Необходимость формирования современного парадигматического подхода к проблеме жилищного строительства, актуализированного актуализировать применительно к конкретной территории. Жилищное строительство в Калининграде, бывшем Кёнигсберге — столице Пруссии, ведётся без учёта исторической застройки в сочетании с развитием города в современном европейском направлении. Для центральной части Калининграда и примыкающим к ней кварталов целесообразно применять стратегию стабилизации, для удаленных районов, где интенсивно ведется новое жилищное строительство стратегию роста.
Ключевые слова: жилищное строительство, историческое и культурное наследие, художественные и архитектурные особенности градостроительства, электронный ресурс, Калининград, Калининградская область, SWOT, центр города, территория.
Большое количество научных статей, посвященных географическому месторасположению Калининграда, касаются его исторических корней и тенденций развития в до- и послевоенные периоды, архитектурных ландшафтов и памятников, а исторической застройке центра города уделяется меньше внимания, так же, как и разумной и оптимальной политике жилищного строительства с учетом особенностей города.
Актуальность предмета исследования определяется необходимостью формирования современного парадигматического подхода, основанного на переходе от локальной проблемы управления строительством жилья к системному управлению проектами жилищного строительства, с учетом ряда градостроительных особенностей, которые необходимо актуализировать применительно к конкретной территории. Дифференциация понятий «строительство жилья» и «жилищное строительство» заключается в следующем. Строительство жилья представляет собой собственно технологический процесс возведения объектов, являющихся элементами жилищного строительства [7]. Жилищное строительство — специфическая отрасль, как система отношений между элементами этой системы. Управление строительством жилья — это управление процессом по созданию жилого дома.
Основной проблемой жилищного строительства в Калининграде, бывшего Кёнигсберга — столицы Пруссии, является интегративное согласование деятельности данной отрасли с процессом воссоздания утраченной исторической застройки, предполагающего развитие города в современном европейском направлении с учётом российских особенностей [2]. При этом «воссоздание» в данном контексте должно рассматриваться как отдельный вид деятельности с характерными для него целями, предметом, параметрами и критериями оценки. При воссоздании исторической застройки с включением в эту систему современных объектов жилищного строительства должно учитывать целый ряд значимых для города параметров, таких как историческое и культурное наследие, художественные и архитектурные особенности градостроительства, современные методологические подходы и тенденции в рамках актуальной научной парадигмы [3].
Отличительной особенностью Калининграда является нынешнее его состояние архитектурного пространства, сложившегося исторически на протяжении многих веков досоветского периода, подвергнутого разрушению в результате военных действий, неформируемого вплоть до 70-х годов прошлого столетия, и затем реализация различных урбанистических концепций в последующие периоды советской власти.
Основные направления государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства представлены в законе «О содействии развитию жилищного строительства на территории Калининградской области», который регулирует отношения в сфере развития жилищного строительства на территории Калининградской области [1]. Тем не менее, на данный момент времени в Калининграде отсутствует концептуальный подход между воссозданием застройки с учетом исторических особенностей города и жилищным строительством на всей городской территории. В основном решается проблема застройки исторического центра бывшего Кёнигсберга, для чего было собрано 49 проектов [4].
Весьма неразумным выглядит стратегия мэрии по развитию жилищного строительства в Калининграде, которая непонятна не только профессионалу, но и гражданам. Суть запланированных и уже реализуемых проектов на протяжении последних 20 лет — расчистить многие гектары городских площадей от ветхого и старого жиля и застроить это пространство многоэтажными домами от 9 и более этажей, заполнить небольшие пространства точечной застройкой домами, причем в основном многоэтажными, что экономически выгодно строительным компаниям и неудобно жителям. Например, в ближайшее время запланирована расчистка пяти гектаров малоэтажной застройки с общим количеством квартир в 121, и на этих площадях возведение многоэтажных домов с 1221 квартирой [8]. К чему это приведет и уже привело во многих микрорайонах города, наглядно наблюдают жители города.
Особенность спроектированной в своё время планировки Кёнигсберга как города-крепости в том, что большинство городских магистралей и улиц имеют радиальное расположение, идущее от периферии к центру города и наоборот. Историческая планировка города не имеет потенциальной возможности разгрузить транспортные потоки за счет строительства в нужном количестве новых и нужной ширины дорог.
