В статье исследуется внешнеэкономическая конкурентоспособность регионов Южного федерального округа, проводится оценка их инвестиционной привлекательности и анализ уровня жизни населения.
Ключевые слова: Южный федеральный округ, регион, внешнеэкономическая конкурентоспособность, международный рынок.
В настоящее время для большинства стран характерна тенденция к повышению внешнеэкономической конкурентоспособности регионов. Результатом выхода регионального воспроизводственного процесса на международный уровень является устойчивое и эффективное развитие экономики региона, а также повышение уровня его внешнеэкономической конкурентоспособности на международных рынках.
Однако стоит отметить, что регионы России не однородны по уровню развития экономик и участию во внешнеэкономической деятельности. В этой связи сравнительный анализ их внешнеэкономической конкурентоспособности позволит выделить функциональные области, имеющие стратегически важное значение для развития территории, а также позиции, по которым следует проводить более активные действия, направленные на коррекцию позиции региона.
Южный федеральный округ занимает 2,6 % территории Российской Федерации, на которой проживает 16,4 млн человек (рис. 1) и объединяет в своем составе восемь субъектов Российской Федерации: Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Краснодарский край, Астраханская, Волгоградская и Ростовская области, а также Республика Крым и город Севастополь [1].
Рис.1 Площадь территорий и численность населения регионов Южного федерального округа [2]
Современное состояние внешнеэкономических связей Южного федерального округа и его регионов характеризуется, в первую очередь, весьма выгодным геостратегическим и геоэкономическим положением.
К числу основных преимуществ также относятся благоприятные для проживания, отдыха и для сельского хозяйства природно-климатические условия и природно-ресурсный потенциал; высокая социально-экономическая привлекательность округа, обуславливающая положительную динамику миграционных процессов, а также мощный промышленно-производственный потенциал [3].
Вместе с тем, среди субъектов, входящих в состав округа, наблюдается сохранение межрегиональных различий по степени экономической активности и уровню жизни населения. Возможности и перспективы развития региона, его экономической модернизации определяются не только степенью эффективности использования внутрирегиональных ресурсов, но и особенностями взаимодействия региональных структур всех уровней с международной средой. Экономическая открытость, а также активное участие регионов во внешнеэкономической деятельности становятся в этой связи источниками их внешнеэкономической конкурентоспособности.
В настоящее время существует большое количество методик оценки конкурентоспособности региона, описанных различными исследователями. При этом в основе большинства из них лежит оценка уровня жизни населения и инвестиционной привлекательности региона.
Ежегодно экспертами рейтингового агентства «РИА Рейтинг» проводятся исследования для оценки качества жизни в регионах России, а также сложившихся диспропорций в этой области. Итоги проводимых исследований трансформируются в определенный рейтинг. На основе семидесяти индикаторов, объединенных в одиннадцать групп и характеризующих важные аспекты проживания в регионе, рассчитывается рейтинговый балл, выступающий в качестве оценки межрегиональных различий и критерия ранжирования регионов (рис.2.).
Рис.2. Группы показателей, используемых при составлении рейтинга
Распределение регионов Южного федерального округа в «Рейтинге — 2018» не претерпело существенных изменений по сравнению с предыдущим годом, субъекты по-прежнему занимают удовлетворительные позиции.
Исходя из данных таблицы, в «Рейтинге — 2018» из восьми регионов Южного федерального округа пять располагаются выше 50-го места. Республика Крым и Астраханская область находятся между 50 и 60 местом. На общем фоне Южного федерального округа выделяется только Республика Калмыкия, занимающая 81 место (табл.1) [4].
Стоит отметить, что Краснодарский край, занимая 6 место, входит в десятку лидеров рейтинга, на которые приходится около половины суммарного ВРП регионов Российской Федерации, около 40 % оборота розничной торговли и инвестиций в основной капитал. По прогнозам, данная ситуация в ближайшие годы не изменится. Развитость инфраструктуры, высокий потенциал развития экономики и социальной сферы может позволить региону закрепиться в топе рейтинга.
Таблица 1
Регионы Южного федерального округа врейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни
Среднее значение рейтингового балла всех регионов Южного федерального округа в «Рейтинге — 2018» составило 47,65, что на 1,02 пункта выше, чем в рейтинге 2017 года.
Рейтинговый балл вырос у шести субъектов. Лидерами по росту рейтингового балла стали г. Севастополь (+2,56 пункта), Республика Крым (+1,85 пункта) и Республика Калмыкия (+1,55).
Рис. 3. Рейтинговый балл регионов Южного федерального округа в рейтинге регионов Российской Федерации по качеству жизни
По данным рейтингового агентства «РИА Рейтинг» к концу 2019 года позиции регионов в рейтинге останутся прежними, в особенности в группах лидеров и аутсайдеров. Для середины списка станет возможным движение мест, связанное с неравномерностью территориального развития регионов. «Более благоприятные предпосылки развития будут иметь регионы, ориентированные на экспорт сырьевых товаров, поскольку с высокой долей вероятности можно ожидать сохранения текущей конъюнктуры» [4].
Эффективность текущей деятельности и перспективное развитие региональных хозяйств в условиях существенных изменений состояния внешней среды, развивающихся региональных рынков инноваций и капиталов во многом зависят от состояния инвестиционного потенциала в регионе. Состояние инвестиционного климата в регионе определяет формирование инвестиционной политики перспективы, разработки и реализации стратегии инвестиционной деятельности.
В настоящее время Южный федеральный округ заинтересован в привлечении иностранных инвестиций, которые ориентированы на развитие потенциала местной промышленности, создание кластеров и технологических цепочек.
