Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 25.12.2019

Статья просмотрена: 211 раз

Библиографическое описание:

Дюкова, С. А. Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии) / С. А. Дюкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 257-259. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65741/ (дата обращения: 18.12.2024).



Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. Обнаружены достоверные различия прокрастинации у обучающихся пятых классов с высокой мотивацией и осознаваемыми потребностями. Полученные данные позволили сделать предположение о том, прогнозирование высокого уровня творческого развития школьников возможно, если обучающиеся будут иметь представление о своем будущем профессиональном самоопределении. Доказано влияние прокрастинации на развитие творческих способностей и на самоорганизацию.

Ключевые слова: прокрастинация, предикторы, креативность, творческое развитие, обучающиеся; школьники.

Актуальность проблемы творческого развития личности и профессионального самоопределения занимает важное место в современной педагогике и психологии. На это указывает Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, где предусмотрены требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы, включающей готовность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к творческому развитию.

Это требует пересмотра существующих представлений о прокрастинации через призму современных научных подходов в изучении деятельности человека, его творческого развития и профессионального самоопределения. (Л. И. Божович, Т. О. Гордеева, А. А. Деркач, Д. А. Леонтьев, А. К. Маркова, Г. С. Никифоров и др.) [1], [2], [3], [4], [5].

Вопросы развития творческих способностей у обучающихся подняты в исследованиях ученых Н. А. Бердяева, Л. П. Печко, Г.П., Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, И. П. Волкова, Б. П. Никитина, Г. В. Степанова, В. А. Сухомлинского и др.

Причины возникновения прокрастинации у школьников среднего звена неоднозначны, однако можно у них выделить и общее. Основная причина прокрастинации — отсутствие учебной мотивации. Учебная мотивация определяется как предмет потребности. Т. е. для того, чтобы прокрастинация не проявлялась и не появлялась у школьников, необходима их нужда в саморазвитии и познании. Если исследовать уроки технологии и прокрастинацию, то роль учителя мотивировать школьника на деятельность, способствующую творческому развитию.

Следующим фактором прокрастинации школьников является избегание неудач. Для школьника с преобладанием мотивации избегания неудач главное — это не допустить ошибки, избежать неудачи, даже если это противоречит поставленной цели. Цель — это наиболее значимые для обучающихся предметы, явления, достижение и обладание которыми составляют сущность их учебной деятельности. Таким образом, проблема самореализации на уроках технологии в связи с постановкой цели основывается на мотивационной составляющей учебно-трудовой деятельности. На педагогическом уровне анализируются личностные качества, внутренний потенциал, креативность, позволяющие школьнику продуктивно самореализоваться, избежать прокрастинации. Ученым психологом Д. А. Леонтьевым выделено три уровня анализа проблемы самореализации и творческого развития личности. Наиболее общий для педагогики деятельности — это философский уровень. На этом уровне решаются вопросы профессионального самоопределения [4].

В связи с этим целью исследования было выявление у обучающихся прокрастинации как средства прогнозирования творческого развития на уроках технологии.

Решались задачи выявления различий в творческом развитии, мотивации успеха и влияния на это прокрастинации в различных группах респондентов: обучающихся пятых классов образовательной организации.

Методы исследования иисследуемые

В исследовании приняли участие обучающиеся пятых классов МБОУ СОШ № 101 г. Воронежа. В исследовании участвовали только девочки — всего участниц — 38. Исследование проходило на уроках технологии. Исследование проходит с сентября 2019 года. Данные, представленные в статье, являются промежуточным мониторинговым срезом.

Методы исследования: научное наблюдение; выявление прокрастинации по тесту Ярослава Исайкина, адаптированного к школьникам [9]; изучение мотивации к изучению предмета «Технология».

