В статье проанализирована проблема деструктивного поведения подростков и представлены педагогические условия его профилактики.
Ключевые слова: подросток, педагогическая профилактика, деструктивное поведение, тенденция, девиация.
Модернизация российского общества в условиях глобализации характеризуется изменениями как позитивного, так и негативного характера. С одной стороны, компьютеризация, рост информационно-коммуникативных технологий, стремление молодых людей к изучению иностранных языков, здоровому образу жизни являются, несомненно, позитивными маркерами общественных отношений; с другой стороны, в России пока отмечается рост числа несовершеннолетних, имеющих явные признаки деструктивного поведения, склонные к противоправности, употребляющие псиохактивные вещества, испытывающие зависимость от интернета, разрушительных компьютерных игр, селфи и других гаджетов, изменяющих состояние сознания и заменяющих реальную действительность виртуальной.
Деструктивное поведение подростков мы рассматриваем как разрушительную поведенческую стратегию, деформирующую личность, проявляющуюся в стремлении к уходу от реальности при употреблении психоактивных веществ или виртуализации, тенденцией к негативным конфликтам, повышенной тревожностью, противоречивостью, гедонизмом. Эти паттерны разрушают личность и негативно отражаются на последующем развитии и самоопределении личности несовершеннолетних.
Неблагоприятная социальная среда (депривация семейных отношений, злоупотребление родителей спиртными напитками, буллинг, одиночество, особенности внешности) и биологические особенности индивида повышают вероятность вхождения подростков в группу риска по деструктивному поведению. В то же время, нам представляется, что деструктивная поведенческая стратегия конкретного человека детерминирована психологическими особенностями субъектов социального взаимодействия. Этот постулат можно аргументировать тем, что:
– В одном и том же социальном пространстве у людей констатировано абсолютно разные типы поведения;
– Инициация деструктивного поведения проявляется не только в условиях девиантной субкультуры, но и в обычных социальных условиях;
– Из одной и той же семьи выходят дети, демонстрирующие разные типы поведения — от правомерного до деструктивного;
– У дезадаптированных подростков в ряде случаев наблюдается деструктивное поведение, в ряде случаев — нет.
Сторонники социальной и биологической концепции, пытающиеся объяснить природу деструктивного поведения, не смогли аргументировать обозначенные нами противоречия, поскольку этиопатогенетические механизмы деструкции кроются в личностных особенностях и психологической природе деструктивного поведения.
В современных реалиях развития российского общества психологи вместе с педагогами пришли к выводу, что личность как совокупность качеств человека, приобретаемых им в процессе социокультурной деятельности и общения, являются субъектной основой для формирования деструктивной направленности человека.
Процесс развития индивида детерменирован его активностью и логикой развертывания экзогенных по отношению к нему проблемных ситуаций. Мы считаем, что к внешним факторам относятся требования социума к личности, обязанность подростка выполнять определенный функционал задач. К личностным детерминантам мы относим интериоризованный социальный опыт.
Анализ научных исследований (М. А. Алемаскин, Е. В. Змановская, А. В. Ипатов, Л. К. Фортова) показал, что можно выделить следующую группу причин, которые предопределяют нарушения социального развития индивида:
– Гипер-, гипоопека или индифферентный стиль семейного воспитания;
– Референтная группа сверстников отрицательной направленности;
– Неблагоприятная социальная среда.
Нельзя не согласиться с М. А. Алемаскиным, который постулировал, что тенденция к девиации — индивидуальное свойство личности позиционирования себя в социуме [1, с.14].
А. В. Ипатов описал комплекс деструкции как модель детерминации аутодеструктивного поведения [3]. Детерминантами, которые вызывают, усиливают, поддерживают или провоцируют деструктивное поведение подростков, выступают психотравмирующие отношения с родителями, социальная незрелость, дезадаптивность и виктимность, асоциальная поведенческая стратегия.
При огромном количестве концептуальных идей, пытающихся объяснить природу деструкции, мы склоняемся к концепции о том, что разрушительность — это следствие нарушения в системе детско-родительских отношений. Положительный пример и адекватная помощь родителей являются существенными условиями профилактики исследуемого феномена.
