Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школьников; рассмотрены особенности тревожности как психологического явления.
Ключевые слова: тревога, страх, тревожность, школьники, стресс, психическое здоровье, учебный процесс.
Теоретические аспекты личностной тревожности рассматриваются в психологической литературе, прежде всего, с точки зрения представления ее как переживание определенной эмоциональной модальности, связанного с мотивами поведения и деятельности. У истоков анализа этого явления стоят такие исследователи, как Дж. Браун, А. Валлон, П. Жане, У. Кеннон, К. Левин, Х. Лиделла, В. М. Мясищева, Н. Миллер, Ж. Пиаже, И. П. Павлов, Г. Селье, Д. Хебб, П. Фресс, Р. Шульц, П. Янг, П. М. Якобсон.
Психоаналитики рассматривают тревожность как явление, возникающее уже в ходе самого процесса рождения и получает дальнейшее развитие под влиянием внешних факторов (Ф. Гринейкр, М. Клейн, К. Майер, О. Ранк, Г. Салливан, К. Хорни, А. Фрейд, О. Фенихель, Н. Фоудор, Э. Фромм, К. Юнг).
В ряде работ раскрываются особенности тревожности у школьников разных возрастных групп (Г. С. Абрамова, Ю. Приходько, Г. Г. Аракелов, И. В. Дубровина, Н. Е. Лисенко, Р. В. Овчарова, Н. Б. Пасинкова, А. М. Прихожан, Е. И. Рогов, В. Юрченко, Е. К. Шотт).
Ю. Приходько и В. Юрченко считают, что тревожность — это склонность человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также низкого порога ее возникновения. При этом тревожность может быть личностным образованием, свойством темперамента (так называемая личностная тревожность), а может быть ситуативной, то есть связанной с конкретными обстоятельствами [2, с. 190].
С. Ставицкая отмечает, что тревога — эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности, связанной с ожиданием неудач именно в социальном взаимодействии и неблагоприятного развития событий. Тревога может носить как конструктивный (мобилизующая ситуативная тревожность), так и деструктивный (дезорганизующие личностная тревожность) характер [6].
Проведенный анализ литературы показал отсутствие обобщенных исследований сущности, природы, причины и факторов возникновения личностной тревожности у детей младшего школьного возраста.
Начальное образование — это фундамент всего последующего обучения и получения профессионального образования. Успешность обучения в начальной школе во многом определяет судьбу человека, его будущую жизнь, поскольку именно в этом возрасте формируются базовые основы личности человека. В это время у ребенка выстраивается эмоциональное отношение к собственной ведущей деятельности, которое отражается в желании соответствовать требованиям учителя и родителей по образу «хорошего ученика». Все это вызывает у ребенка младшего школьного возраста новые переживания, которые, соединяясь с неудачами, могут приобретать негативную окраску, порождая тревогу. Изучение тревожности в контексте учебной деятельности является достаточно актуальным на сегодняшний день вопросом. Это обусловлено как теоретическими, так и практическими запросами.
Также анализ литературных источников показал необходимость выделения тревоги как состояния, и, как более или менее устойчивой черты характера, свойства личности (личностная тревожность); взаимосвязь и различия между страхом, тревожностью и невротическими реакциями; неудовлетворенность основных потребностей ребенка приводит к затяжным фрустраций и конфликтов, которые и становятся основным источником личностной тревожности.
Содержательная сторона личностной тревожности является чертой эмоционального склада личности, обладающей условно-рефлекторной природой. Скорость ее возникновения, закрепления и развития частично определяется индивидуальными и возрастными особенностями ребенка, а также зависит от социальных условий, в которых живет и развивается ребенок, и направленных на нее стихийных и специально организованных (учебно-воспитательных) воздействий.
Личностная тревожность — это интегративное свойство, определяющее склонность индивида к субъективному переживанию таких эмоциональных состояний, как страх, волнение, напряжение.
Она выражается в чувстве неуверенности в себе, беззащитности, беспомощности, бессилия перед реальными объективными или мнимыми (субъективными) внешними или внутренними факторами, содержащими опасность и угрозу самооценке, уровню притязаний, удовлетворению основных потребностей и так далее (или воспринимаются как таковые).
Анализируя сущность понятия «тревожность», ученые делают акценты на разных ее аспектах. Так, С. Л. Рубинштейн определял тревожность как эмоциональное состояние, которое возникает в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неконтролируемого развития событий [5].
По научным взглядам В. К. Вилюнас, тревожность является склонностью человека к торможению [1].
Г. М. Прихожан определяет тревожность как переживание эмоционального дискомфорта, предчувствие опасности, проявление недовольства [3].