Произошла подмена понятий «компактный город» и «точечная застройка города». Здесь уместно напомнить, что компактный город представляет собой такую модель развития города, где все находится «под рукой». Компактность является важным условием диверсифицированного подхода к территориальному жилищному строительству, сочетающему разумную плотность застройки с комплексом объектов транспортной инфраструктуры при сохранении оптимальной этажности зданий. В этом важном аспекте должно быть реализовано архитектурно-строительное триединство улично-дорожной сети, смешанного объектно-функционального использования зданий средней этажности и городских территорий для центральной части Калининграда и прилегающих к ней микрорайонов [9]. Для Калининграда это означает необходимость применения следующих концептуальных позиций [6]:
1) оптимальная концентрация объектов застройки и проживающего населения, приходящихся на единицу объекта и единицу площади застраиваемой территории;
2) коммерческое инфраструктурное использование зданий в интересах самих жильцов на конкретной территории;
3) этажность жилых домов не более девяти;
4) наличие необходимого жизненного пространства и парковок для жильцов дома;
5) связность пешеходных и транспортных коммуникаций.
Другими словами, необходимым условием существования территории является системное единство элементов жилой, социальной и коммерческих инфраструктур, обеспечивающих для жителей функциональный баланс территории, под которым сейчас с понимается квартал, а не район или микрорайон. Среда для проживания должна быть для людей комфортной, позитивно ими ощущаться и быть соразмерной самому человеку, поскольку человеческий ресурс — самый важный элемент социально-экономической системы.
Анализ различного рода материалов, мнений экспертов, жителей города Калининград, государственных управленцев регионального уровня, статистического наблюдения позволил обобщить информацию по данной тематике исследования и сделать определённые выводы. Данная процедура реализована посредством классического SWOT-анализа (таблица 1). В качестве эксперта выступил автор этой статьи, который использовал данные и информацию из указанных выше источников. Данный метод позволяет наметить перспективные направления развития городского жилищного строительства, зафиксировать естественные преимущества, увидеть недостатки, которые надо элиминировать, открывающиеся возможности, потенциальные угрозы, которые надо избежать [5]. Элементы SWOT и стратегии проранжированы по степени значимости: наиболее значимые элементы занимают первую позицию, наименее значимые из перечисленных указаны последними.
Таблица 1
Матрица SWOT-анализа жилищного строительства вКалининграде по состоянию на конец 2019 года
Ранжирование — по степени важности (силе) — «Сверху-вниз» |
Возможности |
Угрозы |
1.Создание кварталов (микрорайонов) с развитым стрит-ритейлом, совмещающих жилые, офисные и сервисные функции. 2.Гибкость и автономность — в виде вариативности использования зданий и земельных участков за счет конструктивных планировочных решений. 3.Повышение привлекательности открытых городских пространств. 4.Возможность малоэтажного строительства. 5.Разгрузка центральных улиц города за счет резервов по совершенствованию транспортной системы города. |
1.Утилитарное отношение властей к тому, что они строят для людей. 2.Снижение платежеспособности у значительной части населения, как важнейшего условия обеспечения доступности жилья и развития рынка жилья в стране и регионе (поэтому выбирают не лучшее, а «наименее плохое жилье»). 3.Строительство домов 9-ти и более этажности в местах «точечной застройки». 4.Коммерческая выгода застройщиков в многоэтажных домах. 5.Резкое ухудшение транспортной доступности. |
|
Сильные стороны: |
СТРАТЕГИИ |
СТРАТЕГИИ |
1.Наличие городских площадей для расширения жилищного строительства. 2.Заложен принцип конструктора при формировании жилой среды (районы состоят из микрорайонов, кварталов и т. д.). 3.Наличие опыта строительства объектов, стилизованных под немецкую архитектуру. 4.Хороший уровень дорожного покрытия. 5.Проектное финансирование строительства вызовет уход из отрасли «слабых» компаний. |
1.Внедрение стратегии «Стабилизации» — развитие территории кварталов без значительных изменений плотности застройки (≤15 % от общей площади существующей застройки). 2.Разработка норм и нормативов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, учитывающих специфику Калининграда. 3. Формирование среднеэтажной 8 эт.) и малоэтажной (4 эт.) квартальной городской среды в радиусе 5-ти км от центра города. |
1.Приведение объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры к нормативным требованиям Калининграда. 2.Акцент на квалифицированных специалистов в сфере архитектурного градостроительства в противовес городским госуправленцам. 3.Низкую плотность улично-дорожной сети (4 км/км²) частично компенсировать высокой плотностью внутриквартальных проездов (18,7 км/км²). |
Слабые стороны: |
СТРАТЕГИИ |
СТРАТЕГИИ |
1.«Точечная застройка» малых площадей высотными зданиями. 2.Архитектурная особенность исторической планировки города-крепости, что не позволяет активно вести дорожное строительство. 3.Проблема жилищного строительства не выделена в статус ключевых задач развития социального общества региона. 4.Эклектичное нагромождение зданий различных эпох и стилей. 5.Отсутствие нормального жизненного пространства в кварталах города. |
1.Формирование центральных зон в кварталах. 2.Приемлемое соразмерного человеческому ощущению соотношения высоты застройки к ширине улицы. 3.Формирование открытых общественных пространств. |
1.Отказ от «точечной застройки». 2.Отказ от сценария роста, направленной на увеличение плотности застройки на 15 % и более от общей площади существующей застройки в радиусе 5-ти км от центра города. |
Наиболее серьёзной угрозой на данный момент времени является утилитарное отношение муниципальных властей к застройке Калининграда, позволяющее застройщикам применение в строительстве таких форм, которые бы позволяют затрачивать минимум энергии, строительных материалов и финансовых ресурсов для создания минимально необходимых условий жизнедеятельности. Такой подход породил, так называемую «точечную застройку», которая, в свою очередь, в некоторых кварталах города среда обитания стала несоразмерна человеку и плохо им ощущаться.
