Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 26.12.2019

Статья просмотрена: 1495 раз

Библиографическое описание:

Колеошкина, С. Н. Значение игровой деятельности для развития и социализации младших школьников / С. Н. Колеошкина, В. В. Гращенкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 269-270. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65726/ (дата обращения: 15.11.2024).



В данной статье автор раскрывает смысл детской игровой деятельности и описывает его влияние на развитие личности ребенка.

Ключевые слова: игровая деятельность, личность ребенка, развитие, социализация младшего школьника.

Организация социализации младших школьников в коллективных играх и совместной трудовой и художественной деятельности способствует развитию их социального интеллекта, помогает учителю создавать в группе детей атмосферу дружбы, доверия, взаимопомощи, отрытого общения, облегчает тем самым процесс совместного обучения.

В педагогических системах народной педагогики идеи необходимости, природосообразности и непрерывности воспитания проявлялись в традициях и правилах семейного воспитания, в воспитании в языковой и морально-нравственной культуре, при этом особый смысл придавался коллективному воспитанию в труде и творчестве. Конкретные цели народного воспитания отражались в образе идеального человека («добрый молодец», «умница-красавица», «девица-искусница»), а воплощение народных добродетелей (ума, честности, порядочности, трудолюбия) происходит, согласно народным традициям, в своеобразных формах организации жизни и самодеятельности детей и подростков. Это: трудовые объединения, вечёрки, праздники с многочисленными состязаниями, театрализованными представлениями и маскарадом [4].

Научная педагогика основывалась на сложившихся воспитательных традициях этнопедагогики, и чем полнее в педагогической практике отражался опыт народного воспитания, тем эффективнее оказывалась система.

Технология «жесткого» коллективного воспитания А. С. Макаренко построена на концепции перспективных линий: воспитывать человека –значит воспитывать у него перспективу. Главный инструмент –коллектив, закон жизни коллектива — движение вперед и развитие. Основные идеи — это включение детей в совместную деятельность, идея разновозрастных коллективов (отрядов) и использование игры и соревновательности в организации жизни детей. Принцип параллельного воздействия педагога (и на личность воспитанника, и на коллектив), принцип доверия и оптимистической веры в ребенка в системе А. С. Макаренко сочетаются с принципом высочайших требований и уважения. Сама методика имеет перспективу развития — включение коллектива в систему широких социальных связей [4].

Детский коллектив — единство организации и психологической общности, в лоне которой происходит развитие личности.

Виды школьных коллективов, представленных ниже, показывают перспективы социализации личности школьника:

 учебно-познавательное сообщество класса,

 сообщество классных друзей,

 сообщество по интересам,

 сообщество группы продленного дня,

 сообщество разновозрастное общественное объединение (отряд),

 сообщество участников детского движения,

 общешкольное сообщество,

Игра обладает свойством сложного, комплексного и многоуровневого воздействия на развивающуюся личность. Игровая деятельность может рассматриваться как наиболее доступный и эффективный метод «самосоздания» ребенка при его собственной активной позиции, связанный с фантазией и творчеством.

Игра как средство социализации стимулирует исследовательскую активность, решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе.

Игровые технологии в младшем школьном возрасте используются в интеллектуально-познавательной, ценностно-ориентировочной, трудовой, художественно-эстетической, физкультурно-оздоровительной деятельности.

Дети младшего школьного возраста легко входит в образы, для них характерны яркость и непосредственность восприятия, они легко вовлекаются в игру, самостоятельно организуются в групповую игру.

Игра стимулирует учебно-познавательную деятельность младших школьников. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного процесса — это одно из самых сложных действий педагога. Развивающий потенциал заложен в самой природе игры. В ней одновременно уживаются добровольность и обязательность, развлечение и напряжение, фантазия и реальность, эмоциональность и рациональность, личная заинтересованность и коллективная ответственность [2].

По мнению К. Фопеля, педагогическая ценность игры заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, в ней ребенок руководствуется личностными установками и мотивами. В дидактической игре мотив учения и мотив игры совпадает. Игра представляет собой проигрывание отношений, существующих в человеческой жизни. Игровая ситуация с ее двуплановостью, и даже многоплановостью, с возможностью условного вхождения в роли, недоступные для человека в реальной действительности, позволяет ему быть на голову выше своего обычного поведения [2].

В игровой модели учебного процесса создание проблемной ситуации происходит через проведение игровой ситуации: проблемная ситуация проживается участниками в ее игровом воплощении. Основу деятельности составляет игровое моделирование, часть деятельности учащихся происходит в условно-игровом плане. Младшие школьники действуют по игровым правилам, по логике разыгрываемой роли. Игровая обстановка трансформирует и позицию учителя, роль учителя балансирует между ролью организатора и ролью соучастника игры. Итоги игры также выступают в двойном плане — и как игровой, и как учебно-познавательный результат. Дидактическая функция игры реализуется через обсуждение игрового действия, анализ соотношения игровой (имитационной) модели и реальности [2].