Результаты иих обсуждение

Применение методики для выявления прокрастинации у обучающихся пятых классов заключалось в анкетном опросе включающем следующие утверждения: я откладываю выполнение домашнего задания так, что это перешло границу разумного; я приступаю к подготовке к урокам тогда, когда действительно требуется; я часто сожалею о том, что не приступил к выполнению задания по технологии раньше; в моей жизни есть вещи, которые я откладываю на потом, хотя и понимаю, что не стоило бы так поступать; если мне нужно сделать домашнюю работу, то я сделаю это прежде, чем приступлю к игре; я часто попадаю в неприятные ситуации, потому что я слишком долго довожу дела до конца; часто я понимаю, что мог бы распорядиться свободным временем лучше; я провожу свое свободное время рационально; я часто занят чем-то другим, когда мне следовало бы заниматься подготовкой к урокам. Варианты ответов составляли пять позиций. После интерпретации были получены результаты, отраженные в таблице.

Таблица 1

Показатели вбаллах

Количество испытуемых

Результаты в%

19 баллов и меньше

7

В нижних 10 %. Прокрастинации почти нет

20–23 баллов

16

От в нижних 10–25 %. Лёгкая прокрастинация

24–31 баллов

10

В средних 50 %. Средняя прокрастинация

32–36 баллов

3

В верхних 10–25 %. Серьёзная прокрастинация

37 и больше баллов

1

В верхних 10 %. Тяжёлая прокрастинация

Анализ полученных данных позитивен для детей подросткового возраста. Легкая прокрастинация у шестнадцати обучающихся говорит о высокой мотивации к урокам технологии. Средняя прокрастинация у десяти девочек также характеризует мотивацию выше среднего уровня. Отрицательный результат у одной девочки, но нельзя сказать, что это точный показатель тяжелой прокрастинации. Необходимо конкретизировать наблюдение за выполнением заданий на уроках в школе для выявления предикторов. Также необходимо установить предикторы творческого развития у троих обучающихся, показатели которых указывают на серьезную прокрастинацию.

Для определения мотивации к предмету «Технология» использован опросник А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи» [7].

Мотивация успехов в учебной деятельности — это позитивная мотивация, при которой школьник ставит цель и действует в достижении этой цели. В основе мотивации успешного развития творческих способностей лежит потребность в достижении успеха. Мотивация неудачи в таком случае служит предиктором творческого развития. Для

Опросник А. А. Реана содержит 20 утверждений, на которые испытуемые должны были ответить «да» или «нет». Обработка проводилась методом подсчета баллов в соответствии с ключом опросника.

Данные исследования по тесту «Мотивация успеха и боязнь неудачи».

Таблица 2

Полученные баллы

Критерии оценки

16,23

От 1 до 7 баллов — мотивация на неудачу.

От 8 до 13 баллов — мотивационный полюс ярко не выражен.

От 14 до 20 баллов — мотивация на успех.

Данные таблицы говорят о том, что испытуемые мотивированы на успех. Но полученные данные не являются лучшим результатом. Так как получено средне — арифметическое значение, то говорить о личностной мотивации на успех можно только с позиции данных научного наблюдения.

Заключение

Проведенное исследование показало, что на творческое развитие обучающихся влияют многие факторы. Сами по себе уроки технологии способствуют развитию креативности, но при условии выраженной учебной мотивации. Изученная прокрастинация и мотивация успеха позволили подтвердить факт прогнозирования творческого развития. Однако, не во всех случаях. Необходимо учитывать личностный потенциал обучающихся. Есть такие дети, которым вообще не свойственно заниматься творчеством, вышивкой, шитьем, аппликацией, квилингом. Они не чувствуют цветовую гамму, не используют образное мышление, но могут выполнять задания по образцу. Концепция личностного потенциала Д. А. Леонтьева, подтверждает, что личностный потенциал во многом может обуславливать творческое развитие [4].

Таким образом, влияние прокрастинации может являться предиктором творческого развития обучающихся среднего звена на уроках технологии. Исследование показало значимую роль мотивации и потребности в развитии творческих способностей.

Определено, что прокрастинация может стать понятием, вносящим весомый вклад в общепедагогическое понимание психологической динамики творческого развития личности обучающихся в среднем звене. Результаты проведенного исследования раскрывают новые перспективы в решении проблемы ухода от прокрастинации для повышения уровня креативности школьников.

