В статье выделены этапы формирования и развития международного экологического права как отрасли международного публичного права, определены особенности каждого из этапов, сформулирована важность данной отрасли на современном этапе развития мирового сообщества.
Ключевые слова: международное экологическое право, охрана окружающей среды, экологические проблемы, международное публичное право.
Важнейшим фактором, определяющим содержание международного сотрудничества, являются интеграционные процессы, как на региональном, так и на глобальном уровне. В силу этого эффективность предотвращения глобальных экологических проблем будет очень низкой без вовлечения в данный процесс как можно большего количества участников международных экономических отношений.
Большинством ученых международное экологическое право исследуется в двух основных аспектах:
1) международное экологическое право является составным элементом международного публичного права, призванного регулировать любые формы и виды международного сотрудничества стран в мировом правовом пространстве основываясь на общепризнанных международных принципах и специальных методах регулирования;
2) международное экологическое право является неизменным продолжением внутригосударственного экологического права [2].
По нашему мнению, международное экологическое право — это законодательные нормы, согласно которым государство и общество должно бережно и рачительно относиться к окружающей среде и сохранять ее. К охраняемым природным объектам относятся лесные массивы, реки, озера, а также сельскохозяйственные угодья. Кроме того, отметим, связанную со сбережением природы вопрос об утилизации и переработке вредных для человека и природы загрязняющих и отравляющих веществ.
Таким образом, международное экологическое право являясь отраслью международного публичного права, корректирует контакты между странами и межгосударственными организациями по вопросам, связанным с охраной и сбережением природных объектов и ресурсов.
Процесс формирования и развития международного экологического права исследователями традиционно разделяется на три или четыре этапа. По нашему мнению, условно историю формирования и развития экологического права на международном уровне можно разделить на четыре этапа:
Первый этап (1839–1948 годы). Несмотря на то, что первым крупным международным природоохранительным мероприятием следует считать конференцию по международной охране природы, которая состоялась 17–19 ноября 1913 года в г. Берне (Швейцария), по мнению большинства исследователей, зарождение экологического права в международно-правовом пространстве связано с подписанной 2 августа 1839 года двусторонней Конвенцией о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции. Данный период развития можно охарактеризовать первыми попытками отдельных стран на региональном и субрегиональном уровнях, а также в двустороннем порядке создать нормативно-правовую базу в сферах охраны окружающей среды и защиты (сохранения) отдельных объектов живой природы. Первые проводимые в то время международные экологические конференции эффективной поддержкой на уровне правительств стран не пользовались и были слабо скоординированы. При этом стоит отметить, что отдельными странами к экологическим вопросам было проявлено определенное внимание, что выразилось в заключении более десяти различных региональных и субрегиональных соглашений, но направлены они были в большей степени на разрешение локальных, частных экологических проблем.
Второй этап (1948–1972 годы). Этот этап в развитии международного экологического права может быть охарактеризован появлением на международной арене большого числа неправительственных и межправительственных организаций, так или иначе связанных с международной охраной окружающей среды. В первую очередь среди данных организаций необходимо выделить Организацию Объединенных Наций и ее институты, а также Международный союз охраны природы, созданный в 1948 году. Проблемы экологии и защиты окружающей среды в этот период принимают глобальный характер, к поискам путей решений ключевых экологических проблем подключаются специализированные учреждения и организации ООН, принимается ряд универсальных, направленных на защиту отдельных природных объектов, международных соглашений и договоров.
Стоит отметить, что первые два этапа, предшествовавшие Стокгольмской конференции 1972 года, характеризуются бессистемным подходом, когда главным образом принимались узконаправленные меры в ответ на конкретные проблемы, связанные использования и эксплуатации природных ресурсов, включая разделение ресурсов (например, Договор 1909 года между США и Великобритании в отношении пограничных вод между США и Канадой) и загрязнение (например, Международная конвенции по предотвращению загрязнения моря нефтью 1954 года).
