Рассматривается роль государственного аудита как одного из механизмов противодействия коррупции в регионе. С помощью анализа деятельности Счетной палаты Тюменской области как органа государственного контроля сделаны выводы об эффективности проведения государственного аудита в регионе. Показана значимость государственного аудита в решении многих задач, поставленных для достижения единой цели устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона.
Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата Российской Федерации, финансовое управление.
Учитывая разрушительный эффект коррупции для экономического и политического развития региона, важно отметить, что одной из основных задач Счетной палаты является не только выявление, но и предупреждение нарушений. С этой целью в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий уделяется особое внимание комплексному анализу и систематизации причин, приводящих к различного рода нарушениям, разработке предложений и рекомендаций по принятию мер, направленных на их предотвращение. [1]
На основании официальных данных Счетной палаты Тюменской области было проведено исследование по нарушениям в сфере финансового контроля.
Исследование проводилось по трем критериям: по количеству выявленных нарушений, по суммам выявленных нарушений и по видам нарушений за период 2014 года по 2018 год включительно. Ниже представлены графики и диаграммы, на которых можно увидеть динамику нарушений:
Таблица 1
Количество выявленных нарушений, единиц
Наименование субъекта РФ/Период |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Тюменская область |
106 |
109 |
98 |
93 |
105 |
Рис. 1. Количество выявленных нарушений, единиц
Данный график отражает благоприятную ситуацию в Тюменской области по количеству выявленных нарушений. Согласно официальным данным Счетной Палаты Российской Федерации, период 2015–2017 гг. характеризуется низким уровнем коррумпированности. Данная динамика характеризуется не только принятием необходимой нормативно-правовой базы на областном уровне, но и с проведением серьезной аналитической работы, позволившей четко определить задачи Счетной палаты в Тюменской области противодействия коррупции, оперативно скорректировать основные планы и приоритеты в контрольной деятельности.
В свою очередь данная динамика характеризует эффективные меры, направленные на устранение причин появления нарушений. Большой вклад внесли разработка и принятие общей (базовая) методики по проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции в рамках контрольно-ревизионной деятельности, внесение изменения в методику проведения аудита эффективности использования средств областного бюджета, а также в отраслевые методики по проведению проверок в области сельского хозяйства, реализации национальных проектов, строительной деятельности, образования и т. д.
Таблица 2
Суммы выявленных нарушений, млн рублей
Период/ Наименование субъекта РФ |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Тюменская область |
293,2 |
323,1 |
342,7 |
385,3 |
345,9 |
Рис. 2. Сумма устраненных нарушений, млн рублей
По данной диаграмме в период 2014–2017 гг. отмечается положительная динамика по объему сумм, устраненных финансовых нарушений, полученных от мер, принятых Счетной палатой Тюменской области.
Следует обратить внимание, что по данным диаграмма за период 2014–2017 количество выявленных нарушений уменьшается, но растет их сумма.
Среди выявленных Счетной палатой коррупционных нарушений в сфере закупок превалирует необоснованное увеличение стоимости контрактов — почти 48 % от общего объема. Нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, связанных с приемкой и оплатой невыполненных работ, составляет порядка 20 %. [3]
Растет коррупция в госуправлении. Создаются не только коммерческие и некоммерческие организации, но и бюджетные учреждения совершенно четко под определенную задачу — нужно провести конкурсную процедуру или большой форум и через это реализовать схемы и вывести часть средств.
Рассмотрим более детально структуру выявленных нарушений за 2018 год в Тюменской области.
Рис. 3. Структура выявленных нарушений за 2018
По данным диаграммы в суммах нарушений, выявленных Счетной палатой РФ, в Тюменской области преобладают нарушения связанные с осуществлением закупок, доля которых составляет 0,21 млрд. рублей или 47,8 % от общей суммы выявленных нарушений в 2018 году, немаловажное значение имеют нарушения связанные с формированием и исполнением бюджетов.
Противодействие коррупции — одна из приоритетных задач Счетной палаты Тюменской области. После принятия необходимой нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровне мы провели достаточно
Эти методики в течение года применяются на практике и приносят результаты в рамках контрольно-ревизионной деятельности. В нормативно-правовых актах выявляются положения, носящие коррупциогенный характер, в сфере проверяемой деятельности — признаки коррупционных правонарушений. [2]
Нельзя не отметить также, что одновременно борьба с финансовыми нарушениями и коррупцией предъявляет особые требования и к сотрудникам самих контрольных органов. Все сотрудники Счетной палаты обязуются соблюдать Этический кодекс контрольно-счетных органов РФ, который содержит ограничения антикоррупционного характера. В Счетной палате осуществляется контроль за соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению, запретов и ограничений, а также за своевременным и достоверным предоставлением сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера. Работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Литература:
- Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2018 № 866-П «Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»
- Журнал «Бюджет» № 6 июнь 2010 [Электронный ресурс], http://bujet.ru/
- Газета «Росбизнесконсалтинг», апрель 2019 [Электронный ресурс], https://www.rbc.ru/economics/12/04/2019
- Отчет о работе Счетной Палаты Тюменской области. Режим доступа: http://rfspto.ru/?page_id=12, свободный.