В статье рассмотрены теоретические и организационные основы понятия «внешнеторговая деятельность». Выделены основные задачи, а также способы государственного регулирования внешнеторговой деятельности.
Ключевые слова: внешнеторговая деятельность, внешнеэкономическая деятельность, внешняя конкуренция, государственное регулирование.
В современных условиях, внешнеэкономическая деятельность является важным компонентом, формирующим структуру, динамику и стабильность национальной экономики. Сегодня нет такой страны в мире, которая сможет развиваться без эффективной системы экономических отношений, позволяющих интегрироваться в мировую экономику.
Внешнеторговая деятельность — деятельность по осуществлению сделок в области внешней торговли товарами, услугами, информацией и интеллектуальной собственностью [1].
Основными субъектами внешнеторговой деятельности являются:
- Фирмы различных видов собственности, осуществляющие внешнеторговую деятельность:
– Федеральные государственные организации и предприятия.
– Участники международной мелкой оптовой торговли.
- Юридические лица и индивидуальные предприниматели, вовлеченные в рыночные отношения, регистрируются в таможенных органах.
Главная задача государственного регулирования внешнеторговой деятельности — создание благоприятных экономических и организационных условий развития всех видов и форм внешнеэкономической деятельности и повышение ее эффективности.
Задачи государства в рамках регулирования внешнеторговой деятельности:
– обеспечение стабильного роста активов платежного баланса;
– привлечение бизнеса и регионов для организации экономической деятельности;
– конкурентное размещение зарубежных закупок среди возможных поставщиков;
– регулирование внешней конкуренции на внутреннем рынке через механизм тарифных пошлин в целях поддержки собственных производителей и улучшения структуры-формирования роли импорта. [2]
Не менее важна защита национального рынка государством, где могут быть использованы такие инструменты как:
– пересмотр таможенных пошлин на импортные товары,
– введение квот
– упрощенное оформление таможенных документов, в том числе автоматизированное и удаленное предоставление услуг
Государственное регулирование внешнеторговой деятельности включает прямые и косвенные способы. К прямым методам относится административный контроль:
– лицензии и квоты на экспорт и импорт — временные меры по стабилизации и насыщению внутреннего рынка,
– государственная монополия внешнеторговой деятельности — менее эффективный способ регулирования. Этот метод может применяться в виде исключительных прав на исполнение государственной компанией отдельных зарубежных операций или поддержание внешнеэкономических связей. В целом эти меры касаются методов нетарифного регулирования.
Косвенные способы регулирования более эффективны и актуальны для развития международных отношений. К ним относятся налоги, в том числе:
– таможенные пошлины
– процентные ставки по валютным кредитам
– ставка по облигациям
– прочие ценные бумаги
– выплаты денежных средств [3]
Что касается современной системы управления в Российской Федерации, то сегодняшняя система регулирования внешнеторговой деятельности в РФ была окончательно сформирована в 2005 году. Данная структура разделена на три уровня:
– Федеральный — принятие решений осуществляются государственными органами;
– Региональный — решения принимаются органами власти в субъектах страны;
– Местный — внешнеторговая деятельность контролируется местными органами власти. [3]
В таможенном кодексе излагаются принципы работы таможни (порядок перемещения через границу товаров, таможенные сборы, исполнение, мониторинг и другие инструменты для обеспечения таможенной политики) на основе единства таможенной территории, таможенных пошлин и таможенных сборов. Таможенный тариф предназначен для регулирования внешней конкуренции на внутреннем рынке.
Система импортных пошлин — это защита национального производства от ввоза иностранных товаров. Этот принцип в то же время обеспечивает фискальные интересы государства, с целью пополнения доходов в бюджет государства.
Для обеспечения сбалансированного социально — экономического развитие РФ на основе внешнеэкономических отношений государство:
– осуществляет регистрацию иностранной экономической деятельности
– декларирует товары и другое имущество
Развитие международных экономических отношений требует ускоренной разработки инвестиционных проектов с соответствующим технико-экономическим обоснованием для иностранных инвесторов и кредиторов. Путем регулирования уровня цен на отечественные товары на мировом рынке, поддержание конкурентоспособности национальной экономики.
Литература:
- Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (ст.2)
- Корнеева А. В., Корнеев Г. У. // Регулирование ВЭД в Российской Федерации: структурирование системы // Вестник ТГУПБП. 2019. № 2 (79).
- Покровская, В. В. Внешнеэкономическая деятельность в 2 ч. Часть 1.: учебник для бакалавриата и магистратуры / В. В. Покровская. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 376 с.