Наиболее перспективными для инвестирования отраслями выступают автомобилестроение, легкая промышленность, торговые сети, создание зернового, мясного, молочного, плодоовощного кластера, развитие транспортно-логистической и бизнес-инфраструктур, строительство жилья, производство комплектующих для сельскохозяйственного машиностроения, развитие туризма.
По результатам «Рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 года», проводимого Национальным рейтинговым агентством (НРА), регионы Южного федерального округа относятся к различным категориям уровней инвестиционной привлекательности и имеют различные рейтинговые оценки (табл. 2) [5].
В «Рейтинге инвестиционной привлекательность регионов России» рассматриваются факторы, существенно влияющие на эффективность и уровень рисков инвестиционных вложений на территории данного региона. Данные факторы представляют собой активный фон для всевозможных инвестиционных проектов, реализуемых на территории региона, а также влияют их на риск и доходность. «В рейтинге рассматриваются семь факторов региональной инвестиционной привлекательности:
- Географическое положение и природные ресурсы;
- Трудовые ресурсы региона;
- Региональная инфраструктура;
- Внутренний рынок региона (потенциал регионального спроса);
- Производственный потенциал региональной экономики;
- Институциональная среда и социально-политическая стабильность;
- Финансовая устойчивость бюджета и предприятий региона».
Для оценки перечисленных семи факторов инвестиционной привлекательности используется набор из 55 показателей, которые можно разделить на три группы: статистика, экспертные оценки и опросы предпринимательского сообщества.
Таблица 2
Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов ЮФО в 2018 году
Регион |
Рейтинг 2018 |
Действие |
Краснодарский край |
IC3 |
Подтвержден |
Ростовская область |
IC4 |
Подтвержден |
Астраханская область |
IC6 |
Понижен |
Волгоградская область |
IC6 |
Подтвержден |
Республика Адыгея |
IC6 |
Повышен |
Город Севастополь |
IC8 |
Повышен |
Республика Крым |
IC8 |
Повышен |
Республика Калмыкия |
IC9 |
Подтвержден |
Так, Краснодарский край относится к категории «регионов с высоким уровнем инвестиционной привлекательности» третьего уровня (IC3) и по итогам года сохраняет свои позиции в рейтинге статусом «подтвержден».
Значительно больше регионов Южного федерального округа входят в категорию «регионов со средним уровнем инвестиционной привлекательности»: Ростовская область (IC4), Волгоградская область, Республика Адыгея и Астраханская область (IC6).
Важно отметить, что за 2018 г. Республика Адыгея переместилась с категории «регионов с умеренной инвестиционной привлекательностью» (IC7) в категорию «регионов средней инвестиционной привлекательностью» (IC6). Регион активно привлекает инвестиции в такие сферы как торговля и сельское хозяйство, опираясь на выгодное и благоприятное географическое положение. К концу 2017 г. региону удалось повысить свой уровень инвестиционной активности, прибавив +7,4 % до уровня выше среднего по России. Однако уже в 2018 г. позиции региона претерпели изменения, начав снижаться. Данное обстоятельство свидетельствует о неустойчивости достигнутых позиций в рейтинге и возможности их дальнейшего снижения.
Республика Крым и г. Севастополь — категория «регионов с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности». Данные регионы были включены в рейтинг НРА впервые в 2017 г. и по итогам года попали в число аутсайдеров рейтинга. Однако за 2018 год им удалось повысить уровень ряда важнейших показателей, связанных с инвестиционной активностью и инфраструктурным развитием, и повысить на одну ступень свой рейтинг с IC9 до IC8.
Стоит также отметить, что развитие Республики Крым и г. Севастополь характеризуется политикой федерального центра, а также учитывает готовность инвестировать средства в развитие данных регионов (реализация проектов с бюджетным финансированием или с участием госкомпаний).
Замыкает рейтинг «регионов с умеренным уровнем инвестиционной привлекательности» Республика Калмыкия, находящаяся среди остальных регионов категории на третьем уровне (IC9). На протяжении шести лет регион входит в число аутсайдеров рейтинга, занимая последние места.
На федеральном уровне разрабатываются различные решения по развитию этих регионов — от инфраструктурных проектов до создания туристских кластеров, однако экономический эффект от этих решений остается незначительным.
В целом, позиции регионов Южного федерального округа достаточно разнятся. Положение лидеров рейтинга остается недосягаемым, а у регионов-аутсайдеров пока нет возможностей для движения вперед. Рейтинг 2018 г. свидетельствует о том, что регионам необходимо активно работать даже для сохранения достигнутых ими позиций.
Для повышения инвестиционной привлекательности регионов Южного федерального округа разработаны и продолжают разрабатываться федеральные и региональные программы. В то же время актуальными вопросами остаются: совершенствование областного инвестиционного законодательства и минимизация инвестиционных рисков. Государственная поддержка является основополагающим звеном процесса развития инвестиционной политики регионов.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2016 года № 375 «О Южном федеральном округе» // ЭПС «Система ГАРАНТ». [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.garant.ru/
- Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ростовской области // Социально-экономическое положение Южного федерального округа в январе-марте 2019 года [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://rostov.gks.ru/folder/30195
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 05.09.2011 № 1538-р «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Южного федерального округа до 2020 года» // Официальный сайт Минэкономразвития России. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://economy.gov.ru/
- Рейтинг регионов РФ по качеству жизни — 2018 // РИА Рейтинг. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://riarating.ru/
- Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России по итогам 2018 года // Национальное рейтинговое агентство. [Электронный ресурс] — Режим доступа: www.ra-national.ru