Третий этап (1972–1992 годы). Начало третьему этапу развития международного экологического права положила первая универсальная Конференция ООН, посвященная вопросам окружающей среды и проблемам экологии, проходившая в Стокгольме в 1972 году. Именно по рекомендации данной Конференции принята первая Программа ООН по окружающей среде, в которой на международном уровне была регламентирована необходимость координации усилий как международных организаций, так и государств в сфере международной защиты окружающей среды. Международное сотрудничество в сфере экологии и защиты окружающей среды углубляется и расширяется; заключается ряд международных конвенций в сфере экологического права; обновляются международные соглашения и договоры, принятые ранее; активизируется работа в сфере формализации и кодификации ключевых отраслевых принципов экологического права, как элемента международного права.
Вне всякого сомнения, подготовка и проведение Стокгольмской конференции стимулировали широкомасштабную региональную и глобальную международно-правовую деятельность в области экологии, большая часть которой была направлена на защиту морской среды. Лондонская (Демпинговая) конвенция 1972 года относится к этому периоду, равно как и программа ЮНЕП по региональным морям, которая с 1976 года привела к заключению ряда соглашений о региональных морях, включающих положения, касающиеся вопросов защиты окружающей среды. Экология наземной среды также принималась во внимание при заключении крупных международных договоров о природном и культурном наследии, охране видов и среды обитания. За исключением одного или двух случаев, таких как Конвенция о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 года, отличающаяся новым экосистемным подходом, данный период международной законотворческой деятельности характеризуется отраслевым и фрагментированным подходом к обеспечению охраны окружающей среды.
Четвертый этап (1992 год — настоящее время). Начало современному периоду развития международного экологического права положила проходившая в г. Рио-де-Жанейро в июне 1992 года Конференция ООН по окружающей среде и развитию, на которой были подведены основные итоги деятельности международного сообщества в плане охраны окружающей среды, и сделан основополагающий вывод: «человечество не может развиваться так, как оно развивалось раньше, иначе наша планета превратиться в безжизненную пустыню, а человек, как вид, погибнет» [1].
Результатом Конференции в г. Рио-де-Жанейро стало принятие «Повестки дня на XXI век», в которой был определен новый вектор социо-природного развития принципов в процессе кодификации рассматриваемой отрасли международного права. В 2002 году, в г. Йоханнесбург во время специальной встрече на высшем уровне сроки исполнения и параметры положений «Повестки дня на XXI век» были уточнены и детализированы. «Ключевые акценты, в интересах настоящего и будущих поколений, делаются на вопросах рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности, сохранения окружающей среды и достижения ее устойчивого развития» [4].
Развитие международного экологического права на третьем (или четвертом) этапе отличается использованием целостного подхода к охране окружающей среды и стремлением к совмещению такой охраны с экономическим развитием в соответствии с принципом устойчивого развития. Это было основной темой Конференции по окружающей среде и развитию, состоявшейся в Рио-де-Жанейро в 1992 года, которая, помимо выработки Декларации принципов и программы действий для «Повестки дня на XXI век», ознаменовалась заключением под эгидой ООН двух крупных международных договоров: Рамочной конвенции об изменении климата 1992 года и Конвенции о биологическом разнообразии 1992 года. Выражалась надежда на заключение юридически обязательных договоров, касающихся лесов и пустынь, но поддержку получил только рекомендательный вариант текста по использованию и охране лесов.
Планы по дальнейшему развитию институциональной основы международного экологического права в отношении этих общих и межпоколенческих проблем еще не достигли значительной поддержки. Предложения по переориентации деятельности Совета ООН по опеке на решение проблем сохранения общего достояния, упираются в более масштабные и более болезненные вопросы институциональной реформы ООН.
Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию, состоявшаяся в Йоханнесбурге в 2002 году, не привела не к институциональной экологической реформе, не к заключению важных многосторонних соглашений, хотя и внесла существенный вклад, в частности, в развитие южноафриканского региона.
