Институт омбудсмена по защите прав инвалидов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 28.12.2019

Статья просмотрена: 326 раз

Библиографическое описание:

Гюлджян, А. Г. Институт омбудсмена по защите прав инвалидов / А. Г. Гюлджян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 225-228. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65701/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: уполномоченный по правам человека, права человека, защита прав человека, защита прав инвалидов.

По оценкам, более миллиарда человек во всем мире живут с той или иной формой инвалидности [7]. Инвалиды часто подвергаются дискриминации, подвергаются насилию и иным образом плохому обращению со стороны государственных и негосударственных акторов. Женщины-инвалиды часто подвергаются грубому обращению, такому как насилие, эксплуатация и принудительная стерилизация. Дети с ограниченными возможностями здоровья находятся в еще более уязвимом положении.

В последние годы международная система защиты прав человека уделяет больше внимания формулированию и обеспечению соблюдения прав инвалидов. На сегодняшний день международное сообщество использует социальную модель инвалидности, а не медицинскую модель. Это привело к обозначению широкого спектра прав в Конвенции ООН о правах инвалидов [1]. Международное сообщество также подчеркивает важность национальных правозащитных учреждений для содействия осуществлению государством на национальном уровне действий, направленных на защиту прав инвалидов, а также соблюдению их международно-правовых обязательств в отношении прав инвалидов.

Хотя на процесс международной аккредитации национальных правозащитных учреждений влияют юридические и политические аспекты, уполномоченные по правам человека на национальном уровне и комиссии по правам человека являются основополагающими институтами национальных правозащитных систем.

Способность института омбудсмена способствовать реализации международных и национальных норм о правах человека в значительной степени зависит от того, наделен ли омбудсмен мандатом по защите и поощрению прав человека одновременно с дополнительными полномочиями, которые часто сопровождают такие мандаты.

Уполномоченными по правам человека являются те омбудсмены, которым предоставлен мандат на защиту прав человека в рамках правовой системы. Количество этих учреждений растет: они встречаются повсеместно как на национальном, так и на региональном уровнях управления.

Мандат уполномоченного по правам человека может быть обширным, предоставляя ему функции защиты и продвижения прав человека. Многие омбудсмены наделены широкими полномочиями по защите и продвижению прав человека, имеют дополнительные полномочия, такие как осмотр объектов, в которых находятся люди, подача исков в защиту прав граждан, определение конституционности законов, внесение предложений в правительство, проведение исследований в области прав человека.

Уполномоченные по правам человека применяют международные и внутренние нормы о правах человека на основе национальных конституционных правовых рамок и международных правозащитных обязательств их государств. Многие омбудсмены находятся в странах, где ратифицированные акты автоматически является частью внутренней правовой системы государства или были внедрены в конституционное положение или статутное право.

Все конвенции ООН по правам человека и другие документы применяются к людям с ограниченными возможностями, но реальность такова, что до Конвенции о правах инвалидов мало кто делал на них конкретные ссылки. В то время как конвенции о правах человека содержат положения о недопущении дискриминации, ограниченные возможности не перечислены как запрещенное основание для дискриминации, хотя это подпадает под общее положение, которое запрещает дискриминацию по любому другому основанию. Конвенция по правам ребенка была первой конвенцией ООН, содержащей норму о праве на инвалидность (статья 23) [2].

Региональные системы также защищают права людей с ограниченными возможностями. В Европе это действующая в рамках Совета Европы Конвенция о правах человека, также Европейский суд по правам человека и Уполномоченный по правам человека, которые играют важную роль в защите прав инвалидов. Кроме того, развивающиеся элементы защиты прав человека Европейского союза имеют важное значение для защиты прав инвалидов посредством, например, недискриминации обязательства в договорном праве, Хартии основных прав и директив по борьбе с дискриминацией.

В Северной и Южной Америке к таким инструментам относятся Американская конвенция о правах человека, Межамериканская Комиссия по правам человека и Межамериканский суд по правам человека, которые обеспечивают некоторую защиту инвалидов, так же, как и Межамериканская конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении инвалидов.

