В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.
Ключевые слова: игровая деятельность, личность ребенка, развитие, социализация младшего школьника.
Организация социализации младших школьников в коллективных играх и совместной трудовой и художественной деятельности способствует развитию их социального интеллекта, помогает учителю создавать в группе детей атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, отрытого общения, облегчает тем самым процесс совместного обучения.
В педагогических системах народной педагогики идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания проявлялись в традициях и правилах семейного воспитания, в воспитании в языковой и морально-нравственной культуре, при этом особый смысл придавался коллективному воспитанию в труде и творчестве. Конкретные цели народного воспитания отражались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица», «девица-искусница»), а воплощение народных добродетелей (ума, честности, порядочности, трудолюбия) происходит, согласно народным традициям, в своеобразных формах организации жизни и самодеятельности детей и подростков. Это: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями и маскарадом [4].
Научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях этнопедагогики, и чем полнее в педагогической практике отражался опыт народного воспитания, тем эффективнее оказывалась система.
Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко построена на концепции перспективных линий: воспитывать человека –значит воспитывать у него перспективу. Главный инструмент –коллектив, закон жизни коллектива — движение вперед и развитие. Основные идеи — это включение детей в совместную деятельность, идея разновозрастных коллективов (отрядов) и использование игры и соревновательности в организации жизни детей. Принцип параллельного воздействия педагога (и на личность воспитанника, и на коллектив), принцип доверия и оптимистической веры в ребенка в системе А. С. Макаренко сочетаются с принципом высочайших требований и уважения. Сама методика имеет перспективу развития — включение коллектива в систему широких социальных связей [4].
Детский коллектив — единство организации и психологической общности, в лоне которой происходит развитие личности.
Виды школьных коллективов, представленных ниже, показывают перспективы социализации личности школьника:
учебно-познавательное сообщество класса,
сообщество классных друзей,
сообщество по интересам,
сообщество группы продленного дня,
сообщество разновозрастное общественное объединение (отряд),
сообщество участников детского движения,
общешкольное сообщество,
Игра обладает свойством сложного, комплексного и многоуровневого воздействия на развивающуюся личность. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный метод «самосоздания» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с фантазией и творчеством.
Игра как средство социализации стимулирует исследовательскую активность, решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе.
Игровые технологии в младшем школьном возрасте используются в интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности.
Дети младшего школьного возраста легко входит в образы, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в игру, самостоятельно организуются в групповую игру.
Игра стимулирует учебно-познавательную деятельность младших школьников. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — это одно из самых сложных действий педагога. Развивающий потенциал заложен в самой природе игры. В ней одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, фантазия и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [2].
По мнению К. Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения [2].
В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через проведение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Младшие школьники действуют по игровым правилам, по логике разыгрываемой роли. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, роль учителя балансирует между ролью организатора и ролью соучастника игры. Итоги игры также выступают в двойном плане — и как игровой, и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой (имитационной) модели и реальности [2].
Игра решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе. Каждому человеку присуще умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта», и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения [1].
Игры на развитие коммуникативности детей и игры на исполнение ролей в коллективе чрезвычайно важны в организации процесса социализации младшего школьника по двум причинам. Обе они связанны с низким уровнем психологической и личностной готовности к школе: дети до школы не научились общаться в игре (их ждут трудности общения со сверстниками и учителем) и не научились исполнять роли в игре, поэтому им сложно понять, что означает «исполнять роль ученика» в школе [4].
В современном мире агрессивной информационной среды и гаджетов, когда дети не становятся обладателями опыта игры в дошкольном детстве, поступившие в школу не готовы исполнять новые социальные роли. Учитель должен больше времени уделять дисциплине, поскольку им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, он устанавливает все более строгие порядки. Это, в свою очередь, подготовленным к школе и дружелюбным детям достается все меньше и внимания учителя, и свободы общения с ним. В результате даже беспроблемные дети ведут себя все хуже и хуже, а учитель все жестче, и жестче.
Таким образом, использование коллективных форм игры прекрасно осуществляют функции социализации. Игровая деятельность применима и в учебной, и во внеучебной работе.
Литература:
- Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997. — 256 с.
- Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т — 4. — М.: Генезис, 1999. — 160 с.
- Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 267 с.
- Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.