Аудит как механизм противодействия коррупции в регионе (на примере Тюменской области) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 24.12.2019

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Сергеев, С. А. Аудит как механизм противодействия коррупции в регионе (на примере Тюменской области) / С. А. Сергеев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 177-179. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65663/ (дата обращения: 18.12.2024).



Рассматривается роль государственного аудита как одного из механизмов противодействия коррупции в регионе. С помощью анализа деятельности Счетной палаты Тюменской области как органа государственного контроля сделаны выводы об эффективности проведения государственного аудита в регионе. Показана значимость государственного аудита в решении многих задач, поставленных для достижения единой цели устойчивого развития экономики и социальной стабильности региона.

Ключевые слова: государственный аудит, Счетная палата Российской Федерации, финансовое управление.

Учитывая разрушительный эффект коррупции для экономического и политического развития региона, важно отметить, что одной из основных задач Счетной палаты является не только выявление, но и предупреждение нарушений. С этой целью в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий уделяется особое внимание комплексному анализу и систематизации причин, приводящих к различного рода нарушениям, разработке предложений и рекомендаций по принятию мер, направленных на их предотвращение. [1]

На основании официальных данных Счетной палаты Тюменской области было проведено исследование по нарушениям в сфере финансового контроля.

Исследование проводилось по трем критериям: по количеству выявленных нарушений, по суммам выявленных нарушений и по видам нарушений за период 2014 года по 2018 год включительно. Ниже представлены графики и диаграммы, на которых можно увидеть динамику нарушений:

Таблица 1

Количество выявленных нарушений, единиц

Наименование субъекта РФ/Период

2014

2015

2016

2017

2018

Тюменская область

106

109

98

93

105

Рис. 1. Количество выявленных нарушений, единиц

Данный график отражает благоприятную ситуацию в Тюменской области по количеству выявленных нарушений. Согласно официальным данным Счетной Палаты Российской Федерации, период 2015–2017 гг. характеризуется низким уровнем коррумпированности. Данная динамика характеризуется не только принятием необходимой нормативно-правовой базы на областном уровне, но и с проведением серьезной аналитической работы, позволившей четко определить задачи Счетной палаты в Тюменской области противодействия коррупции, оперативно скорректировать основные планы и приоритеты в контрольной деятельности.

В свою очередь данная динамика характеризует эффективные меры, направленные на устранение причин появления нарушений. Большой вклад внесли разработка и принятие общей (базовая) методики по проведению мероприятий, направленных на противодействие коррупции в рамках контрольно-ревизионной деятельности, внесение изменения в методику проведения аудита эффективности использования средств областного бюджета, а также в отраслевые методики по проведению проверок в области сельского хозяйства, реализации национальных проектов, строительной деятельности, образования и т. д.

Таблица 2

Суммы выявленных нарушений, млн рублей

Период/ Наименование субъекта РФ

2014

2015

2016

2017

2018

Тюменская область

293,2

323,1

342,7

385,3

345,9

Рис. 2. Сумма устраненных нарушений, млн рублей

По данной диаграмме в период 2014–2017 гг. отмечается положительная динамика по объему сумм, устраненных финансовых нарушений, полученных от мер, принятых Счетной палатой Тюменской области.

Следует обратить внимание, что по данным диаграмма за период 2014–2017 количество выявленных нарушений уменьшается, но растет их сумма.

Среди выявленных Счетной палатой коррупционных нарушений в сфере закупок превалирует необоснованное увеличение стоимости контрактов — почти 48 % от общего объема. Нарушение требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок, связанных с приемкой и оплатой невыполненных работ, составляет порядка 20 %. [3]

Растет коррупция в госуправлении. Создаются не только коммерческие и некоммерческие организации, но и бюджетные учреждения совершенно четко под определенную задачу — нужно провести конкурсную процедуру или большой форум и через это реализовать схемы и вывести часть средств.

Рассмотрим более детально структуру выявленных нарушений за 2018 год в Тюменской области.

Рис. 3. Структура выявленных нарушений за 2018

По данным диаграммы в суммах нарушений, выявленных Счетной палатой РФ, в Тюменской области преобладают нарушения связанные с осуществлением закупок, доля которых составляет 0,21 млрд. рублей или 47,8 % от общей суммы выявленных нарушений в 2018 году, немаловажное значение имеют нарушения связанные с формированием и исполнением бюджетов.