Что касается Конвенции о правах инвалидов, по состоянию на ноябрь 2019 года участниками Конвенции являются 181 государство и Евросоюз, 96 государств — в Факультативном протоколе. К ним относятся страны, где функционирует уполномоченный по правам человека (Испания, Португалия, Франция, Греция, Аргентина, Венгрия, Перу, Намибия), а также страны, где омбудсмен не имеет выраженного мандата по защите прав человека (Канада, Великобритания).

Со вступлением в силу Конвенции был учреждён Комитет по правам инвалидов (изначально — в составе 12 экспертов, в связи с достижением числом стран-участниц отметки 80 расширен до 18 человек) — орган надзора за исполнением Конвенции, уполномоченный рассматривать доклады государств-участников Конвенции, выносить по ним предложения и общие рекомендации, а также рассматривать сообщения о нарушениях Конвенции государствами-участниками Протокола.

Все институты омбудсмена обладают юрисдикцией в отношении ряда организаций государственного сектора, которые могут негативно повлиять на людей с ограниченными возможностями (например, здравоохранение, образование, социальные услуги, правосудие, органы опеки и попечительства), а некоторые также имеют юрисдикцию над частными лицами. Все омбудсмены расследуют жалобы общественности на предполагаемое плохое управление и также могут рассматривать жалобы на нарушения прав человека. Повсюду омбудсмены получают жалобы от самого пострадавшего лица или от имени инвалидов, учитывая, что уязвимости последних часто приводят их к конфликту с государством.

Беспристрастность расследования омбудсмена основана на национальном законодательстве (включая нормы в области прав человека) и также базируется на международных обязательствах в области прав человека, таких как Конвенция о правах инвалидов. Омбудсмены могут вносить рекомендации по изменениям в законодательстве, процедурах и практике для улучшения защита прав инвалидов.

Например, омбудсмен Греции является уполномоченным по правам человека с функциями, которые включают защиту прав детей и прав равенства. Греческий омбудсмен расследовал жалобы и вынес рекомендации в отношении инвалидов, в том числе о проблемах в работе психиатрических учреждений и образовательной поддержки для учеников с ограниченными возможностями [5]. Омбудсмены также вправе расследовать жалобы, связанные с лечением инвалидов.

Также, к примеру, в 2011–2012 гг. омбудсмен Британской Колумбии расследовал многочисленные дела в отношении инвалидов, пожилых людей, детей и молодежи, вождения, здоровья, поддержки на дому и в области дохода и поддержки сообщества [6].

Многие омбудсмены по всему миру могут проводить собственные расследования. Соответствующий предмет для собственных расследований может быть найден в таких источниках, как частые жалобы или сообщения СМИ о проблемном поведении. Собственные расследования могут быть использованы для выявления системных проблем, и они также очень полезны для решения вопросов, затрагивающих уязвимых лиц, которые не могут жаловаться омбудсмену. Люди с инвалидностью явно являются уязвимой группой. Следовательно, омбудсменам следует обращать внимание на трудности, с которыми сталкиваются инвалиды, которые могут стать предметом для собственного расследования.

К примеру, Уполномоченный по правам человека в Валенсии занимался вопросами психического здоровья в течение нескольких десятилетий, в том числе проводя собственное расследование, такие как, касающиеся плохих условий в приютах для инвалидов, и проблем, с которыми сталкиваются люди с психическими расстройствами при взаимодействии с государственными органами Валенсии [4].

В 2012 омбудсмен Литвы провел собственное расследование о дифференцированном обращении муниципалитетов в вопросе парковки для инвалидов. Омбудсмен обнаружил, что эта практика носила дискриминационный характер и рекомендовал, чтобы ответственное министерство изменило закон для применение одинаковых разрешений и правил отказа от платы во всех муниципалитетах [4].

