Сегодня влияние частного бизнеса на развитие национальной экономики в целом сложно переоценить. Также сложно, как и разобраться, что же такое «частный бизнес» и как им управлять. Исследования о значимости малого предпринимательства были особенно популярны в течение последних десяти лет. Приведем основные тезисы этих исследований, которые в данной статье рассматриваются как фундаментальные.
Прежде всего следует отметить, что развитие малого бизнеса в рамках национальной экономики стимулирует ускоренный экономический рост страны, способствует диверсификации и насыщению локальных региональных рынков. Малый бизнес снижает безработицу на микроуровне экономических отношений, выравнивает колебания конъюнктуры рынка, а также смягчает кризисные явления на местах [1].
Кроме того, малое предпринимательство является центром инновационных подходов к решению стандартных экономических задач, что ставит национальную экономику на рельсы интенсивного роста [2].
И наконец, развитие частного бизнеса поддерживает средний класс и стимулирует сокращение диверсификации общества по уровню доходов, поощряя развитие социально-ориентированной экономики [3].
Таким образом, проблема эффективного управления малым предпринимательством более чем актуальна.
А нашей работе мы рассмотрели конкретный пример частного бизнеса в сфере розничной торговли, а именно: магазин по продаже брючных изделий. Важно отметить, что организация насчитывает от 16 до 100 сотрудников, а годовой предпринимательский доход фирмы до 800 млн. рублей.
Цель исследования — определение наиболее значимых связей в модели развития малого предпринимательства с целью формирования стратегии эффективного управления организацией.
Прежде всего необходимо обратиться непосредственно к составленной модели и объяснить составляющие ее элементы, а также связи между ними.
Зеленым цветом обозначены прямые связи (при изменении влияющего фактора, зависимый фактор меняется в том же направлении). Красным цветом обозначены обратные связи (при изменении влияющего фактора, зависимый фактор меняется в противоположном направлении). Рассмотрим составленную систему подробнее и изучим некоторые связи в ней.
Свободные денежные средства обеспечивают беспрепятственное вхождение в отрасль, таким образом, внушительное количество организаций с крупным стартовым капиталом увеличивает конкуренцию в отрасли. Однако существуют и другие ограничения, например, административные барьеры, ограничивающие бесконтрольный вход в отрасль. Принимая во внимание вышесказанное, вес данной связи устанавливаем на уровне +0,4.
Конкуренция отрицательно влияет на привлечение покупателей в рассматриваемый магазин, вес данной связи устанавливаем на уровне -0,4 (чем больше конкурентов, тем меньше посетителей в рассматриваемой организации); конкуренция также отрицательно влияет и на уровень цен (при высокой конкуренции один из наиболее распространенных способов сохранения спроса — снижение цен на товары), вес данной связи устанавливаем на уровне -0,6.
Цены товаров сильно влияют на привлечение покупателей, вес данной обратной связи устанавливаем на уровне -0,7. В свою очередь, на уровень цен влияет качество обслуживания посетителей (вес данной связи устанавливаем на уровне +0,4), которое, с другой стороны, чуть менее значимо для привлечения клиентов (вес данной связи равен +0,3).
Привлечение покупателей обеспечивает объем продаж (вес связи +0,6), который диктует заработную плату работников с весом +0,5 (как правило, оплата труда продавцов зависит личных продаж).
Объем продаж формирует прибыль организации (вес связи равен +0,7), которая идет на пополнение ассортимента продукции (вес равен +0,3) и формирует свободные денежные средства (вес связи равен +0,7).
Ассортимент продукции играет не последнюю роль в привлечении покупателей (вес связи равен +0,4), в свою очередь, расширение ассортимента возможно лишь при наличии развитых связей с поставщиками (вес связи +0,7).
И наконец, свободные денежные средства, поступившие на счет организации из прибыли, идут на развитие и расширение бизнеса, что непременно ведет к увеличению номенклатуры товаров, а следовательно, к развитию связей с поставщиками (вес связи равен +0,3).
С помощью Excel построим матрицу описанной выше системы:
|
Р.Б |
С. Д. |
К. |
С. П. |
А. П. |
П. П. |
У.Ц.Т. |
П. |
О. П. |
К. О. |
З. П. |
Р.Б |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. Д. |
0,5 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,4 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
А. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
У.Ц.Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,5 |
К. О. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
З. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
Исследовав систему, мы получили следующие результаты:
1,496594 |
Расширение бизнеса (Р.Б) |
||
1,350593 |
Свободные денежные средства (С. Д.) |
||
-0,52902 |
Конкуренция (К.) |
||
1,996908 |
Связи с поставщиками (С. П.) |
||
1,495258 |
Ассортимент продукции (А. П.) |
||
1,624112 |
Привлечение покупателей (П. П.) |
||
-1,7456 |
Уровень цен на товары (У.Ц.Т.) |
||
2,105062 |
Прибыль (П.) |
|
|
1,799002 |
Объем продаж (О. П.) |
||
0,749734 |
Качество обслуживания (К. О.) |
||
-0,6679 |
З/П работников (З. П.) |
||
Таким образом, полученные данные свидетельствуют о высокой значимости влияния на эффективное развитие бизнеса таких факторов, как прибыль, уровень цен на товары, связи с поставщиками, объем продаж.
В ходе исследования рассматриваемая система была признана эффективной, кризисная фаза не выявлена. Чтобы определить точки наибольшего влияния на систему, методом подбора вычислим наиболее значимые связи для системы в целом. Для этого поочередно изменим каждую из связей на +/-0,1.
В ходе проведённого исследования получаем общую матрицу, где отображены результаты изменений системы под влиянием каждой из связей.