Мы разделяем мнение Е. В. Змановской и В. Ю. Рыбникова в том, что в происхождении деструктивного поведения основополагающую роль играет сама личность [2, с.342].
Профессор Л. К. Фортова провела анкетирование в воспитательной колонии для несовершеннолетних, которое показало, что 68 % осужденных отметили, что причиной совершения их преступлений явилось их окружение; 32 % обвинили себя; 57 % подростков констатировали, что совершили преступление, находясь в состоянии алкогольного опьянения, 33 % отметили что под влиянием друзей и 10 % — по иным обстоятельствам [4, с.183].
В данном случае мы отмечаем, что последствиями деструктивного поведения выступили правонарушения как психологические субстанции искомого периода онтогенеза, преступившие закон следствие дефектов общего и семейного воспитания.
Исследователь Е. В. Шаломова к формам профилактики деструктивного поведения относит проведение кейс — стадии, информационного лабиринта, дебрифинга, интеллектуального футбола, дискуссионного аквариума. В своем исследовании ученый доказал, что эти формы способствуют нравственной устойчивости и ответственного поведения подростков. Кроме того, как средство педагогической профилактики деструктивного поведения успешно себя зарекомендовали психолого-педагогические технологии, ролевые и деловые игры, поскольку они воздействуют на морально-нравственную, волевую и интеллектуальную сферу личности.
Нам представляется, что овладение подростками эвохомологическим подходом существенно снизит их стремление к экзистенциальному вакууму и актуализирует просоциальные формы поведенческой стратегии. Эвохомология — это наука о рациональном проведении досуга. Отдыхая, занимаясь любимым делом, открывая для себя новые знания, подросток учится жить полноценно, с удовольствием, в прямом и переносном смысле этого слова: в организме железы внутренней секреции выделяют эндорфины — вещества, способствующие появлению удовольствия от занятия любимым делом, приносящим пользу другим людям и обществу в целом.
В рамках педагогической профилактики деструктивного поведения подростков мы хотели бы посоветовать родителям и педагогам ориентировать несовершеннолетних на взаимоответственное поведение и рефлексивную позицию в учебной и внеучебной деятельности. Учителю целесообразно выполнять функции не только транслятора знаний, но и координатора конструктивного межличностного общения и нравственно-правовой деятельности. Немаловажная задача педагога — сформировать у подростков умения отделять конструктивную информацию от деструктивной, особенно при работе в сети Интернет.
Таким образом, можно констатировать, что деструктивное поведение подростков — это интегративная междисциплинарная проблема, но профилактировать ее целесообразно, прежде всего, средствами педагогики. Концептуальное решение мы видим в том, что для эффективной профилактики деструктивного поведения несовершеннолетних, необходимо опираться на превентивную педагогику, теорию реактивного сопротивления, мотивационно-личностный тренинг, опосредованное обучение, формирующие социальную зрелость, социальный иммунитет, правовую культуру, нравственную и правовую устойчивость. Родители и педагоги должны уяснить, что любую болезнь гораздо легче предупредить, чем лечить.
Литература:
- Алемаскин М. А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетних правонарушителей: автореф. дис…канд.пед.наук (по психологии)/ Алемаскин М. А., [НИИ психологии АПН СССР]. — М., 1968. — 16 с.
- Змановская Е. В.; Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы. Учебное пособие. — СПб. — Питер, 2011. — 352 с.
- Ипатов А. В. Технология коррекции аутодеструктивного поведения подростков [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Ипатов А. В.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2015.— 201 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/31700.html.— ЭБС «IPRbooks».
- Фортова Л. К. Нравственно-правовое воспитание учащейся молодежи. — Избранные труды. Владимир 2018. — 201 с.
- Шаломова Е. В. Педагогические условия профилактики аддиктивного поведения подростков в средних общеобразовательных организациях: автореф.дис…канд.пед.наук / Шаломова Е. В. — Белгород, 2019. — 25 с.