Современный этап развития российского государства диктует необходимость участия гражданского общества в обеспечении защиты прав и свобод граждан. В данной статье автор рассматривает институт общественных организаций в качестве важнейшей составляющей реализации социальных прав граждан.
Ключевые слова: общественные организации, права граждан, социальное обеспечение, социальная защита, некоммерческие организации, гражданское общество, правовое государство, социальное государство.
В настоящее время дальнейшее развитие российского государства и общества требует формирования и активного участия институтов гражданского общества в целях недопущения стагнации в различных сферах жизнедеятельности социума. Особенность и значимость таких институтов обуславливается тем, что в правовом государстве они выступают ключевым элементом, мостом, позволяющим транслировать интересы и нужды общества от его членов до субъектов, уполномоченных на принятие социально значимых решений.
Правовая основа взаимодействия общества и государства посредством институтов гражданского общества установлена, в первую очередь, Конституцией Российской Федерации. Так, согласно статье 30 каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Кроме того, гарантируется свобода деятельности общественных объединений. Одновременно закреплено, что никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем [1]. Тем самым, государство признает, что система общественных объединений является неотъемлемой частью гражданского общества и правового государства. Данное конституционное право граждан неразрывно связано с положением части 4 статьи 13 Конституции Российской Федерации, согласно которому общественные объединения равны перед законом [1], что обеспечивает недопущение дискриминации в отношение тех или иных общественных групп.
Вышерассматриваемое право граждан на общественные объединения конкретизируется Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральными законами от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях».
Согласно статье 5 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» общественное объединение представляет собой добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения [3].
Одной из наиболее распространенных организационно-правовых форм общественных объединений является общественная организация. Основы деятельности общественных организаций регламентированы статьей 1234 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», статьей 6 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» согласно которым общественная организация — это добровольное объединение граждан, объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей [2, 3, 4].
Таким образом, в Российской Федерации признается и обеспечивается возможность для граждан совместно на добровольных началах объединяться для достижения общих целей, не нарушающих законность и правопорядок.
Одновременно деятельность общественных организаций гарантируется тем, что федеральным законодательством не допускается вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений. Однако общественные организации в данном контексте существуют в системе сдержек и противовесов, так как наряду с названной гарантией установлен запрет на вмешательство общественных организаций в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц [3].
Особенное место общественных организаций в реализации и защите прав и свобод граждан подтверждается тем, что государством обеспечивается соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывается поддержка их деятельности, законодательно регулируется предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ, кроме того, предусмотрена государственная поддержка в виде целевого финансирования общественно полезных программ, реализуемых общественными организациями [3].
Правовой статус общественных организаций характеризуется широким кругом прав, позволяющих в полной мере обеспечивать реализацию социальных прав граждан. К таким правам относятся право свободно распространять информацию о своей деятельности, право участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления; право проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование; право учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность; право представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников, а также других граждан в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях; право выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти [3].
На примере Астраханской области следует отметить, что на территории Астраханской области действуют различные общественные организации, осуществляющие свою деятельность, в том числе, в таких сферах, как защита прав и интересов инвалидов по здоровью, ветеранов боевых действий, а также семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. К сожалению, сведений о деятельности данных организаций, находящихся в открытом доступе, не достаточно, чтобы делать выводы об их эффективности в качестве институтов защиты и реализации социальных прав граждан. Однако, учитывая, что становление гражданского общества в Российской Федерации находится на ранней стадии, факт существования подобных организаций в отдельно взятом субъекте Российской Федерации свидетельствует о наличии необходимости общества в институтах гражданского общества, способных выражать и отстаивать нужды отдельно взятых членов социума и его групп.
Таким образом, исследование основ правового статуса общественных организаций в Российской Федерации позволяет сделать вывод о выделении особого места общественных организаций в системе институтов гражданского общества в целях реализации социальных прав граждан.
Во-первых, это обуславливается тем, что общественные организации являются общественными структурами и отделены от государства, тем самым, достигается цель выявления реальных потребностей населения, проблемных вопросов, требующих разрешения. Этому же способствует тот факт, что такие организации создаются на добровольной основе, членство в них является волеизъявлением самих граждан. Во-вторых, будучи некоммерческими организациями, общественные организации не осуществляют деятельность для извлечения прибыли, что также гарантирует преследование исключительно социально значимых целей.
Следовательно, общественные организации являются важнейшими структурными единицами современного российского общества, позволяющими привлечь внимание государства к социальным проблемам. Вместе с тем требуется время для признания российским социумом общественных организаций в качестве надежного моста между обществом и государством.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/000120140801000 (дата обращения: 10.11.2019).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102033239 (дата обращения: 10.11.2019).
3. Федеральный закон от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» // Нормативные правовые акты в Российской Федерации. URL: http://pravo.minjust.ru:8080/bigs/portal.html#id=12E853B0-EF56–44CC-B5CF-5CFB45DCF682 (дата обращения: 10.11.2019).
4. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». // Нормативные правовые акты в Российской Федерации. URL: http://pravo.minjust.ru:8080/bigs/showDocument.html#id=3658A2F0–13F2–4925-A536–3EF779CFF4CC (дата обращения: 10.11.2019).