Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 30.12.2019

Статья просмотрена: 305 раз

Библиографическое описание:

Ян, Шанюэ. Применение опыта обучения национальной китайской живописи в процессе освоения студентами краткосрочных форм академического рисунка / Шанюэ Ян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 289-292. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65625/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается проблема актуализации методического опыта традиционных форм изобразительной деятельности, таких как китайская национальная живопись се-и и краткосрочные формы академического рисунка, распространенные в системе высшего художественного образования в России. Автор указывает на необходимость расширения методического диапазона краткосрочного рисунка в процессе обучения художников различной специализации.

Ключевые слова: Сеи-и, традиционная китайская живопись, каллиграфия, краткосрочный рисунок, академический рисунок, средства выразительности графики, обучение изобразительному искусству

The article considers the problem of updating the methodological experience of traditional forms of visual activity, such as Chinese national painting and short-term forms of academic drawing common in the system of higher art education in Russia. The author points out the need to expand the methodological range of short-term drawing in the process of training artists of various specializations.

Keywords: Sei-i, traditional Chinese painting, calligraphy, short-term drawing, academic drawing, graphic expressive means, fine arts training

Современное образовательное пространство диктует новые условия для реализации профессиональных компетенций специалистов художественного профиля. Особенно большое значение при этом имеет подготовка китайских студентов в российских вузах.

Актуальность применения опыта обучения национальной китайской живописи в процессе обучения краткосрочным формам академического рисунка обоснована тем, что из года в год растет потребность в методиках способствующих интенсификации учебного процесса подготовки в условиях расширения межкультурной коммуникации. Особое значение при этом занимает Российско-китайское сотрудничество в сфере культуры и образования.

В 2019 году Китайская Народная республика празднует юбилей своего образования. В рамках празднования данного события запланировано множество российско-китайских мероприятий и рамках сотрудничества в сфере художественного образования, культуры и науки. Среди них выставки, проведение совместных образовательных проектов, мастер-классов.

Все это способствует взаимному обогащению художественных культур и методик обучения.

Так, в раках данных мероприятий был проведен совместный образовательный российско-китайский образовательный проект, включающий в себя совместную выставку, на которой были представлены работы преподавателей кафедры живописи, графики и скульптуры Академии архитектуры и искусству Южного федерального университета (город Ростов-на-Дону), а также преподавателей Института искусств Северо-восточного нефтяного университета города Дацин (Китай). Проведение совместных мастер классов по традиционным национальным китайским техникам живописи, каллиграфии, и масляной живописи и рисованием с натуры, посещение делегациями национальных культурных объектов, конференция с обсуждением проблем и перспектив высшего художественного образования в Китае и России, а также совместных инициатив.

Этот процесс является двухсторонним. С одной стороны, китайская методика обучения обогащается методами работы с натуры, а также расширением методов техники масляной живописи.

При этом, если методики, направленные на адаптацию европейского методического опыта в процессе занятий с китайскими студентами сейчас активно разработаются и модернизируются, то многое из того, что составляет практику обучения традиционным видам народного искусства, тем более зарубежного, остается невостребованным.

Одним из ценных результатов данного проекта в плане модернизации методики обучения изобразительному искусству стала, кроме всего прочего разработка и применение опыта традиционных форм китайского национального искусства в европейском, а именно академическом подходе к обучению. Это отразилось в таком фундаментальном аспекте как рисунок с натуры, а, именно в его краткосрочных формах, таких как наброски и зарисовки.

Традиционные виды изобразительной деятельности, такие как национальная китайская живопись гохуа, имеет значительный спектр приемов и техник работы, которые могут быть применимы в современных условиях обучения изобразительному искусству на всех специальностях художественного профиля.

Цель данной статьи, описать условия организации учебного процесса и методы при которых станут возможным применение опыта обучения традиционным национальным китайским техникам в обучении краткосрочному академическому рисунку в российских вузах художественного профиля. Причем, этот опыт может быть полезен как китайским студентам, обучающихся на таких специальностях как «дизайн», «художник-живописец», «художник-график», «художник-скульптор», «художник монументально-декоративного искусства», специалистов в области декоративно-прикладного искусства и т. д.