Такой подход можно проиллюстрировать на примере строительства 12-ти этажного жилого дома на улице Нарвской, в 50-ти метрах от трёхэтажных немецких домов, стоящих вдоль улицы. Для немецких домов соотношение высоты застройки к ширине улиц составляет 1 к 3, что является приемлемым для визуализации открытого пространства, создания комфорта и безопасности для жителей. Строящийся 12-ти этажный дом снизит это соотношение до 1:1. Такое решение о застройке приведет также к следующим негативным последствиям:
– дополнительно к 30-ти квартирам на участке в 3 га появятся ещё 300, что отрицательно скажется на качестве жизни жителей, резко возрастет плотность населения с 80 до 330 чел./га;
– отсутствие необходимого жизненного пространства из-за высокой плотности застройки;
– резкое снижение транспортной доступности;
– нехватка парковочных мест;
– нехватка объектов социальной и коммерческой инфраструктуры.
С указанными проблемами сталкиваются и жители других микрорайонов Калининграда, например, в таком, как «Сельма». Территория застроена многоэтажными домами (9–12 этажей), не имеет центральной части, жизненное пространство у многоэтажных домов также очень сжатое и нет в достаточном количестве парковочных мест для личного транспорта, не везде имеются детские площадки и небольших размеров. Из-за плотного размещения жилых домов площадки размещаются только внутри комплексов и то «не такие крупные, какие могли бы быть» [8].
Застройщики часто игнорируют требование по формированию скверов, а попытки администрации города впоследствии устранить этот недостаток своими силами реализуются уже не в полной мере из-за отсутствия возможностей.
Решение составляющих проблемного поля предполагается осуществить за счет стратегий и стратегических решений, представленных в квадрантах матрицы на пересечении соответствующих элементов SWOT.
На рис. 1 представлена графическая модель элементов SWOT для характеристики жилищного строительства Калининграда.
Рис. 1. Зоны стратегических решений в сфере жилищного строительства в Калининграде
При характеристике модели следует остановиться на четырёх зонах.
Первая представляет собой зону развития, где встречаются возможности и сильные стороны, позволяющие внедрить следующие стратегические решения, а именно:
- Внедрение стратегии «Стабилизации» — развитие территории кварталов без значительных изменений плотности застройки (≤15 % от общей площади существующей застройки).
- Разработка норм и нормативов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры, учитывающих специфику Калининграда.
- Формирование среднеэтажной 8 эт.) и малоэтажной (4 эт.) квартальной городской среды в радиусе 5-ти км от центра города.
Вторая — это зона борьбы, где сильные стороны в градостроительстве противодействуют угрозам, что может быть достигнуто за счет следующих стратегий:
- Приведение объектов транспортной, социальной и инженерной инфраструктуры к нормативным требованиям Калининграда.
- Акцент на квалифицированных специалистов в сфере архитектурного градостроительства в противовес городским госуправленцам.
- Низкую плотность улично-дорожной сети (4 км/км²) частично компенсировать высокой плотностью внутриквартальных проездов (18,7 км/км²).
Третья — зона риска, поскольку угрозы при имеющихся слабых сторонах не позволяют вести жилищное строительство на современном уровне. В такой ситуации необходимо сделать следующее:
- Отказаться от «точечной застройки».
- Отказаться от сценария роста, направленной на увеличение плотности застройки на 15 % и более от общей площади существующей застройки в радиусе 5-ти км от центра города.
Четвёртая — зона упущенных возможностей, где возможности не могут быть полновесно реализованы из-за имеющихся слабых сторон. В этом случае предлагается следующее:
- Формирование центральных зон в кварталах.