Различным омбудсменам были предоставлены законные полномочия по проверке объектов, таких как тюрьмы, центры содержания под стражей, объекты здравоохранения для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Шведские омбудсмены уже давно обладают полномочиями по проверке. Одна важная область для их инспекции — это поддержание и защита прав недееспособных взрослых. Общественные опекуны, которые должны защищать неспособных взрослых, иногда не справляются со своими обязанностями. Опыт Швеции в вопросах проведения проверок состоит в том, что они раскрывают проблемы, которые могут не являться предметом жалоб, например, потому что некоторые уязвимые люди не могут подавать жалобы самостоятельно на системные проблемы. Инспекции могут также предотвратить недобросовестное управление.

Каждый омбудсмен должен работать над тем, чтобы его помещения, услуги, вывески (включая публичные документы, веб-сайты) и другие соответствующие аспекты его деятельности были доступны для инвалидов. Это в особенности тот случай, когда государство, являясь стороной Конвенции о правах инвалидов, должно обеспечить, такое положение, чтобы все органы государственного сектора выполняли обязательства по обеспечению доступности по Конвенции.

Таким образом, офис омбудсмена должен быть доступен лицам, например, с физическими и сенсорными нарушениями, а вывески должны быть представлены на шрифте Брайля и легко читаться и быть в понятном формате. Переводчики языка жестов и другие вспомогательные услуги должны быть доступным для заявителей, имеющих нарушения слуха или речи. Общественные документы должны быть доступны в аудио формате, шрифте Брайля и / или в больших печатных форматах. Веб-сайты должны быть легко доступны для людей с ограниченными возможностями [3].

Институты омбудсмена должны стремиться обеспечивать разнообразие населения в своем штате и, где это возможно, нанимать инвалидов в качестве сотрудников. Как работодатель, омбудсмен должен помнить, что его собственные помещения и практики поддерживают персонал, являющийся инвалидами, и персонал, который заботится о членах семьи с ограниченными возможностями.

Ряд омбудсменов по всему миру могут давать рекомендации по изменению внутреннего законодательства и политики, а некоторые могут быть более формально вовлечены в процесс правовой реформы. Кроме того, некоторые омбудсмены по правам человека могут дать совет правительству о ратификации договоров по правам человека и об имплементации этих договоров во внутренней правовой системе. В результате эти омбудсмены могут рекомендовать реформу законодательства и способствовать деятельности их правительства, которое улучшит защиту прав инвалидов.

Кроме того, ряд омбудсменов по правам человека уполномочены проводить исследования в области прав человека. В целом, время от времени омбудсмены проводят конференции, семинары, имеющие отношение к их работе. Через эти различные виды деятельности происходит информирование общественности о положениях Конвенции о правах инвалидов. Аудитория может включать в себя работников государственного сектора, субъектов частного сектора, широкой общественности, инвалидов, детей и пенсионеров.

Российская Федерация в рамках Конвенции о правах инвалидов выполняет обязательства по отношению к гражданам с ограниченными возможностями здоровья. За время, прошедшее после ратификации этого международного договора, органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации проделана значительная работа по приведению отечественного законодательства и правоприменительной практики в соответствие с ее положениями [8].

Приняты нормативные правовые акты в сфере социальной защиты инвалидов, определены особенности организации их образования, установлены требования к оснащению для них специальных рабочих мест, им обеспечена доступность воздушных перевозок, непрерывно ведется работа по улучшению наземной логистики, расширена сфера использования русского жестового языка, гарантируется недопустимость их дискриминации.

Таким образом, создание для инвалидов условий, равных с другими гражданами, является важным фактором повышения качества и насыщенности их жизни. Проблемы социальной интеграции инвалидов должны решаться во взаимодействии органов государственной и муниципальной власти, предпринимательских кругов и институтов гражданского общества, этому обязано содействовать международное сотрудничество правовых социальных государств.