Краткосрочные формы рисунка, под которыми понимают все виды набросков и зарисовок в традиционном академическом обучении исполняются различными материалами, включающими в себя как сугубо графические техники — перо, карандаш, мягкие материалы предполагающие использование линии как основного средства выразительности (уголь, сангина, сепия, фломастеры), так и такие материалы как тушь, акварель ли темпера, предполагающие работу как линией так и пятном.

Сейчас краткосрочные формы рисунка в европейской академической традиции обучения изобразительному искусству имеют самостоятельную ценность. Европейское искусство наполнено выдающимися произведениями графики, которые представлены работами таких мастеров классиков как Леонардо, Рафаэль, Дюррер и т. д. Европейская традиция академического рисунка сформировало яркое явление художественной культуры — краткосрочный рисунок.

Оценка данных произведений возможна как самостоятельных благодаря тому, при их исполнении задействуются все виды выразительности графического изображения, данный вид изобразительной деятельности предполагает широкий диапазон авторской трактовки натурного материала, способен максимально выразительно отражать основные особенности формы.

Если же говорить о традиционном китайском искусстве, в особенности о таком виде китайской живописи, как се-и, что в переводе означает быстрая кисть, то можно отметить, что данная техника сформировалась в кругу интеллектуалов императорского двора и часто служила для оформления литературных произведений. «Пожалуй, с наибольшим успехом богатые возможности и потенциал жанра «лапидарной кисти» проявляются в сфере «живописи интеллектуалов». Так, этот стиль отчетливо проявляется в серии работ Чжоу Хуацзюня по мотивам поэзии Су Ши. Такова, например, проникнутая гротесковым юмором его картина с изображением уток, написанная им на стихотворные строки…». [1 с. 316] Тем не менее, очень быстро она превращается в самостоятельную технику, начинают развиваться уникальные качества, характерные для данной техники. При этом, с уверенностью можно отметить, что многие приемы и техники письма взяты из традиции каллиграфии, что в свою очередь подтверждается одинаковыми материалами. Для Се-и так же характерно использование кистей, туши и бумаги, многие приемы каллиграфического письма легли в основу данной техники.

Если сравнивать данный вид традиционной китайской живописи с аналогичным формами изобразительной деятельности, распространенными в Европе, то ближе всего к ней окажется быстрый рисунок, который выполняется кистью. Интересно так же отметить, что два этих вида так же роднит связь с текстами. Если вспомнить множество краткосрочных рисунков, выполненных титанами Возрождения, например Леонардо, то большинство из них также окажутся не чем иным, как иллюстрациями к научным трактатам, т. е. так же служили средством иллюстрации идеи, изложенной в тексте.

Тут кроется один из важнейших аспектов, различающий подход к краткосрочным формами изобразительной деятельности китайских и европейских художников, заключающийся в том, что в Европе данные рисунки исполнялись с целью изучения натуры или разработки наиболее выразительного пластичного решения композиции или отдельно взятого объекта изображения, в то время как в Китае художник стремился к иллюстрации ощущения или чувства, созданию ассоциации, поддерживающей образ, созданный в литературном произведении. И если европейские художники в этом отношении шли от изучения натуры к чувству, то китайские художники пришли к точности изображения, показателем которой является минимализм используемых средств благодаря развитию точности восприятия, основанном на чувстве.

Тем не менее, сегодня удается оценивать данные произведения с одних и тех же позиций, что становится возможным если рассматривать их с точки зрения их формальной организации. Данное понятие включает в себя в первую очередь анализ композиционных способов организации, что предполагает под собой использование таких видов контрастов как контраст формы, количества, положения и массы.

Следующий аспект, по которому можно сравнивать и оценивать одинаково такие разные формы изобразительной деятельности как традиционная китайская живопись се-и и краткосрочные формы рисунка, характерные для академической европейской традиции является использование аналогичных средств графической выразительности, к которым относится точка, линия, пятно и разнообразные виды их сочетаний. Штрих, в меньшей степени характерен для китайской живописи, чем для европейской традиции, тем не менее, различные виды работы кистью предполагают и такую форму нанесения краски, которая очень близка к штриху в европейском понимании.

