В данной статье были рассмотрены особенности правового регулирования и правового статуса государственной службы. По мнению автора, в законодательстве есть вопросы, не затронутые реформами в сфере государственной службе. На практике наблюдается отсутствие системности в реализации общих принципов и целей государственной службы в Российской Федерации. Отдельные аспекты требуют уточнения и конкретизации. Цель статьи состоит в исследовании особенностей нормативно-правового регулирования государственной службы в России, а также определение статуса государственных служащих и вопросов, требующих уточнения и конкретизации в сфере государственной службе.
Ключевые слова: государственная служба, государственный служащий, правовое регулирование, правовой статус.
При рассмотрении понятие и особенности государственной службы как публично правового и социально правового института, первое, что нужно рассмотреть, что же общего и особенного в государственной службе, необходимо остановится на том, что госслужбу понимают, как определенный вид профессиональной деятельности, которая в свою очередь должна отличаться от деятельности трудовой, политической общественной и т. д. Во- вторых, государственную службу понимают, как специфический особенный институт в рамках государственного управления.
Государственная служба как вид деятельности характеризуется тем что закон [1] устанавливает, государственную службу как вид деятельности, а именно это профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению обороноспособности, безопасности государства, защите прав человека, борьбе с преступностью и обеспечению деятельности органов гос. власти.
Различие государственной службы и трудовой деятельности точно не определено, не случайно в законе не сказано про трудовую деятельность, указано лишь про деятельность профессиональную, служебную. Отличие чиновника от других работников в рамках трудовых отношений в том, что в рамках трудовых отношений находится на равных позициях с работодателем, трудовые отношения представляют собой сделку, купли-продажи способности к труду в котором гражданин приходящий на работу, способный выполнять работу, указанную в трудовом договоре, а работодатель оценивает его и предлагает сумму, за которую он готов этот товар или труд купить. Трудовые отношения — это всегда результат торга, даже при подписании коллективного договора всегда понимается что это договор между сторонами, такого рода отношения не случайно характеризуются частным правом, в то время как административно-служебные отношения регулируются административным, т. е. публичным правом и такого рода отношения заведомо не равные. В которых участвует гражданин, с другой стороны находится РФ, субъекты РФ, т. е. власть.
Отношения между ними по определению не могут быть равными и когда гражданин поступает на государственную службу, он добровольно ограничивает права и свободы, подписывая служебный контракт и такие отношения не исчерпываются исполнением обязанностей (например, с 9–00 до 18–00) а распространяются на все время, на все 24 часа (например, на авральную работу). При этом то, как государственный служащий проводит свободное время, где и каким образом разрешается заниматься подработкой, заработком — это все возможно только в разрешительном порядке.
Т. е., такие отношения связаны с ограничением прав и свобод, не равноправные и касающиеся не только одного, но и многих аспектов государственного служащего. Обращаясь к терминологии, на государственной службе нет понятия работодатель, а есть понятие представитель нанимателя, отсутствует понятие заработной платы, а есть понятие денежное содержание. Именно в этих формулировках законодатель отмечает принципиальную разницу, которые закладываются в понятие «заработок» и «содержание».
При рассмотрении государственной службы [2] как вида профессиональной деятельности, то эта деятельность предполагает обеспечение органов государственной власти и это предполагает приближение к политики, но при этом государственная служба ни в коей мере не политическая деятельность, более того, следует отметить, что государственный служащий и политик совершенно разные категории и необходимо различать, например, чиновника аппарата Правительства РФ и Федерального министра, не нужно называть чиновниками депутатов. Принципиальное различие государственного служащего и политика, во- первых, политик как правило, избирается или назначается, но он, при этом, является представителем политической партии и получает свою должность именно за принадлежность к этой политической силе за умение представлять интересы того или иного слоя общества, самое важное, что политик не является профессионалом в отличие от государственного служащего и назначают его именно за профессиональные качества. Характерно, что госслужащий никогда и ни кем, не избирается, а нанимается на службу, на условиях бессрочного контракта до предельного возраста, и в основном нанимается для того, чтобы исполнять конкретные обязанности на конкурсной основе.
Должен иметь профессиональное образование, стаж и соответствовать формальным квалификационным требованиям. Политик в этом плане должен быть дилетантом, а чиновник должен подготовить проект решения. С теоретической точки зрения, государство может остаться без политиков, так как останется аппарат управления, но в современном обществе нет. Государственная служба — это определенные граждане, еще и социальный слой достаточно замкнутый, имеющий свою корпоративную культуру, корпоративные ценности и не всегда это позитивно отражается на качестве государственного управления [3].
Государственная служба — это целый институт управления и делами государства, один из элементов системы государственного управления, таким образом, на нее возлагается функции, во-первых, это обеспечение деятельности всех ветвей власти и во-вторых, это текущее управление делами государства коммуникациями между политическим руководством и обществом.
Государственные служащие обеспечивают работу президента РФ, хотя глава государства не является госслужащим, обеспечивают работу Государственной Думы РФ 450 депутатов, порядка 2000 — это чиновников, которые обеспечивают работу депутатов, Совет Федерации то же самое, Правительство РФ 20 министров и несколько сотен аппарата Правительства, которые обеспечивают его работу. Так же судья не является госслужащим, но аппарат суда обеспечивает реализацию всех судебных решений.
