В статье анализируется процесс психологического принятия женщиной социальной роли матери до рождения ребенка и в первый год после родов, приводятся результаты исследования психологических изменений у молодых мам, проявляющихся по мере осознания женщинами ценностно-смысловых компонентов материнской идентичности, приводятся примеры социально-психологической помощи, в основу которых заложена стабилизации личностно-эмоциональных и поведенческих компонентов личностной сферы молодых женщин для дальнейшей стабилизации их самосознания и адекватного восприятия нового социального статуса.
Ключевые слова: материнство, материнство и детство, готовность к материнству, психологическая помощь, психологическое сопровождение матерей.
The article analyses the process of psychological acceptance by a woman of the social role of a mother before the birth of a child and in the first year after childbirth, Provides the results of a study of psychological changes in young mothers as women become aware of the value components of maternal identity; Examples of social and psychological assistance are given, which are based on stabilization of personal, emotional and behavioural components of the personal sphere of young women in order to further stabilize their identity and adequate perception of the new social status.
Keywords: motherhood, motherhood and childhood, readiness for motherhood, psychological assistance, psychological escort of mothers.
Несмотря на многочисленные исследования в области оказания психологической помощи женщинам в послеродовой период, важность социально-психологического сопровождения молодых матерей в период адаптации к рождению первенца по-прежнему остается актуальной.
Сущность личностно-психологических особенностей молодых мам как социальной группы раскрывается путем уточнения сущности личности, ее структуры и соответствующих психологических особенностей, специфичных для данной группы. Изучению сущности структуры личности уделяли внимание многие ученые, в их число входят А. Г. Ковалев, В. С. Мерлин, А. В. Петровский, К. К. Платонов, А. И. Щербаков.
Советским психологом К. К. Платоновым структура личности рассматривалась как «динамическая функциональная система, принципы построения которой координированы и субординированны» [3]. Вся система условно подразделена на 4 иерархические подструктуры: направленность личности, опыт, индивидуальные психические особенности, биопсихические свойства. Молодым женщинам в рамках обозначенных компонентов структуры личности присуще стремление к достижению ранней взрослой жизни (опыт индивида), характеризуемой направленностью личности. Характерными направленностями личности молодой женщины становятся профессиональная самореализация и становление межличностных отношений, создание собственной семьи.
Учитывая данные факты, очевидно, что материнство в молодом возрасте в отличие от материнства в зрелом возрасте оказывает значительное влияние на молодых женщин. В молодом возрасте материнство интегрируется в контекст множества других социально значимых событий, влияющих на личность женщины (личность находится на этапе активного развития, утверждения социальных установок и ценностных ориентаций) и ее деятельностный фон (женщина получает образование, делает первые шаги на пути к карьерному росту и т. п.).
Все это послужило основанием для проведения эмпирического изучения психологических особенностей молодых мам, поскольку современные социокультурные установки, касающиеся материнства, в той или иной мере оказывают значительное влияние на женщин, впервые становящихся матерью. Исследование проводилось на базе Центра психологической помощи Евгения Полякова, г.Москва. Исследованию были подвергнуты молодые женщины репродуктивного возраста, имеющие одного ребенка, возраст которого не достиг 1 года и беременные женщины, не имеющие детей.
Всего в исследовании приняли участие 110 женщин (55 беременных женщин в возрасте от 24 до 32 лет и 55 женщин, имеющих одного ребенка младше 1 года). По формуле В. А. Ядова с вероятностью 95 % нами было определено, что результаты, полученные в ходе исследования ответов 110 респондентов могут быть перенесены с вероятность 95 % на генеральную совокупность численностью приблизительно ≈ 150 человек.
Каждому респонденту были выданы соответствующие индивидуальные бланки для ответов на вопросы психодиагностических тестовых методик, направленных на выявление критериев личностной сферы, представленных в Таблице 1.