- Приемлемое соразмерного человеческому ощущению соотношения высоты застройки к ширине улицы.
- Формирование открытых общественных пространств
Наибольшее количество стратегических «точек» находится в зоне побед и зоне упорства, а также в зоне везения, что следует оценивать положительно, поскольку намечены позитивные, методически правильные тенденции в сфере жилищного строительства, которые можно реализовать на практике. Кроме этого, направление движения этих точек вправо на графике, то есть по горизонтали, говорит о том, что в будущем это зависит от местных субъектов экономики. Надо постараться, чтобы эти «точки» оставались в этих же зонах и в будущем.
Основные выводы по результатам исследования можно сделать следующие.
Для центральной части Калининграда и примыкающим к ней кварталов должна быть применена стратегия стабилизации, для удаленных районов, где интенсивно ведется новое жилищное строительство целесообразной является стратегия роста.
Стратегия стабилизации предполагает развитие территории Калининграда без существенных изменений плотности застройки жилыми зданиями и характеризуется следующими элементами [11]:
– изменение плотности застройки нет превышает 15 % от общей уже существующей застройки;
– фиксация параметров, характерных для уже сложившейся городской среды;
– восстановление застройки на пустующих участках малой и средней этажности;
– транспортная, социальная и инженерная инфраструктура обеспечивает действующие нормативы;
– отсутствие острых градостроительных проблем, требующих вмешательства властей;
– здания и пристройки, не отвечающие облику современного города, должны быть снесены, а старые — реконструированы;
– организация в достаточном количестве парковочных мест вдоль улиц и на придомовых участках;
– более четкое и привлекательное формирование локальных центров.
В отношении всех перечисленных элементов этой стратегии у жителей города имеются серьёзные претензии.
Результатом реализации данной стратегии станет повышение привлекательности открытых пространств города, особенно его центральной части, застройка территории будет соответствовать существующему масштабу.
Стратегия роста предусматривает уплотнение застройки, внедрение новых типов жилых зданий, поступательным увеличением масштаба застройки при условии сохранении планировочной структуры территории [11].
Стратегия роста должна быть дифференцирована по различным сценариев в зависимости от таких параметров, как [10]:
– эволюционное развитие застроенных территорий;
– развитие застроенных территорий в индивидуальной жилой городской среде;
– развитие застроенных территорий в среднеэтажной микрорайонной городской среде;
– развитие застроенных территорий в многоэтажной микрорайонной городской среде;
– развитие застроенных территорий в советской периметральной городской среде;
– развитие застроенных территорий в исторической смешанной городской среде.
Для каждых из указанных сценариев должны обязательно соблюдаться параметры объёмно-пространственного регламента. Однако этот регламент не должен быть догмой и механистически экстраполироваться в историчность Калининграда.
Необходимо квалифицированно решать затронутые в статье проблемы, а для этого нужен профессионализм многогранного толка не только в области строительства, но и в сфере исторических и культурных ценностей, архитектуре, социальных потребностей, логистических параметров и т. д., помня, что наиважнейшим субъектом в этом пространстве является человек.
Литература:
- Закон Калининградской области О содействии развитию жилищного строительства на территории Калининградской области от 26 декабря 2012 года N 190 (в редакции Законов Калининградской области от 11.06.2015 N 432, от 25.11.2015 N 471, от 09.10.2017 N 102, от 19.11.2018 N 228)
- Воссоздание утраченной исторической застройки на примере города Калининграда. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: cyberleninka.ru›Грнти›n/18223916
- Дагданова И. Б. Современные принципы организации городского квартала как тенденция гуманизации среды (на примере городов западной Европы). — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
- Некрасов А. Б. Воссоздание утраченной исторической застройки (на примере города Калининграда). — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/
- Попов М. В. SWOT-АНАЛИЗ как инструмент выработки и обоснования стратегии жилищного строительства на уровне крупного города. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=1019
- Жилищные и градостроительные принципы, традиции, концепции и подходы. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: raexpert.ru›
- Концепция жилищного строительства в России. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: prostroiku.com›news/296…stroitelstva-v-rossii.html
- «Развитие — это снос!» Мэрия Калининграда запланировала застроить высотками еще несколько малоэтажных районов города. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://www.kaliningrad.kp.ru/
- Руководство по реализации проектов. Книга 6. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/upload/2019/urban/
- Стандарт комплексного развития территорий. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/development/urban/printsipy-kompleksnogo-razvitiya-territoriy/
- Стандарт развития застроенных территорий. Книга 2. — [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://xn--d1aqf.xn--p1ai/upload/2019/urban/