Литература:

  1. Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/disability.shtml
  2. Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml
  3. Инструкция No. 22/2012 (03.01) Генерального Секретаря Офиса Комиссара по основным правам по вопросу регулирования равных возможностей
  4. Информационный Бюллетень Европейского Омбудсмена No. 18 (Май 2012)https://www.elsindic.com/en/
  5. Уполномоченный по правам человека в Греции, ежегодный отчет 2018. The Greek Ombudsman, Annual report 2018 https://www.synigoros.gr/?i=stp.en.annualreporten
  6. Британская Колумбия, Омбудсмен в Канаде. British Columbia, Canada Ombudsperson, 2011–12 Annual Report https://bcombudsperson.ca/resources/annual-reports
  7. ВОЗ и Всемирный банк, Всемирный доклад об инвалидности (2011 г.), стр. 29; Совет по правам человека ООН, Тематическое исследование проблемы насилия в отношении женщин и девочек и инвалидности, доклад Управления Верховного комиссара ООН по Правам человека, док. A / HRC / 20/5 (30 марта 2012 г.).
  8. Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации http://ombudsmanrf.org/
Основные термины (генерируются автоматически): инвалид, омбудсмен, защита, государственный сектор, Конвенция, конвенция ООН, ограниченная возможность здоровья, отношение инвалидов, собственное расследование, Уполномоченный.


Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании деятельности института омбудсменов в Российской Федерации

Защита экономических прав и свобод Уполномоченным по правам человека в России

В статье автор проводит краткий анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в России по защите экономических прав и свобод.

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.

О становлении института уполномоченного по правам человека в России

Статья посвящена становлению института уполномоченного по правам человека в России. Его роль в защите интересов человека неоспорима, а деятельность отличается от деятельности иных государственных институтов.

Право на уважение частной и семейной жизни: международное и внутригосударственное регулирование

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства

В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.

Роль института Уполномоченного по правам ребенка в Курской области

В статье рассматривается институт Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, его деятельность, структура и полномочия, взаимодействие Уполномоченного с государственными и общественными структурами по вопросам защиты прав и законных интересо...

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии

Развитие института уполномоченного по правам ребенка в зарубежных странах свидетельствует о важности и необходимости такого института в современном демократическом правовом государстве. Цель работы — рассмотреть основы функционирования, сравнить орга...

Уполномоченный по правам человека: истоки формирования института

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии института уполномоченного по правам человека в России.

Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах

В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...

Похожие статьи

К вопросу о совершенствовании деятельности института омбудсменов в Российской Федерации

Защита экономических прав и свобод Уполномоченным по правам человека в России

В статье автор проводит краткий анализ деятельности Уполномоченного по правам человека в России по защите экономических прав и свобод.

Особенности становления омбудсмена по правам ребенка в Оренбургской области

В статье рассматриваются особенности становления института омбудсмена в Оренбургской области как механизма защиты и охраны прав ребенка.

О становлении института уполномоченного по правам человека в России

Статья посвящена становлению института уполномоченного по правам человека в России. Его роль в защите интересов человека неоспорима, а деятельность отличается от деятельности иных государственных институтов.

Право на уважение частной и семейной жизни: международное и внутригосударственное регулирование

Уполномоченный по правам ребенка в субъекте РФ: о недостатках законодательства

В статье анализируются проблемные аспекты правовой регламентации деятельности Уполномоченных по правам ребенка в субъекте РФ, предлагается авторский вариант пути их решения.

Роль института Уполномоченного по правам ребенка в Курской области

В статье рассматривается институт Уполномоченного по правам ребенка в Курской области, его деятельность, структура и полномочия, взаимодействие Уполномоченного с государственными и общественными структурами по вопросам защиты прав и законных интересо...

Сравнительный анализ института Уполномоченного по правам ребенка в Российской Федерации и Норвегии

Развитие института уполномоченного по правам ребенка в зарубежных странах свидетельствует о важности и необходимости такого института в современном демократическом правовом государстве. Цель работы — рассмотреть основы функционирования, сравнить орга...

Уполномоченный по правам человека: истоки формирования института

В статье рассматривается вопрос о становлении и развитии института уполномоченного по правам человека в России.

Основы института Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Российской Федерации и в зарубежных странах

В статье анализируется институт бизнес-омбудсмена в Российской Федерации и зарубежных странах. Рассматриваются нормативные правовые акты, регулирующие данный институт, вопросы назначения и прекращения полномочий Уполномоченного по правам предпринимат...

Задать вопрос