Литература:

  1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2008.
  2. Гордеева Т. О., Осин Е. Н., Сучков Д. Д., Иванова Т. Ю., Сычев О. А., Бобров В. В. Самоконтроль как ресурс личности: диагностика и связи с успешностью, настойчивостью и благополучием // Культурно-историческая психология. 2016. Том 12. № 2. С. 46–58.
  3. Деркач A. A. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Кн 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн. 2. М.: РАГС, 2000.
  4. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.
  5. Маркова А. К. Психология профессионализма. М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.
  6. Психология менеджмента: Учебник для вузов // Под. ред. Г. С. Никифорова. 2-е изд., доп. И перераб. СПб.: Питер, 2004.
  7. Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2002. — 432 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).
  8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. — М., 1946. — Т.1.
  9. Тест опросник прокрастинации URL: http://iyaroslav.ru/test/test-prokrastinaciya/ (дата обращения 29.10.2019).
Основные термины (генерируются автоматически): творческое развитие, урок технологии, мотивация успеха, обучающаяся пятая классов, профессиональное самоопределение, балл, обучающийся, учебная мотивация, школьник, высокая мотивация.


Похожие статьи

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность

В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую лично...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Гендерные различия в адаптации первоклассников к школе

Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях, выявленных в уровне школьной мотивации и незначительных в самооценке учащихся, следовательно, гипотеза доказана частично и говорит о существовании гендерных различий в адаптации первок...

Похожие статьи

Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг

В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования был...

Влияние учебной мотивации на самооценку младшего школьника

В современном образовательном процессе одной из ключевых составляющих успеха ученика является его учебная мотивация. Младший школьный возраст является периодом, когда формируются первые представления о целях и задачах учебы, а также самооценка начина...

Особенности взаимодействия основных субъектов образования на сформированность экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимодействия основных субъектов образования по формированию экологической культуры детей среднего школьного возраста с нарушением интеллекта. Исследование включало серию экспериментальных заданий...

Развитие партнерских взаимоотношений детей в компенсирующей группе детского сада

Статья посвящена изучению вопроса создания психолого-педагогических условий в детском саду, в частотности, в компенсирующей группе, для успешного формирования и развития партнерских взаимоотношений между детьми. Рассматривается понятие «партнерские о...

Продуктивная деятельность как фактор самооценки у младшего школьника

В статье рассматривается влияние продуктивной деятельности на уроках русского языка на успешность формирования самооценки у младшего школьника, что подтверждается выявлением динамики в ее проявлении на основе количественных показателей, определенных ...

Что нужно знать родителям и учителям начальных классов для того, чтобы воспитать успешную творческую личность

В данной статье рассматриваются нейропсихологические особенности раннего развития ребёнка, которые необходимо учитывать как родителям в период до школьного возраста, так и учителям начальных классов, для того чтобы воспитать успешную творческую лично...

Формирование познавательных потребностей у детей с задержкой психического развития

В статье сформулированы такие определения, как познавательная деятельность, задержка психического развития (ЗПР), игра, игровая форма обучения младших школьников с ЗПР. Были описаны теоретические и методические основы формирования познавательной деят...

Современные методы и подходы в работе с одаренными обучающимися в начальной школе

В статье рассматривается одаренность как системное, развивающееся качество психики, которое способствует достижению обучающимися начальных классов более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими детьми. Пред...

Эффективность проектных технологий в развитии творческих способностей младших школьников

В статье предлагаются результаты исследования творческих способностей младших школьников, обоснована возможность применения проектных технологий для их развития. Проведена разработка программы с применением технологии проектного обучения как средства...

Гендерные различия в адаптации первоклассников к школе

Результаты исследования свидетельствуют о значительных различиях, выявленных в уровне школьной мотивации и незначительных в самооценке учащихся, следовательно, гипотеза доказана частично и говорит о существовании гендерных различий в адаптации первок...

Задать вопрос