Произведен анализ законодательства в сфере планирования и исполнения расходов муниципальных образований. Изучена практика применения данного законодательства на примере города-героя Волгограда и в совокупности с территорией дана комплексная оценка. Выявлены проблемы эффективности расходов муниципального образования на основании которых предложены пути решения.
Ключевые слова: муниципальное образование, Российская Федерация, бюджетный процесс, Волгоград, Волгоградская городская Дума, бюджетный кодекс.
Проект бюджета муниципального образования разрабатывается на три года. Трехлетнее бюджетное планирование строится по принципу непрерывности и ежегодного обновления. Каждый год предыдущий прогноз пересматривается вновь с учетом изменений в финансовой политике муниципального образования. Начальным этапом расчета плановых показателей бюджета является формирование информационной базы, В течении года проводится мониторинг финансово-хозяйственной деятельности.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в Волгограде, принятым решением Волгоградской городской Думы от 25.06.2008 N 6/171 «О Положении о бюджетном процессе в Волгограде», руководствуясь статьями 5, 7, 24, 26, 50, 51 Устава города-героя Волгограда, Волгоградская городская Дума решила: утвердить отчет об исполнении бюджета Волгограда за 2017 год по доходам в сумме 21136867,02141 тыс. рублей, расходам в сумме 21153729,07754 тыс. рублей, с дефицитом в сумме 16862,05613 тыс. рублей.[1]
Результаты оценки качества управления муниципальными финансами. Оценка качества управления муниципальными финансами по 4 критериям:
– соблюдение бюджетного законодательства;
– бюджетное планирование;
– качество исполнения бюджета;
– прозрачность бюджетного процесса.
За соблюдением этих критериев следит правительство муниципального образования. Для того чтобы определить эффективность и полноту осуществления расходов обратимся к бюджету города-героя Волгограда в 2017 и 2018 годах (табл.1).
Таблица 1
Основные показатели, характеризующие состояние экономики города-героя Волгограда по состоянию на 2017, 2018гг., втыс. руб.
Основные показатели |
2017 |
2018 |
Доходы |
21136867 |
20178785 |
Расходы |
21153730 |
20773949 |
Профицит, дефицит (-) |
-16863 |
-595164 |
Государственный долг |
- |
- |
Источник: составлено автором
Наблюдается дефицит бюджета муниципального образования в рассматриваемом периоде, при этом в 2018 году этот показатель увеличивается в 35 раз и составляет почти 600 миллионов рублей. Такой резкий скачек дефицита бюджета обусловлен тем, что в связи с проведением чемпионата мира по футболу, проходившего в том числе в городе-герое Волгограде в 2018 г., было необходимо благоустроить территорию, подготовить инфраструктуру и тд. для такого массового мероприятия мирового значения. В случае отсутствия внешних источников пополнения бюджета города-героя Волгограда, данный субъект на неопределенный период будет вынужден сократить свои расходы для оплаты долга, что приведет к снижению темпов развития города, а так же снижению показателя валового регионального продукта (ВРП) Волгоградской области.
Управление дефицитом муниципального бюджета является частью системы управления муниципальными финансами.
В структуре расходов муниципального образования города-героя Волгограда за рассматриваемый период стабильно превалируют такие статьи как: образование, национальная экономика, дорожное хозяйство и ЖКХ, которые составляют свыше 90 % всех расходов бюджета (табл.2).
Таблица 2
Структура расходов города-героя Волгограда в 2017-2018 гг., выражено втыс. руб.
Расходы местного бюджета, фактически исполненные |
2017 |
2018 |
Всего |
21153730 |
20773949 |
Образование |
9273197 |
9269916 |
Национальная экономика |
5050104 |
4829912 |
Дорожное хозяйство (дорожные фонды) |
3727691 |
2786342 |
Жилищно-коммунальное хозяйство |
2880091 |
2369268 |
Источник: составлено автором
В качестве путей решения повышения эффективности расходования средств бюджета муниципального образования автором предлагается проведение комплексной программы, основными мероприятиями которой являются:
– мониторинг и выявление неудовлетворительных экономических показателей;
– работа по развитию экономического потенциала;
– расширение сферы оказания дополнительных платных услуг в муниципальных учреждениях;
– реализация комплекса мер, направленных на наращивание налогового потенциала;
– создание условий для полного и стабильного поступления в муниципальный бюджет налогов и сборов;
– проведение оптимизации бюджетных расходов на стадии планирования бюджета муниципального образования;
– осуществление финансового контроля за ходом исполнения бюджета.
Также может осуществляться реализация мероприятий, направленных на обеспечение благополучия жителей, в рамках участия в государственных программах на условиях софинансирования.
Литература:
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
[1] Решение Волгоградской областной думы от 23 мая 2018 года n 66/1958 об исполнении бюджета Волгограда за 2017 г.