Спустя десять лет саммита в г. Йоханнесбург и двадцать лет Конференции ООН в г. Рио-де-Жанейро, в 2012 году также в г. Рио-де-Жанейро прошла очередная Конференция ООН по устойчивому развитию. Итоговым документом данной Конференции была признана необходимость изменения сложившийся и устоявшейся модели «потребления-производства» в развитых странах с целью перехода к общемировому устойчивому развитию, а также особое внимание всего мирового сообщества должно быть обращено к вопросам изменения климата, засухе и деградации земель, опустыниванию, сокращению биоразнообразия, проблемам океанических ресурсов, сокращению опасности стихийных бедствий и природных катастроф, утилизации химических веществ и отходов, и др. [3]
Последние десятилетия стали свидетелями эволюции законотворческой деятельности от экологического регулирования, фокусирующегося на таких вопросах как экономическое регулирование использования ресурсов, к целостному подходу к охране окружающей среды в пределах и за пределами государственных границ. Хотя эти этапы не обязательно являются четко выраженными, однако об их различии свидетельствуют международные нормы, в которых нашли свое отражение каждый из указанных этапов развития международного экологического права. Это становится особенно заметно в антагонизме между исключительным суверенитетом над природными ресурсами и заботой об общем достоянии человечества в Конвенции о биологическом разнообразии, и в сопротивлении международному регулированию в отношении вопросов лесного хозяйства и опустынивания из-за возможной угрозы государственному суверенитету. В довершении всего следует заметить, что существующему в современном виде своду международных правовых норм заметно не хватает всеобъемлющей кодификации основных норм и принципов, применимых к международному экологическому регулированию. аналогичной Всеобщей декларации прав человека 1948 года или Конвенции по морскому праву 1982 года.
В настоящее время, в период глобализации и достаточно тесного международно-правового сотрудничества стран по различным вопросам, существенный интерес как с научно-теоретической, так и с практической точки зрения представляет международно-правовая охрана окружающей среды и ее правовая охрана в зарубежных странах. Это обусловлено в первую очередь тем, что большую часть экологических проблем в рамках отдельно взятых стран или их региональных групп разрешить невозможно, и решить их можно исключительно в рамках мирового сообщества в целом [5]. Поэтому сегодня необходимо решать экологические вопросы, прежде всего на мировом уровне.
Таким образом, в качестве комплексной, самостоятельной области международного права, с присущими ему чертами и особенностями, международное экологическое право выделилось только во второй половине XX века. Именно в этот период мировым сообществом были признаны особая уязвимость планетарных экосистем и глобальность экологических процессов, что выявилось в важности международного регулирования данной сферы общественных отношений. При этом, стоит отметить, что попытки обратить внимание мирового сообщества на проблемы окружающей среды предпринимались ранее, в связи с чем считаем целесообразным кратко охарактеризовать процесс становления международного экологического права в зависимости от преобладающих в мире тенденций решения проблем экологии в различные периоды мировой истории.
Литература:
- Герасимов А. Н., Зюзин С. Г., Соловьев А. И. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности населения // Научная мысль. — 2019. — Т.8. — № 2(32). — С.43–51
- Дадаева М. С. Вопросы экологической безопасности в контексте международного права // Colloquium-journal. — 2019. — № 12–9 (36). — С. 37–38
- Об итогах Конференции ООН по устойчивому развитию «РИО+20» // Национальное информационное агентство «Природные ресурсы» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.priroda.ru/reviews/detail.php?ID=10653 (дата обращения: 08.12.2019)
- Ошовская Н. В., Корнута В. Г. Источники международного права в сфере защиты окружающей среды // Современная мировая экономика: проблемы и перспективы в эпоху развития цифровых технологий и биотехнологии Сборник научных статей по итогам работы второго международного круглого стола. — Москва, 2019. — С. 199–201
- Солнцев А. М. Ютта Брунни: международное экологическое право: современные тенденции развития интервью с Ютта Брунни, профессором университета Торонто (Канада) // Евразийский юридический журнал. — 2019. — № 7(134). — С.12–17