мигрантов существенное влияние оказывают криминогенные факторы, характерные для всей страны в целом. Преступность как социальное явление любого государства следует рассматривать как результат влияния внешних (макросоциальных) и внутренних (микросоциальных) факторов.5
Своеобразие нынешней ситуации в нашей стране заключается в значительном влиянии макросоциальных процессов на внутреннюю жизнь государства и отрицательно сказывается на состоянии преступности.
Анализ сущности миграционной преступности позволил выявить в ней наличие устойчивых и отчетливо просматриваемых структурных элементов. В процессе взаимодействия просматриваются закономерные связи и способности мигрантов приспособиться к российской действительности либо приспособить эту среду в криминальных целях или для своего выживания и развития.
Именно стремление совершить преступление определяет характер криминальной миграции. Анализируя особенности преступности мигрантов, Л.Д. Ерохина и М.Ю. Буряк отмечают, что ее рост прямо пропорционален нелегальной миграции населения.6 Наиболее тесно связаны с криминальной миграцией такие преступления, как терроризм (ст. 205 УК), организация незаконных вооруженных формирований (ст. 208 УК), бандитизм (ст. 209 УК), незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, оружия, торговля людьми (ст. 1271 УК), организованная преступность (ст. 210 УК), а также все более развивающееся и приобретающее новые формы мошенничество (ст. 159 УК).7
О том, что с криминальной миграцией связан терроризм, свидетельствует не только его международный характер, но и все большая его распространенность на территории России.
На наш взгляд, к рассматриваемой теме примыкает также соотношение криминальной миграции и незаконных вооруженных формирований. Их деятельность обеспечивается с помощью миграционных процессов (в том числе поставки оружия, продовольствия, финансовых средств и т.д.).
По нашему мнению, особенно актуальной и важной проблемой криминального плана, взаимосвязанной с криминальной миграцией, является торговля людьми. Рост торговли людьми приобретает все больший размах, и это объясняется несколькими факторами, среди которых глобализация торгово-экономических связей и колоссальная доходность этого вида бизнеса.
Результаты данного обследования показали, что ситуация в России по этому вопросу гораздо более сложная, нежели в других обследованных странах - Венгрии, Румынии, Молдове, Албании, Украине.
Как представляется, преступную деятельность мигрантов по степени организованности можно условно подразделить на два блока: общеуголовная и организованная. Общеуголовная миграционная преступность представляет собой противоправную деятельность представителей различных этносов, проживающих в нашей стране, которая носит неорганизованный характер. Для мигрантов, не объединенных в составе этнических преступных формирований, характерно в основном совершение корыстно-насильственных и насильственных преступлений, не нуждающихся в профессионализме исполнителей. По криминальной активности в указанной сфере этнической преступности лидирующее положение занимают мигранты из Украины, Белоруссии, Молдовы, Таджикистана и Узбекистана. Организованная миграционная преступность - это система организованных по этническому признаку преступных формирований, занимающихся преступной деятельностью как промыслом.8
Указанные блоки миграционной (этнической) преступности представляют собой повышенную общественную опасность, ибо обладают устойчивой структурой и имеют значительное количество огнестрельного оружия. Некоторые из них вливаются в уже существующие преступные сообщества, а другие вступают с ними в прямую конфронтацию, пытаясь добиться передела сфер влияния.9
По мнению О.А. Евлановой, между миграционными процессами и организованной преступностью имеет место двусторонняя взаимосвязь. Во-первых, возможность включения в организованную преступную деятельность стимулирует миграционные процессы как из одних стран в другие, так и из одних областей, регионов - в крупные мегаполисы. Развитие организованной преступной деятельности, в том числе приток в Российскую Федерацию новых членов организованных преступных формирований, происходит преимущественно за счет иммигрантов из стран «ближнего зарубежья», в том числе из стран-участников СНГ. Во-вторых, интересы организованной преступности определяют специфику значительной доли миграционных процессов. Участники же этих процессов обеспечивают функционирование организованных преступных групп, участвуют непосредственно в организованной преступной деятельности. Наиболее ярким примером здесь выступает функционирование организованных преступных групп в сфере криминального рынка: незаконная иммиграция, незаконный оборот оружия и наркотиков и ряд других сфер деятельности.10
На наш взгляд, если в 2005 г. общее число зарегистрированных преступлений, совершенных мигрантами, составило около 2% от общего числа зарегистрированных в Российской Федерации всех преступлений, то к 2010 г. доля преступлений мигрантов, постоянно возрастая, достигнет своего максимума и может составить 9% от общего числа всех зарегистрированных преступлений на территории нашей страны. Вышеизложенное подтверждает мировые тенденции, к примеру, в ряде европейских государств иностранцами ежегодно совершается до 20% всех преступлений, а их число в общем количестве преступников значительно выше, нежели процент иностранцев в общей структуре населения той или иной страны.