Еще одним важным аспектом в понимании краткосрочных форм рисунка является их направленность на создание художественного образа средствами графики. Решение образа в различных традициях зависит от языка обобщения принятого в том или ином виде искусства, тем не менее и тут можно выявить общую закономерность. «Правдивость художественного обобщения выражается через условность изображения, которая не осознается как таковая, а воспринимается как естественная часть художественного целого. Отмечая условность необходимым условием существования художественного образа, было бы неверно ее канонизировать, считать условные приемы единственно возможными. Условность зависит, с одной стороны, от особенностей образного отображения действительности, от «языка» различных видов и жанров искусства… Реалистическая условность всегда несет в себе отражение объективной действительности и никогда не утрачивает связи с реальным мира, который оно осознает, обобщает, исследует в специфической форме, за которой всегда просматривается жизнь» [2 с. 15]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если разработать систему оценивания краткосрочных форм рисунка исходя из формальных, сугубо изобразительных характеристик изображения, то становится возможным оценивать произведения, выполненные в различных видах традиционных техник и академического искусства по одним и тем же параметрам.

Важным также тут является и понимание понятий декоративности. Если говорить о китайской живописи то «Основными качествами, порождающими декоративный эффект, являются стилизованный ритм, гармония ритмов, двухмерное пространство, схематические отношения, неестественный цвет и повторение мотивов» [1 с. 46] тем не менее, все это сливаясь в единый художественный образ отходило от декоративности, давая ощущение максимальной правдоподобности на уровни ощущений.

Это, в свою очередь делает возможным применение опыта обучения традиционным национальным техникам в процессе обучения академическому рисунку.

Если рассматривать данное утверждение в контексте практических занятий, можно привести следующие примеры.

При выполнении разнообразных набросков, чаще всего кроков — краткосрочных набросков, выполняемых менее чем за одну минуту, графитным карандашом, кистью или мягкими материалами (уголь, пастель. сангина, соус) основным средством выразительности очень часто является линия. Если классифицировать данный вид набросков по виду линии, а она может быть выполнена с одинаковым нажимом, а может быть с разным, наброски могут выглядеть более декоративными, плоскостными (в случае одинаковой линии), а могут быть пространственными (если линия отличается на своем протяжении по толщине и яркости). Во втором случае рисунок получает возможность передать иллюзию пространства, так как воспринимаемые части изображения подчеркнутые более контрастной, линией воспринимаются зрителем как более близкие.

Поэтому умение создавать линии различной толщины и пользоваться этим во время работы над краткосрочным рисунком, является важной частью в системе подготовки современных художников-профессионалов. «Линия способна передать действие, ритм, движение. Причем, действие может принадлежать как конкретному изображаемому объекту, так и самой линии, абстрактно, отвлеченно. Например, линия равно отразит бег человека, полет птицы, или, не передавая что — либо конкретное, организует ритм на плоскости листа». [1 с. 44] В этом, большую помощь могут оказать занятия каллиграфией, или отработка многочисленных приемов работы кистью, включающих разный нажим, проведение мазка в различных направлениях, создании линий различной толщины, а также множества других упражнений, которые накопила китайская традиция за многие века.

Этот опыт может в значительной степени улучшить качество подготовки специалистов в области изобразительного искусства в современных вузах России, а также обеспечить лучшее восприятие европейской изобразительной традиции китайскими студентами.

В то же время, такой подход будет способствовать формированию профессионального восприятия студентами произведений мирового художественного искусства, что значительной степени расширит их кругозор и повысит уровень общей образованности, разовьет художественный вкус, улучшит усвоение знаний в области художественной культуры.