Противодействие коррупции — одна из приоритетных задач Счетной палаты Тюменской области. После принятия необходимой нормативно-правовой базы на федеральном и областном уровне мы провели достаточно

Эти методики в течение года применяются на практике и приносят результаты в рамках контрольно-ревизионной деятельности. В нормативно-правовых актах выявляются положения, носящие коррупциогенный характер, в сфере проверяемой деятельности — признаки коррупционных правонарушений. [2]

Нельзя не отметить также, что одновременно борьба с финансовыми нарушениями и коррупцией предъявляет особые требования и к сотрудникам самих контрольных органов. Все сотрудники Счетной палаты обязуются соблюдать Этический кодекс контрольно-счетных органов РФ, который содержит ограничения антикоррупционного характера. В Счетной палате осуществляется контроль за соблюдением государственными служащими требований к служебному поведению, запретов и ограничений, а также за своевременным и достоверным предоставлением сведений об имуществе, доходах и обязательствах имущественного характера. Работает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Литература:

  1. Постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 20.08.2018 № 866-П «Об утверждении комплексной программы «Противодействие коррупции в Ямало-Ненецком автономном округе на 2018–2020 годы»
  2. Журнал «Бюджет» № 6 июнь 2010 [Электронный ресурс], http://bujet.ru/
  3. Газета «Росбизнесконсалтинг», апрель 2019 [Электронный ресурс], https://www.rbc.ru/economics/12/04/2019
  4. Отчет о работе Счетной Палаты Тюменской области. Режим доступа: http://rfspto.ru/?page_id=12, свободный.
Основные термины (генерируются автоматически): Счетная палата, Тюменская область, нарушение, государственный аудит, контрольно-ревизионная деятельность, Наименование субъекта РФ, необходимая нормативно-правовая база, областной уровень, Российская Федерация, служебное поведение.


Ключевые слова

государственный аудит, финансовое управление, Счетная палата Российской Федерации

Похожие статьи

Государственный аудит — инструмент развития региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Рассматривается роль государственного аудита как одного из инструментов экономического роста в социально-экономическом развития региона. В качестве «качественного» инструмента управления финансовыми ресурсами выделен аудит эффективности. С помощью ан...

Управление государственными финансами: проблемы и направления совершенствования на примере Республики Алтай

В современных условиях важностью эффективного функционирования механизмов государственного управления в условиях агрессивных внешних вызовов, экономических санкций, провоцирующих кризис в ряде отраслей экономики. Эффективность государственного управл...

Компетенция исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Актуальность исследования определяется важной ролью органов исполнительной власти в социально-экономическом благосостоянии общества. Также необходимостью проведения оценки выполненных мероприятий для анализа эффективности деятельности отдельных орган...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Похожие статьи

Государственный аудит — инструмент развития региона (на примере Ямало-Ненецкого автономного округа)

Рассматривается роль государственного аудита как одного из инструментов экономического роста в социально-экономическом развития региона. В качестве «качественного» инструмента управления финансовыми ресурсами выделен аудит эффективности. С помощью ан...

Управление государственными финансами: проблемы и направления совершенствования на примере Республики Алтай

В современных условиях важностью эффективного функционирования механизмов государственного управления в условиях агрессивных внешних вызовов, экономических санкций, провоцирующих кризис в ряде отраслей экономики. Эффективность государственного управл...

Компетенция исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации

Актуальность исследования определяется важной ролью органов исполнительной власти в социально-экономическом благосостоянии общества. Также необходимостью проведения оценки выполненных мероприятий для анализа эффективности деятельности отдельных орган...

Развитие внешнеторговой деятельности регионов как инструмент повышения национальной экономической безопасности страны (на примере Челябинской области)

В статье отмечена актуальность исследований внешнеторговой деятельности регионов в контексте повышения национальной экономической безопасности Российской Федерации посредством ее регулирования. На основе анализа ряда отраслей Челябинской области и кл...

Контроль (надзор) Центрального банка Российской Федерации в банковской сфере

В статье автор рассматривает роль Банка России как главного финансового института, обладающего особым правовым статусом, осуществляющего от имени государства контрольно-надзорную деятельности, от эффективности которой зависит устойчивость и будущий п...

Конкурентоспособность региона: оценка и пути ее повышения

Конкурентоспособность региона является ключевым аспектом для экономики всей страны, поэтому для ускорения социально-экономического развития РФ в условиях глобализации необходимо формировать соответствующий уровень конкурентоспособности. Результатом т...

Природоохранная деятельность органов прокуратуры Российской Федерации (на примере Чувашской Республики)

В статье представлен анализ направлений деятельности органов прокуратуры РФ в сфере охраны окружающей среды и рассмотрены особенности реализации прокурорами своих полномочий. Сделаны выводы о том, что на сегодняшний день должностные лица органов прок...

Финансовая составляющая как фактор конкурентоспособности региона (на примере Республики Мордовия)

В современных условиях экономики функционирование организаций предполагает повышение эффективности производства, конкурентоспособности продукции, инициативы, активизации предпринимательства и т. д. Основной ролью в реализации этих задач отводится ана...

Прокурорский надзор за исполнением законов в сфере образования

Статья посвящена исследованию роли прокурорского надзора в обеспечении законности и правопорядка в сфере образования. Рассматриваются основные принципы деятельности и правовое регулирования в обозначенной области, а также анализируется эффективность ...

Совершенствование методических подходов к оценке эффективности деятельности компаний магистрального транспорта нефти

В статье рассматривается вопрос о влиянии качества организации и управления проектами на их эффективность и предлагается алгоритм оценки экономической эффективности деятельности предприятий магистрального транспорта нефти, с учетом его влиянии на пов...

Задать вопрос