Современное состояние миграционной преступности в Российской Федерации характеризуется относительно устойчивой тенденцией к росту количества зарегистрированных преступлений, повышением удельного веса рецидивной и групповой преступности в среде преступников-мигрантов.
Что касается действительных изменений в состоянии преступности мигрантов в Российской Федерации, то они могут быть выявлены только при сравнении ее параметров за длительный период.
По данным статистики, в 2006 г. - 92%, а в 2007 г. - 92.5% преступлений, совершенных на территории России иностранцами, приходится на долю выходцев из стран СНГ, являющихся членами преступных групп, зачастую организованных, формировавшихся за счет оседающих на территории России мигрантов: выходцев из горячих точек, членов многочисленных сезонных бригад, торговцев сельхозпродукцией; «студентов» из наркопроизводящих стран. В 2007 г. на 500% больше, по сравнению с 2006 г., выявлено фактов экстремизма.30% преступлений из этого числа совершены уроженцами Кавказа и Закавказья. За последние пять лет рост преступлений, совершенных иностранцами, составляет в среднем от 3 до 3,5% (увеличение зафиксировано в 2007-2008 гг.).
Криминологами отмечается устойчивая тенденция вовлечения мигрантов в экономическую преступную деятельность: зарегистрированное число таких лиц, совершивших преступления в сфере экономики, в 2005 г., по сравнению с 2000 г., увеличилось на 58,5%, а с 2005 г. до первого полугодия 2009 г. этот показатель возрос до 60%. Увеличилось количество лиц, совершающих и другие преступления: в числе выявленных участников банд их было уже более 8%; нарушителей правил о валютных операциях – 8%; фальшивомонетчиков – 7,8%; мошенников – 10%; участников преступлений, связанных с производством и оборотом наркотиков, – 5,2%; совершивших разбой – 4%.11
В конце 2008 г. в связи с обострением в стране финансово-экономических проблем резко изменилась миграционная ситуация. В наибольшей мере это прочувствовали в центрах притяжения миграционных потоков и средоточения мигрантов, самым крупным из которых является Москва. По нашему мнению, меняется и миграционная преступность, являющаяся существенным элементом миграционной ситуации.
Следовательно, статистические данные наглядно свидетельствуют о том, что основная часть лиц - иностранных граждан, совершивших преступления в Российской Федерации (в среднем 92,1%), совершается жителями государств СНГ, а 7,9 % - это жители других иностранных государств. Таким образом, один из первых выводов, который уже можно с уверенностью констатировать, это то, что около 90% преступлений иностранных граждан в Российской Федерации и практически 90% лиц совершают граждане стран СНГ.
Следует подчеркнуть, что территориальная специфика социально-экономического развития порождает качественные и количественные сдвиги в социальных явлениях, включая преступность. Природные условия региона, характер и интенсивность экономической деятельности и связанные с ней социальные процессы могут лишь ослабить или усилить социально-негативные процессы.