Критерии отбора по максимальному значению среди максимумов и минимальному среди минимумов диктуют, как правило, выход из кризисной ситуации, которая в нашем случае не выявлена. Таким образом, для эффективного управления нашей системой выберем минимум по максимуму (зеленая ячейка). Эта связь между прибылью и свободными денежными средствами. С целью более сдержанного развития системы снизим значимость этой связи на 0,1.
Р.Б |
С. Д. |
К. |
С. П. |
А. П. |
П. П. |
У.Ц.Т. |
П. |
О. П. |
К. О. |
З. П. |
|
Р.Б |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. Д. |
0,5 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,4 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
А. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
У.Ц.Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,5 |
К. О. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
З. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
2,227586 |
максмакс |
1,993311 |
минмакс |
-1,62892 |
максмин |
-1,85349 |
минмин |
Так, для эффективного развития системы необходимо сдерживание расширения торговых площадок, однако расширение ассортимента рекомендуется. Так, прибыль следует перераспределять и направлять во внутреннее развитие организации.
Полученная матрица:
Р.Б |
С. Д. |
К. |
С. П. |
А. П. |
П. П. |
У.Ц.Т. |
П. |
О. П. |
К. О. |
З. П. |
|
Р.Б |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. Д. |
0,5 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,4 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
А. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
У.Ц.Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,5 |
К. О. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
З. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
1,508249 |
Расширение бизнеса (Р.Б) |
||
1,375071 |
Свободные денежные средства (С. Д.) |
||
-0,5371 |
Конкуренция (К.) |
||
1,993311 |
Связи споставщиками (С. П.) |
||
1,479925 |
Ассортимент продукции (А. П.) |
||
1,576147 |
Привлечение покупателей (П. П.) |
||
-1,71541 |
Уровень цен на товары (У.Ц.Т.) |
||
1,984553 |
Прибыль (П.) |
|
|
1,715703 |
Объем продаж (О. П.) |
||
0,746608 |
Качество обслуживания (К. О.) |
||
-0,66848 |
З/П работников (З. П.) |
||
Так, видно, что в полученной системе более значимы связи с поставщиками, действительно, при расширении ассортимента этот фактор является определяющим. Выявим наиболее значимые связи для полученной системы, для этого по аналогии с проделанной работой ранее используем метод подбора. Отметим в матрице связи, отвечающие критериям максимакса, минмина, максмина и минмакса:
Р.Б |
С. Д. |
К. |
С. П. |
А. П. |
П. П. |
У.Ц.Т. |
П. |
О. П. |
К. О. |
З. П. |
|
Р.Б |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. Д. |
0,5 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,4 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
А. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
У.Ц.Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,5 |
К. О. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
З. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
2,173503 |
максмакс |
1,981623 |
минмакс |
-1,4782 |
максмин |
-1,71541 |
минмин |
Интересно, что в полученной матрице одна и та же связь (уровень цен на товары обратно влияет на привлечение покупателей) отвечает критерию минмина и максимина.
Так, организация, расширив ассортимент, стоит на пороге определения своей ценовой политике. Усиление или ослабление исследуемой связи приведет к эффективному развитию системы: путем эластичного спроса или устойчивого объема продаж.
Р.Б |
С. Д. |
К. |
С. П. |
А. П. |
П. П. |
У.Ц.Т. |
П. |
О. П. |
К. О. |
З. П. |
|
Р.Б |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. Д. |
0,5 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
К. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,4 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
С. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
А. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
У.Ц.Т. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
-0,6 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
П. |
0 |
0,6 |
0 |
0 |
0,3 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
О. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,7 |
0 |
0 |
0,5 |
К. О. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,3 |
0,4 |
0 |
0 |
0 |
0 |
З. П. |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
0,2 |
0 |
Таким образом, изучаемая система поменяла свои некоторые характеристики. И наиболее значимые элементы системы, обеспечивающие ее нормальное и эффективное функционирование представлены в нижеследующей таблице:
1,528286 |
Расширение бизнеса (Р.Б) |
||
1,365074 |
Свободные денежные средства (С. Д.) |
||
-0,64557 |
Конкуренция (К.) |
||
2,025276 |
Связи споставщиками (С. П.) |
||
1,519471 |
Ассортимент продукции (А. П.) |
||
1,644858 |
Привлечение покупателей (П. П.) |
||
-1,60177 |
Уровень цен на товары (У.Ц.Т.) |
||
2,020006 |
Прибыль (П.) |
|
|
1,768914 |
Объем продаж (О. П.) |
||
0,815286 |
Качество обслуживания (К. О.) |
||
-0,67516 |
З/П работников (З. П.) |
||
Таким образом, изучаемая система о развитии бизнеса становится эффективной при последовательном расширении ассортимента, которое обеспечивает в большей мере такой фактор как связи с поставщиками; а также при привлечении покупателей путем установления ценовой политики провоцируя эластичный спрос на продукцию.
Важнейшим элементом полученной системы является также прибыль, которая позволяет расширять ассортимент и вести привлекательную для покупателя ценовую политику.
Литература:
- Гулин, К. А. Основы предпринимательства [Текст] : учебное пособие / К. А. Гулин, А. Е. Кремин. – Вологда : ИСЭРТ РАН, 2017 – 6 с.
- Инновационное предпринимательство : учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под ред. В. Я. Горфинкеля, Т. Г. Попадюк. — М. : Издательство Юрайт, 2016 — 523 с. — Серия : Бакалавр и магистр. Академический курс.
- Проблемы развития ремесленничества, малого и среднего бизнеса и среднего класса: монография / О. В. Комарова, Т. А. Саламатова, Д. Е. Гаврилов. Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012 163 с.