Задача госслужбы в первую очередь обеспечить работу всего аппарата, обеспечение действие закона, обеспечение исполнение закона, применение закона. Необходимо различать правоприменение и соблюдение права, так как эти понятия разные, а именно соблюдать права могут все граждане так или иначе, выполняем предписания законов, а применять право могут только государственные служащие, а именно уполномоченные лица на основании закона они принимают конкретные управленческие решения.
При обеспечении взаимодействия между обществом и государством взаимодействия идет в обе стороны, так с одной стороны общество, граждане имеют право обращаться в органы власти и эти обращения проходят через государственный аппарат и только потом могут оказаться на подписи у Президента РФ. Таким образом государственный аппарат обеспечивает принятие и реализацию властных решений, которые влияют на общество.
Институт государственной службы в современном демократическом обществе обладает определенными специфическими чертами, и важнейшая из них заключается во вторичности полномочий государственных служащих по отношению к политикам и естественно к обществу [4].
Первичный и вторичный мандат — это те властные полномочия, которые вручаются от имени общества тем, кто управляет государством (например, первичным мандатом обладает Президент, депутаты, иногда губернаторы в том случае, если они избираются народом, чиновники на местном уровне, а именно руководители муниципальных образований). Источником власти в Российской Федерации является народ в соответствии с Конституцией РФ, народ вручает свою власть непосредственно тем, кого он избирает, а тех, кого избрал народ, президент, депутаты уже назначают высших государственных служащих и таким образом, мандат госслужащих по определению вторичен, потому что сначала народ вручает власть политикам, а они в свою очередь назначают государственных служащих. Президент назначает министров, последние в свою очередь назначают своих подчинённых в министерствах и ведомствах.
Таким образом, в этой вторичности заключается проблема государственных служащих, которые могут все подготовить, все решения, все проекты, но решения принимают не они, а с другой стороны, именно благодаря этому аппарату те же самые политики могут осуществлять свои функции.
Отличительной чертой государственной службы как публично — правового института является ее подзаконный характер, т. е. государственная служба подчиняется закону, не создает законы. Законы создаются политиками, задачи государственных служащих — это исполнять их, осуществлять правоприменения. Самый важный принцип демократического общества в современном государстве это равный доступ граждан на государственную службу.
В современном демократическом государстве если гражданин соответствует профессиональным требованиям к конкретной должности и если он не подпадает не под какие-либо ограничения, связанные с дееспособностью граждан, гражданством рядом других признаков, может претендовать на должность государственного служащего вне зависимости от национальности, от вероисповедания, от пола, возраста и от других факторов, но как правило, все это осуществляется на конкурсной основе, т. е. он должен доказать, что он лучше других претендентов, что является вполне логичным. Нельзя не сказать, что отличительной чертой государственной службы является ее открытость, доступность общественному контролю.
Можно выделить следующие этапы ее реализации механизма общественного контроля за деятельностью чиновников:
- Обращение граждан в органы государственной власти, органы местного самоуправления, где имеют право жаловаться, требовать справедливости, если потребуется приходить на личный прием и на все их обращения чиновник обязан отвечать, максимально исчерпывающе в достаточно сжатые сроки, и на это дается по общему правилу 30 календарных дней и при этом, ответ должен быть мотивирован.
- Общественные советы при государственных органах, а именно Общественная палата РФ, общественная палата субъектов РФ, которые были созданы для того, чтобы обеспечивать связь гражданского общества и государства. Руководитель государственного органа своим приказом формирует состав общественного совета, куда должны входить представители всех заинтересованных общественных структур, эксперты, специалисты представители академических кругов, вузовского сообщества и они должны оказывать консультативные услуги государственному органу, а точнее, его руководителю, проводить экспертизы нормативных актов, в отдельных случаях предусматривается экспертиза при осуществлении государственных закупок, заключении государственных контрактов в зависимости от суммы контракта и т. д.
Задача общественного совета информировать руководителя государственного органа о тех сигналах, которые поступают от общества.
- Избираемые политики, будучи представителем общества, как раз должен контролировать работу государственных служащих. На разных уровнях депутаты ведут прием, так же собирают определенные жалобы, определенные вопросы и могут направить запрос в любой государственный орган, и им должен быть представлен ответ более полный, четкий, и в более сжатые сроки. Эффективность такого запроса выше, чем у других видов, и именно этим механизмом нужно пользоваться.
Таким образом современная система государственной службы была в окончательном виде закреплена в 2003–2004 гг. В систему правового регулирования входит, Конституция РФ глава 3, статья 70, статья 32 и др., где отдельные статьи посвящены государственной службе. Базовыми законами по вопросам государственной гражданской службы является ФЗ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ.
Литература:
- Конституция Российской Федерации [Текст]: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. — Ростов н/д: Феникс, 2015. — 63 с.
- О государственной гражданской службе: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 31. Ст. 3215.
- Харитонов И. К. Конституционно-правовые основы разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектов: вопросы теории и практики: дис.... кан. юрид. наук. Ростов н/Д, 2013.
- Чистяков И. А. Правовое положение государственных гражданских служащих в Российской Федерации // Молодой ученый. — 2018. — № 21. — С. 415–417.
- http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71877694/