Подводя итог вышеизложенному, необходимо отметить, что рост миграционной преступности в Российской Федерации происходит быстрыми темпами, что по праву дает ему основание считаться неблагополучным явлением. Серьезную проблему представляет активное участие мигрантов в организованных преступных группах и преступных сообществах, объединенных по национальному или этническому признаку.
Анализ статистических данных миграционной преступности в России дает основание сделать вывод о том, что большинство преступлений совершается гражданами стран СНГ, следовательно, деятельность по предупреждению преступности среди мигрантов должна строиться в первую очередь с учетом данных обстоятельств.
Таким образом, анализ современного состояния миграционной преступности позволяет говорить о ней как об угрозе национальной безопасности России.
Предупреждение миграционной преступности - одна из актуальных проблем криминологической теории, значимость которой в условиях криминальной глобализации мира неизмеримо возрастает.
Незаконная миграция как одна из наиболее прибыльных отраслей организованной преступной деятельности включает в себя два элемента: незаконный ввоз мигрантов в страну и незаконный въезд в страну. Основную долю незаконной миграции составляет ее первый элемент и, видимо, в связи с этим в «Мировой программе по борьбе с незаконной иммиграцией» формулируется такое ее определение, как незаконный ввоз иностранных граждан в страну с целью получения прибыли.12
При этом неблагоприятные изменения количественных показателей сопровождаются все более опасной качественной трансформацией рассматриваемых преступлений. В структуре преступности иностранцев 45,5% составляют тяжкие и особо тяжкие преступления (особую тревогу вызывает рост числа убийств и причинения тяжкого вреда здоровью потерпевших); при этом криминальная активность иностранцев с каждым годом становится все в большей мере ориентированной на совершение преступлений, прежде всего в экономической сфере. О повышении общественной опасности преступности иностранцев красноречиво свидетельствуют данные о ее структуре и специфическом характере криминальной активности.
Анализ состояния и тенденций развития миграционной преступности позволяет говорить о ней как о сложившейся антисистеме и обосновывает необходимость проработки теоретических вопросов ее криминологического предупреждения.
1 Хакимуллина Л.М. Анализ иностранной преступности в современной Росси // Закон и право. 2007. № 12. С. 51.
2 Кобец П.Н. Организация деятельности правоохранительных органов Российской Федерации в сфере борьбы с преступностью иностранных граждан и лиц без гражданства // Вести. Вост.-Сиб. ин-та МВД России (научно-практический журнал). 2003. № 3 (26).
3 Распоряжение Правительства РФ «О Концепции регулирования миграционных процессов в Российской Федерации» от 01.03.2003. № 256-Р // Собрание законодательства РФ. 2003. № 10. Ст. 923.
4 Кузнецова Н.Ф. Преступления и преступность. М., 1969. С. 173.
5 Ионцев В.А. Миграция населения. Вып.: Международная миграция. Приложение к журналу «Миграция России». М., 2009. С. 101.
6 Ерохина Л.Д., Буряк М.Ю. Нелегальная миграция и организованная преступность: региональные аспекты // Юридический вестник. 2009. № 10. С. 13.
7 Звягинцев В.В. Уголовно-правовые и криминологические проявления миграционных процессов // Миграционное право. 2008. № 2. С. 7.
8 Садыкова О.В. Криминологические проблемы борьбы с организованными этническими преступными формированиями в России. Автореф. дис. … канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9.
9 Гладких В.И. Влияние незаконной миграции на криминальную ситуацию в отдельных регионах России // Незаконная миграция и правоохранительная деятельность: Материалы «круглого стола» 11-12.09.2003 г. Ростов н/Д., 2004. С. 95.
10 Евланова О.А. Взаимосвязь миграционных процессов и организованной преступности в России // Преступность как она есть и направления антикриминальной политики. М., 2007. С. 139.
11 Тенденции развития миграционной преступности // Утро.ru. 2010. 29 апреля.
12 Мировая программа по борьбе с незаконной иммиграцией. Центр по борьбе с международной преступностью Отдела Организации Объединенных Наций по борьбе с наркотиками и предупреждению преступлений. М., 2003.