В статье проанализированы особенности антикоррупционной экспертизы, определена важность антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.
Ключевые слова: антикоррупционная экспертиза, нормативно-правовой акт, антикоррупционная деятельности, коррупциогенные факторы.
Сложность коррупции как социального явления определена тем, что данное явление охватывает все сферы жизнедеятельности общества. Вред от существования коррупции бесспорен. Важность борьбы с коррупцией определена на государственном уровне во всем мире. Несмотря на попытки, предпринимаемые государственными структурами, уровень коррупции в различных странах продолжает оставаться достаточно высоким.
Одним из наиболее важных показателей оценки коррупции в мире является Индекс восприятия коррупции. Данный показатель является сводным индикатором, составленным на основе экспертных оценок международных организаций, и отражает общую степень распространенности коррупции в конкретной стране [1].
Индекс производит ранжирование стран по шкале от 0 до 100 на основе восприятия уровня коррумпированности государственного сектора. В итоговом рейтинге, наряду с количеством баллов и рангом страны, приводятся также число источников, разница между наиболее высокими/низкими значениями индикаторов для каждой страны на основе соответствующих источников, величина стандартного отклонения и доверительный интервал по каждой стране, который позволяет сделать выводы о точности результатов Индекса для каждой страны.
В соответствии с данными Индекса восприятия коррупции в 2018 г. [2] наиболее коррумпированными являются страны: Дания, Новая Зеландия, Финляндия, Сингапур, Швеция. Российская Федерация ведет активную государственную политику по борьбе с коррупцией, о чем свидетельствует 138 позиция России в рамках рейтинга Индекса восприятия коррупции.
Сложность и многообразность проявлений коррупции в современной российской действительности определяют необходимость проведения антикоррупционной деятельности по различным направлениям. Одним из таких направлений является антикоррупционная экспертиза.
Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов проводится прокуратурой Российской Федерации — в соответствии с Федеральным законом от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [3] и Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» [4], в установленном Генеральной прокуратурой Российской Федерации порядке и согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации.
Антикоррупционная экспертиза представляет собой исследование актов, направленное на выявление различных коррупциогенных факторов с целью их последующего устранения [5].
Под коррупциогенными факторами в соответствии со ст. 1 ФЗ от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» понимаются положения нормативно-правовых актов, которые:
– устанавливают для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил;
– содержат неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создают условия для проявления коррупции.
Основные принципы проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов предусмотрены ст. 2 рассматриваемого ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»:
– обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов;
– оценка нормативного правового акта (проекта нормативного правового акта) во взаимосвязи с другими нормативными правовыми актами;
– обоснованность, объективность и проверяемость результатов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
– компетентность лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов);
– сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц.
Соблюдение данных принципов позволяет достичь соответствующего качества проведения экспертизы.
Заслуживает внимания принцип компетентности лиц, проводящих антикоррупционную экспертизу нормативно-правовых актов. Так эксперт должен обладать высоким уровнем знаний и опыта, которые позволят ему провести качественную экспертизу нормативно-правового акта. В целях подтверждения компетенции эксперта необходимо прохождение им процедуры аккредитации с последующим получением свидетельства. Аккредитация проводится Министерством юстиции Российской Федерации.
Министерством юстиции Российской Федерации могут быть аккредитованы только граждане Российской Федерации, поскольку иностранные граждане по действующему законодательству не вправе проводить антикоррупционную экспертизу. Юридические лица могут претендовать на получение свидетельства об аккредитации независимо от их организационно‐правовой формы [6].
При проведении антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта, как отмечает, В. П. Уманская, «необходимо большое внимание уделять именно результатам антикоррупционной экспертизы и способы дальнейшего использования данных результатов» [7].
Так, по результатам проведенной антикоррупционной экспертизы нормативно-правового акта должно быть сформировано заключение, которое содержит в себе следующие основные аспекты:
– положения нормативно-правового акта или его проекта, которые могут способствовать проявлению фактов коррупции (с указанием раздела, главы, статьи, части, пункта, подпункта);
– выявленные в рамках проведенной экспертизы коррупциогенные факторы;
– пути и способы устранения выявленных коррупциогенных факторов.
Таким образом, антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов представляет собой важную часть антикоррупционной деятельности. Основной целью антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов является выявление коррупциогенных факторов и определение способов их устранения. Антикоррупционная экспертиза нормативно-правовых актов должна проводиться только аккредитованными экспертами, обладающими высоким уровнем компетенции с обязательным соблюдением принципов проведения антикоррупционной экспертизы, предусмотренных действующим законодательством.
Литература:
- Индекс Восприятия Коррупции // Трансперенси Интернешенл. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (дата обращения: 17.12.2019).
- Рейтинг стран мира по уровню восприятия коррупции // Гуманитарный портал. URL: https://gtmarket.ru/ratings/corruption-perceptions-index/info (дата обращения: 17.12.2019).
- Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон от 17.07.2009 г. № 172-ФЗ (ред. 22.10.2018). [Электронный ресурс]. − URL: htpp://www.consultant.ru (дата обращения: 17.12.2019).
- «О прокуратуре Российской Федерации»: федеральный закон от 26.07.2019 № 205-ФЗ (ред. 26.07.2019). [Электронный ресурс] — URL: htpp://www.consultant.ru (дата обращения: 17.12.2019).
- Кадукова Я. В., Махотенко М. А. Проблемы применения органами государственной власти антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов // Интеллектуальные ресурсы — региональному развитию. — 2019. — Т. 5. — № 3. — С. 48–53.
- Уманская В. П. Антикоррупционная экспертиза правовых актов: проблемы правового регулирования и правоприменительной практики Закон. — 2015. — № 4. — С. 177.
- Александрова Н. В. Антикоррупционная экспертиза в системе правовой экспертизы нормативно-правовых актов и их проектов // Вестник Чебоксарского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. — 2019. — № 3(18). — С. 22–28.