Игра решает проблемы коммуникации и общения детей в младшем школьном возрасте, учит исполнению ролей в коллективе. Каждому человеку присуще умение строить конструктивные отношения с другими людьми и позитивно относиться к себе. Проведение подобных игр с детьми младшей школы способствует развитию их «эмоционального интеллекта», и помогает педагогу создавать в классе дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия, доброжелательного и открытого общения детей друг с другом и с учителем, облегчив тем самым процесс совместного обучения [1].

Игры на развитие коммуникативности детей и игры на исполнение ролей в коллективе чрезвычайно важны в организации процесса социализации младшего школьника по двум причинам. Обе они связанны с низким уровнем психологической и личностной готовности к школе: дети до школы не научились общаться в игре (их ждут трудности общения со сверстниками и учителем) и не научились исполнять роли в игре, поэтому им сложно понять, что означает «исполнять роль ученика» в школе [4].

В современном мире агрессивной информационной среды и гаджетов, когда дети не становятся обладателями опыта игры в дошкольном детстве, поступившие в школу не готовы исполнять новые социальные роли. Учитель должен больше времени уделять дисциплине, поскольку им приходится работать с все большим числом беспокойных детей, он устанавливает все более строгие порядки. Это, в свою очередь, подготовленным к школе и дружелюбным детям достается все меньше и внимания учителя, и свободы общения с ним. В результате даже беспроблемные дети ведут себя все хуже и хуже, а учитель все жестче, и жестче.

Таким образом, использование коллективных форм игры прекрасно осуществляют функции социализации. Игровая деятельность применима и в учебной, и во внеучебной работе.

Литература:

  1. Танцоров С. «Групповая работа в развивающем обучении», пед. Центр «Эксперимент», Рига, 1997. — 256 с.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие / Пер. с нем.: В 4-х томах. Т — 4. — М.: Генезис, 1999. — 160 с.
  3. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. — Томск, 1993. — 267 с.
  4. Шпикалова Т. Я. Возвращение к истокам. Народное искусство и детское творчество. М: ВЛАДОС, 2000. — 272 с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, младший школьный возраст, игровая деятельность, исполнение ролей, ребенок, игровая ситуация, младший школьник, народное воспитание, проблемная ситуация, совместное обучение.


Ключевые слова

развитие, игровая деятельность, личность ребёнка, социализация младшего школьника

Похожие статьи

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире

Данная статья посвящена проблемам низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников в России. В ней рассмотрены основные понятия игровой деятельности; классификация игр, их сущность и роль в развитии личности ребенка. Определены актуальные пр...

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Похожие статьи

Использование игровых технологий в социализации детей старшего дошкольного возраста

В статье рассматривается сущность социализации, ее особенности на этапе формирования и развития личности детей старшего дошкольного возраста, а также вопросы их социализации через использование игровых технологий в соответствии с требованиями Федерал...

Влияние детско-родительских отношений на становление личности ребенка

В статье исследуются аспекты становления личности ребенка в рамках детско-родительских отношений, а также акцентируется внимание на важности развития семейного воспитания для становления взрослой личности.

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития эмоциональной сферы дошкольника

В статье говорится о влиянии театрализованной деятельности на развитие детей, об использовании театрализованной игры в формировании эмоциональной сферы ребенка – дошкольника.

Актуальные проблемы игровой деятельности в современном мире

Данная статья посвящена проблемам низкого уровня развития игровой деятельности дошкольников в России. В ней рассмотрены основные понятия игровой деятельности; классификация игр, их сущность и роль в развитии личности ребенка. Определены актуальные пр...

Влияние стиля семейного воспитания на эмоциональное развитие ребёнка

В статье рассматривается влияние стиля семейного воспитания на особенности эмоционального развития детей подросткового возраста. Представлены результаты исследования стилей семейного воспитания и особенностей эмоционального развития детей подростково...

Роль ДОУ в развитии личностного потенциала дошкольника посредством игровой деятельности

В статье авторы раскрывают роль ДОУ в развитии личностного потенциала ребенка, делятся опытом работы по данному направлению.

Семейное воспитание и обучение как фактор общественного воздействия на мотивационно-учебную деятельность младших школьников

В данной статье рассматриваются факторы, воздействующие на положительные и негативные стороны формирования мотивационной деятельности.

Влияние оценки учителя на формирование самооценки младших школьников

В статье рассмотрены проблемы влияния оценки учителя на формирование самооценки младших школьников. Проанализированы формы оценки учителя, оказывающие как положительное, так и отрицательное влияние на личность ребенка.

Влияние детской художественной литературы на формирование личности ребенка

В статье проанализирована роль детской художественной литературы в формирование личности ребенка. Представлены положительные и отрицательные стороны развития речи у детей в зависимости от семейного воспитания. Предпринята попытка разработки рекоменда...

К вопросу о развитии эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности

В статье обозначена актуальность развития эмоциональной сферы детей в старшем дошкольном возрасте, раскрыта роль театрализованной деятельности в развитии эмоциональной сферы и условия ее организации.

Задать вопрос