Общение — один из основных инструментов развития личности, представляющий собой сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями в совместной деятельности. Целью данной статьи является рассмотрение актуальности развития коммуникативных навыков специалистов охраны психического здоровья как основы построения эффективной модели психологической работы.
Ключевые слова: межличностное общение, коммуникация, взаимодействие, мышление, речь, деятельность, психология.
Communication is one of the main tools of personal development, which is a complex process of establishing and developing contacts between people generated by the needs for joint activities. The purpose of this article is to consider the relevance of the development of communication skills of mental health professionals as a basis for building an effective model of psychological work.
Key words: interpersonal communication, interaction, thinking, speech, activity, psychology.
Процесс социализации человека, его становление как части общественных отношений невозможно представить без общения. Леонтьев А. А. указывал, что, по существу, невозможно исследовать развитие и функционирование человеческого общества и отдельной личности без обращения к понятию общения и его интерпретации [4].
В настоящее время наиболее распространенным является подход, согласно которому в структуре общения выделяют следующие функции, одновременно участвующие в процессе взаимодействия: коммуникативная (обмен информацией), интерактивная (регуляция процесса взаимодействия) и перцептивная (идентификация и аперцепция собеседника).
Содержание категории общения достаточно многообразно — это не только определенный вид человеческой деятельности, но и многогранный процесс, включающий в себя:
– формирование определенных образцов и моделей поведения;
– взаимодействие людей;
– взаимное влияние людей друг на друга;
– обмен информацией;
– формирование отношений между людьми;
– взаимное переживание и понимание друг друга;
– формирование образа внутреннего «Я» человека [5].
Хотя человеческое общения является многообразным и сложным процессом, по своему содержанию оно может быть представлено следующим образом:
– материальное — обмен продуктами и предметами деятельности;
– когнитивное — обмен знаниями;
– деятельное — обмен действиями, операциями, умениями;
– кондиционное — обмен психологическими или физиологическими состояниями;
– мотивационное — обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями.
Важным компонентом любого общения выступает конгруэнтность. Современные исследования доказывают, что невербальные сигналы несут гораздо больше информации, чем вербальные. В случае, когда сигналы неконгруентны, люди чаще полагаются на информацию, представляемую невербальным способом [3].
Невербальное общение обеспечивается:
- Дистанцией;
- Положением тела;
- Позой;
- Взглядом;
- Мимикой;
- Жестами;
- Прикосновениями.
Проблема интерпретации и понимания людьми друг друга продолжает быть актуальной сегодня во многих профессиональных сферах, в том числе в психологическом консультировании. Коммуникативная культура представляет собой базовый элемент профессиональной культуры человека и одним из показателей развития общей культуры личности.
Коммуникативная культура личности — это комплекс знаний, качеств и умений в сфере межличностного общения, проявляющихся в отношении к людям, способности контроля и регулирования своего речевого поведения, грамотного аргументирования своей позиции, продуктивного сотрудничества при помощи вербальных и невербальных средств и способов общения [1].
Проблема коммуникативной культуры остается актуальной на протяжении многих лет. Это понятие во многом определяет социально-психологическую атмосферу в обществе и успех в любой сфере деятельности. А. А. Леонтьев использует понятие «коммуникативное поведение», включающее в себя не только сам процесс говорения, но и организацию речи, создание эмоционально-психологической атмосферы общения [2].
Коммуникативная культура психолога выражается прежде всего в способности установки личностно — ориентированных взаимоотношений. Навыки межличностного взаимодействия объединяются в три категории:
- Принятие;
- Искренность;
- Эмпатия.
Посредством принятия создается обстановка, где человек может чувствовать себя в безопасности, создается атмосфера доверия, как важная составляющая процесса коммуникации между психологом и клиентом. При общении, психолог, обладающей коммуникативной культурой:
– воздерживается от суждений оценочного характера по отношению к клиенту;
– не дает советов и не принимает решения за клиента;
– настроен дружелюбно;
– не опекает клиента, проявляет уважение к независимости его личности;
– не ставит диагнозов.
Составляющей коммуникативной культуры психолога является способность поставить себя на место другого и осознать его потребности, чувства и эмоции. Это качество в качестве основы имеет распознание значений не только того, что говорит и думает клиент, но того, что лежит за пределами его сознания. Теодор Рейк выразил чувство эмпатии как «слушать третьим ухом». Это означает не просто понимание другого, но и проявление своего понимания в приемлемой форме. Психолог не сможет вести эффективную работу до того момента, пока не научится приемам установления хороших рабочих отношений с клиентом.
Именно благодаря коммуникативной культуре создается атмосфера, способствующая достижению позитивных результатов в процессе консультирования и психотерапии. При этом корректность должна соблюдаться и в ходе использования психологического инструментария. Полученная в ходе исследования информация не может быть использована в корыстных целях.
Культура профессиональной речи клинического психолога включает:
1) владение терминологией специальности;
2) умение общаться с людьми, не являющихся специалистами, по вопросам профессиональной деятельности;
3) способность организации профессиональный диалог;
4) умение строить выступление на профессиональную тему [6].
Успешная работа специалиста в сфере консультирования может состояться лишь в том случае, когда созданы условия для ведения прямого личностного диалога, основой которого будет служить открытость и честность. Для психолога это означает быть аутентичной личностью, говорить то, что он думает и делать то, что удобно и естественно.
Таким образом, общение — один из важнейших аспектов человеческого взаимодействия, осуществляемый за счет вербальных и невербальных сигналов, необходимая часть любой совместной деятельности, а также движущая сила развития личности и общества в целом.
Литература:
- Жуков, В. А. Коммуникативная компетентность. М.,1991. — С.28.
- Игебаева, Ф. А. Коммуникативная компетентность как важнейшее профессиональное качество //Современное государство: проблемы социально-экономического развития. Сб. статей II Международной научно-практической конференции. — Саратов. Издво ЦПМ «Академия бизнеса», 2013. — С.122.
- Лабунская, В. А. Невербальное поведение: Социально-перцептивный подход. — Ростов н/д.: Изд-во Ростовского ун-та, 1986. — С.22.
- Леонтьев, А. А. Педагогическое общение. — М.: Знание, 1979. — С.51.
- Ломов, Б. Ф. Проблема общения в психологии. — М.: Педагогика, 1981. — С.78.
- Флоренская, Т. А. Диалог в практической психологии: Наука о душе. — М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2001.– С. 110.