Литература:

  1. Зубко Г. В. Искусство Востока. Курс лекций / Г. В. Зубко — М.: Восточная книга, 2012. — 432 с.: ил.
  2. Медведев Л. Г. Формирование графического художественного образа на занятиях по рисунку: Учеб. пособие для студентов худож. — граф. фак. пед. ин-тов. — М.: Просвещение, 1986ю — 159 с ил.
  3. Роули Дж.. Принципы китайской живописи Пер. с анг. и послесл. В. В. Малявина. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1989, 160 с.: ил.
  4. Тютюнова Ю. М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды: Учебное пособие для вузов — 2-е изд. — М.: Академический проект, 2015. — 175 с.: цв. Ил. — (Gaudeamus)
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, академический рисунок, изобразительное искусство, краткосрочная форма рисунка, краткосрочный рисунок, Китай, китайская живопись, опыт обучения, традиционная китайская живопись, художественный профиль.


Похожие статьи

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Эллипсис как средство выражения японской языковой картины мира

Статья рассматривает эллипсис как одно из средств репрезентации японской языковой картины мира в речи. Сначала автор представляет современные подходы к изучению эллипсиса в японском языке. Затем в статье с опорой на положения когнитивной лингвистики ...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Использование сингапурской технологии в логопедической работе на этапе перехода к школьному обучению

В статье автор делится своим опытом работы по организации логопедической работы у детей старшего дошкольного а и младшего школьного возраста с использованием Сингапурской технологии обучения.

Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на курсах церковнославянского языка

Данная работа посвящена вопросам преподавания церковнославянского языка для взрослой аудитории на курсах, при храмах и культурно-исторических центрах. Преподавание церковнославянского языка в современных условиях требует современных подходов. Одним и...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Применение технологии развития критического мышления на учебных занятиях иностранного языка

В статье дана общая оценка технологии развития критического мышления как средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Выделено значение технологии для преподавателей и студентов. Более подробно охарактеризованы и представлен...

Похожие статьи

Наброски кистью в системе обучения российских и китайских художников

Статья посвящена проблеме применения одного из видов академического рисунка, а именно краткосрочного рисунка кистью в процессе обучения специалистов художественного профиля. В работе рассматриваются особенности краткосрочного рисунка в системе обучен...

Командообразование как новый метод обучения в хореографии

В настоящей статье автор проводит научное рассмотрение вопроса факторов развития хореографического коллектива с позиции одного из важнейших факторов — командообразование. Раскрыты основные проблемы, на которые могут быть нацелены научные исследования...

Эллипсис как средство выражения японской языковой картины мира

Статья рассматривает эллипсис как одно из средств репрезентации японской языковой картины мира в речи. Сначала автор представляет современные подходы к изучению эллипсиса в японском языке. Затем в статье с опорой на положения когнитивной лингвистики ...

Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах

В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...

Использование сингапурской технологии в логопедической работе на этапе перехода к школьному обучению

В статье автор делится своим опытом работы по организации логопедической работы у детей старшего дошкольного а и младшего школьного возраста с использованием Сингапурской технологии обучения.

Формирование лингвокультурологической компетенции учащихся на курсах церковнославянского языка

Данная работа посвящена вопросам преподавания церковнославянского языка для взрослой аудитории на курсах, при храмах и культурно-исторических центрах. Преподавание церковнославянского языка в современных условиях требует современных подходов. Одним и...

Возможность применения интерактивного обучения в вокально-хоровой работе со студентами-хормейстерами

В статье представлен обзор интерактивных форм, методов и технологий обучения студентов-музыкантов применительно к вокально-хоровой работе студента-музыканта. Рассматриваются возможности и практическое значение использования данных методов в системе в...

Традиции вокальной школы Белорусской государственной академии музыки в формате медиаинформационного подхода и визуазализации

В статье рассматривается эволюция белорусской вокальной школы на примере становления и развития вокальной школы Белорусской государственной академии музыки, как ведущего центра профессионального образования. Поднята проблема сохранения ее как единой ...

Применение методов активного обучения в высшей школе (на примере курса «Основы гендерной психологии»)

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации продуктивной профессиональной подготовке будущих учителей в образовательной процессе высшей школы. Особое внимание уделено методам активного обучения. На примере курса «Основы генде...

Применение технологии развития критического мышления на учебных занятиях иностранного языка

В статье дана общая оценка технологии развития критического мышления как средств формирования иноязычной коммуникативной компетенции студентов. Выделено значение технологии для преподавателей и студентов. Более подробно охарактеризованы и представлен...

Задать вопрос