Тревожность связана с ожиданием социальных и индивидуальных последствий успеха или неудачи. Для младших школьников это, прежде всего, успехи и неудачи в их ведущей деятельности — учении, которая включает межличностные отношения с учителем, одноклассниками, родителями, а также их собственные переживания по поводу уровня притязаний, самооценки, удовлетворенности основных потребностей, какие именно в этом возрасте тесно связаны и преимущественно определяются успешностью взаимодействия с вышеперечисленными субъект — объектными межличностными отношениями и успешностью выполнения деятельности.
В некоторых семьях на протяжении всего года, предшествующего поступлению в школу, в присутствии ребенка ведутся разговоры о выборе «качественной» школы, «перспективного» учителя. Такая эмоциональная возбудимость родителей непременно передается детям. И появление тревоги у младших школьников на начальном этапе обучения может быть определенной формой их ответственности перед родителями за проявленную заботу.
Повышенная тревожность влияет на все сферы психики ребенка: аффективно-эмоциональную, коммуникативную, морально-волевую, когнитивную [4].
Часто причинами повышенной тревожности детей оказываются завышенные ожидания родителей. Нормальные, средние школьные успехи ребенка, которого считали «вундеркиндом», воспринимаются родителями как неудачу. Реальные достижения не замечают или не оцениваются достаточно высоко. Негативные оценки со стороны взрослых приводят к тому, что у ребенка падает уверенность в себе, повышается тревожность.
Тревожность, как эмоциональное напряжение, создает чувство страха в ситуации проверки знаний, страха несоответствия ожиданиям окружающих, проблемы во взаимоотношениях с учителем и тому подобное.
Страх, как известно, блокирует память, и в состоянии эмоционального напряжения ученик не может быть адекватным. Это, в свою очередь, приводит к ухудшению результатов, к дезорганизации деятельности, непроизводительного расхода учебного времени, и как следствие, общая успешность обучения, уровень достижений ребенка значительно снижается.
Неуспех порождает тревогу, которая способствует закреплению неудач. Чем дальше, тем труднее становится «разорвать этот круг», это ведет к тому, что неуспеваемость становится «хронической». Поэтому важно знать психологическое состояние ребенка, наличие высокой тревожности, поскольку она может быть именно тем негативным фактором, который снижает учебную успеваемость ребенка.
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что тревога — это негативно окрашенная эмоция ожидания негативных событий, своеобразный функциональный фон. Тревога как предчувствие опасности является неопределенной и непонятной, может проявляться как беспокойство, как ожидание события любого характера, в котором личность не способна спрогнозировать возможные угрозы и неприятные последствия. Если тревожность будет устойчивой и длительной, то она переходит в качество личности. В таком контексте тревожность определяется как чувствительность к опасности, склонность реагировать эмоцией тревоги.
Тревожная личность проявляет такие выраженные свойства, как мания к порядку, стремление все регламентировать, создает для себя правила и запреты. Таким лицам свойственна особая строгость в суждениях, бережливость и скованность.
Тревожность, имея естественной основой свойства нервной системы, формируется в результате действия социальных и личностных факторов. Поэтому выделяют стойку частичную тревожность в какой-либо сфере (учебной, экзаменационной, межличностной и так далее) и общую, свободно меняющую восприятие человеком объектов в зависимости от изменения их значимости для него [2, с. 190].
В младшем школьном возрасте у девочек и мальчиков наблюдается значительный рост уровня тревожности именно в 1 классе, причем у мальчиков уровень тревожности выше уровеня тревожности девочек, что ученые объясняют большей степенью ответственности последних [1].
Таким образом, анализ писхолого-педагогической литературы показал, что на современном этапе акцент в исследованиях тревожности делается преимущественно на анализ ее как свойства личности, возникающей и развивающейся в нестабильных условиях современности. В ряде работ предлагается система упражнений для ее преодоления. Вместе с тем практически отсутствуют работы, где были бы четко определены психолого-педагогические условия предупреждения, возникновения и преодоления личностной тревожности и, в частности, в начальный период обучения.
Литература:
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений / В. К. Вилюнас. — М.: Изд-во МГУ, 1976. -142 с.
- Приходько Ю. А., Юрченко В. И. психологический словарь-справочник. Учебное пособие. Киев: Каравелла, 2012. 328 с.
- Прихожан А. М. Тревожность и страх в младших школьников. Руководство практического психолога / А. М. Прихожан. — Москва, 1995. — 238 с.
- Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А. М. Прихожан. — Москва-Воронеж, 2000. -328 с.
- Рубинштейн Л. С. Проблемы общей психологи / Л. С. Рубинштейн. — М.: Просвещение, 1973. — 424 с.
- Ставицкая С. А. Психолого-педагогические условия преодоления личностной тревожности у детей младшего школьного возраста: Дис.... канд. психол. наук: спец. 19.00.07. Киев, 1999. 242 с.