Таблица 1
Критерии определения социально-психологического состояния респондентов всоответствии скомпонентами самосознания
Критерий |
Используемая методика |
Общая характеристика |
Когнитивный критерий |
«Самооценка эмоциональных состояний», — авторы А. Уэссман, Д. Рикс |
Осознание специфики собственного поведения и особенностей эмоциональных реакций во взаимодействии с ребенком |
Личностно-эмоциональный критерий |
«Диагностика состояний агрессии», — авторы А. Басс и А. Дарки |
Адекватное переживание эмоций, связанных с материнством |
Поведенческий критерий |
«Диагностика социально-психологической адаптации», — авторы К. Рождерс, Р. Даймонд |
Распознание неадекватных стереотипов поведения |
Согласно полученным результатам диагностики по методике «Самооценка эмоциональных состояний», высоко оценили свое эмоциональное состояние 50 % респондентов (из них 61,82 % — беременные, 38,18 % — молодые мамы). Средняя оценка эмоционального состояния была выявлена у 28,18 % респондентов. Низко оценили свое эмоциональное состояние 21,82 % респондентов (подавляющее большинство результатов с низкими показателями было у молодых мам — 34,55 %, что может свидетельствовать о наступлении у них эмоционального истощения). Общее эмоциональное состояние молодых мам и беременных женщин, отражающее их положение относительно объектов окружающей среды позволило выявить, что у 21,82 % респондентов во время исследования была выявлена неготовность к рождению ребенка по когнитивному критерию, о чем свидетельствовала низкая оценка респондентами своего эмоционального состояния, эмоциональная истощенность.
Согласно полученным результатам диагностики по методике «Диагностика социально-психологической адаптации», разработанной К. Р. Роджерсом и Р. Ф. Даймондом, подавляющее большинство респондентов искренне отвечали на вопросы методики (94,55 % / 98,18 % ответов оказались в диапазоне нормы). Уровень приспособленности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами оказался в норме у 87,27 % респондентов. При этом около трети молодых мам в настоящее время не удовлетворены своими личностными характеристиками (38,18 %), нуждаются в общении 81,82 % беременных и 85,45 % из числа молодых мам. Повышенный уровень избегания проблемных ситуаций диагностирован у 16,36 % из числа беременных и 21,82 % молодых мам.
В общем виде полученные результаты диагностики, которые позволили выявить текущий уровень социально-психологической готовности женщин к рождению ребенка представим в таблице 2.
Таблица 2
Результаты диагностики уровня социально-психологической готовности женщин крождению ребенка на констатирующем этапе исследования
Критерии Уровень |
Когнитивный критерий («Самооценка эмоциональных состояний», — авторы А. Уэссман, Д. Рикс) |
Личнотно-эмоциональный критерий («Диагностика состояний агрессии», — авторы А. Басс и А. Дарки) |
Поведенческий критерий («Диагностика социально-психологической адаптации», — авторы К. Рождерс, Р. Даймонд) |
|||
Беременные |
Молодые мамы |
Беременные |
Молодые мамы |
Беременные |
Молодые мамы |
|
Высокий |
61,82 |
38,18 |
16,36 |
32,73 |
12,73 |
16,36 |
Средний |
29,09 |
27,27 |
49,09 |
41,82 |
76,36 |
58,19 |
Низкий |
9,09 |
34,55 |
34,55 |
25,45 |
10,91 |
25,45 |
Таким образом, опираясь на результаты проведенного нами исследования, при разработке психолого-педагогических рекомендаций для социально-психологической адаптации молодых матерей необходимо обратить внимание на мероприятия, направленные на адаптацию молодых мам к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами и интересами, гармонизацию при принятии решений, повышение удовлетворённости личностными чертами, формирование среды для эмоционального комфорта, преодоление проблемных ситуаций.
Резюмируя вышесказанное отметим, что оказание профессиональной психологической помощи молодым матерям существенно осложняется затруднительной диагностикой психологических проблем на массовом уровне. В современной системе акушерства, педиатрии и психологического консультирования вопросы мониторинга психологического состояния молодых матерей на послеродовом этапе продолжают оставаться без должного внимания со стороны исследователей. Системная организация мониторинга состояния молодых женщин в послеродовом периоде может быть организована на базе медицинских учреждений, иных социальных институтов, в которые часто обращаются молодые матери.
Оказание социально-психологической помощи молодым женщинам, родившим первенца, в первую очередь должно опираться на диагностике расстройств компонентов личностной сферы женщины (в частности — личностно-эмоциональной и поведенческой) для последующего оказания психологической помощи, направленной на стабилизацию самосознания женщины, адекватного восприятия ее нового социального статуса и коррекции имеющихся личностных противоречий.
Литература:
- Барканова, О. В. Методики диагностики эмоциональной сферы / сост. О. В. Барканова [серия: Библиотека актуальной психологии]. — Вып.2. — Красноярск: Литера-принт, 2009. — 237 с.
- Перинатальная психология [Текст]. — Санкт Петербург: СпецЛит, 2015. — 142 с.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986. — 256 с.
- Рудзинская, Т. Ф. Социально-психологический анализ проблемы материнства / Т. Ф. Рудзинская, Д. А. Дуйнова // В сборнике: Реабилитация, абилитация и социализация: междисциплинарный подход. — 2016. — С. 86–94.