Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №52 (290) декабрь 2019 г.

Дата публикации: 27.12.2019

Статья просмотрена: 281 раз

Библиографическое описание:

Белеванцева, О. Н. Использование проблемно-диалогической технологии как средства формирования коммуникативной компетенции / О. Н. Белеванцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 252-253. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65823/ (дата обращения: 18.12.2024).



Основные направления развития современной методики преподавания русского языка всегда соотносятся с потребностями личности, государства и общества. В настоящее время отмечается также снижение мотивации к изучению языка и падение интереса к чтению художественной литературы. Подрастающее поколение все больше времени проводит не в общении друг с другом, даже уже не у телевизора, а в сети интернет. Как следствие, дети не всегда умеют чётко выразить мысль, их речь недостаточно выразительна, образна, особые трудности у учащихся вызывает диалог, так как отсутствует умение строить высказывание и использовать аргументы. Как отмечает А. М. Ямалетдинова, преподавание русского языка осуществляется в условиях деформации родного языка, расшатывания его норм, в условиях резкого снижения общей и речевой культуры, грамотности [2].

В современном обществе не считается престижным владение русским языком и в то же время ощущается острая потребность в самостоятельном человеке, способном на независимость суждений, стремящемся к самореализации, открытом для восприятия нового опыта, способном свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме согласно нормам литературного языка, соблюдая этические нормы общения.

Именно поэтому согласно Федеральному государственному образовательному стандарту на всем образовательного пространства Российской Федерации основное внимание уделяется формированию коммуникативной компетентности. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности является одним из основных требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.

В ФГОС второго поколения коммуникативная компетентность определяется как умение ставить и решать определенного типа коммуникативные задачи: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входят способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения (правилами вежливости и др.) [1].

Ведущими направлениями в обучении русскому языку становится формирование коммуникативной компетенции. Задача учителя помочь ученику не бояться проблемных ситуаций, получать опыт их решения, развивать в себе любознательность, потребность в познании, коммуникабельность.

Смена парадигмы образования ведет за собой смену образовательных технологий. На смену объяснительно-иллюстративному образованию приходят новые технологии, способствующие реализации требований ФГОС.

Технология проблемного обучения основана на теоретическом наследии доктора психологических наук А. М. Матюшкина, который обозначил два важных принципа обучения: проблемность и диалогичность. Он доказал, что обучающиеся на уроке могут ставить и решать проблемы, причем обязательно в диалоге с учителем. Разработанная Е. Л. Мельниковой технология проблемного обучения моделирует/имитирует все звенья научного творчества — открытия «новых» знаний. Ученики создают проблемную ситуацию и прорабатывают пути ее решения, и весь этот процесс происходит (направляется) при помощи диалога, специально выстроенного учителем. При использовании этой технологии создаются условия для развития не только аналитических умений учащихся, но коммуникативной компетенции. Ученики учатся формулировать проблемы, предлагают пути их решения, учатся отстаивать свое мнение, приводя аргументы в рамках созданной на уроке речевой ситуации.

Технология проблемно-диалогического обучения включает в себя:

– технологию постановки учебной проблемы;

– технологию поиска решения учебной проблемы;

– творческое воспроизведение знаний.

На уроке посредством побуждающего или подводящего диалога (выстраиваемого учителем) происходит сначала постановка учебной задачи/проблемы — формулировка темы урока, а затем происходит поиск решения/открытия «нового» знания. Создание проблемной ситуации может осуществляться при помощи различных приемов, для каждого из которого существует текст диалога и обозначены способы реагирования учителя на предлагаемые учеником формулировки учебной проблемы.

В своей практике я использую оба вида диалогов. Хотелось бы дать пример побуждающего диалога, который автор технологии Е. Л. Мельникова сравнила с бульдозером, так как он подталкивает ребенка к прыжку через пропасть. Преимуществом этого вида диалога является то, что он развивает умения учащихся осознавать противоречия и формулировать проблему, выдвигать гипотезу и осуществлять её проверку

Покажем пример использования побуждающего диалога при создании проблемной ситуации со столкновением мнений на этапе «открытия» новых знаний («Интервью. Порядок работы над интервью. Особенности интервью. Интервью у ветерана Великой Отечественной войны, у чемпиона города, у лучшего ученика школы и др»., урок родного (русского) языка 9 кл).

Учитель

Ученик

Вопрос на новый материал

- Представь, что ты корреспондент. Когда идет подготовка свежего номера, каждому поручено какое-либо задание. Какому празднику может быть посвящен ноябрьский выпуск?

— Начнем сразу с задания. Нужно взять интервью у молодой матери. Итак, сейчас ты берешь тетрадь, ручку и идешь брать интервью. Задание понятно?

— Ангелина, куда ты отправилась? Ты уже решила, о чем будешь её спрашивать? А она готова дать интервью? Может, она укладывает малыша спать, может, кормит его… Как ты думаешь, каков будет исход интервью в таком случае?

- Номер может быть посвящен Дню матери.

— У меня дома сейчас гостит сестра с годовалым ребенком. Я пошла.

Побуждение косознанию противоречий

- Будет ли задание редактора выполнено успешно?

-Нет, интервью может не состояться.

Побуждение к проблеме

- Что нужно для того, чтобы интервью было успешным?

-Требуется подготовка.

Тема

Какой же возникает вопрос?

Какова композиция интервью. Этапы подготовки к интервью.

Таким образом, учащиеся на основе фактов, предоставляемых учителем, самостоятельно делают выводы, формулируют с помощью учителя правила или создают новый продукт, используя полученные «новые» знания.

Проблемно-диалогическое обучение русскому языку способствует росту самостоятельной и осознанной работы. Школьники сами добывают новые знания, у них формируются способности, отражающие развитие коммуникативной компетенции: способность к самообразованию, способность принимать взвешенное решение и осуществлять его, внимание к составляющим речевой ситуации, творческое воображение, способность к конструктивному взаимодействию.

Литература:

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html
  2. Ямалетдинова А. М. Школьный курс русского языка: актуальные проблемы преподавания. / А. М. Ямалетдинова // Вестник Башкирского университета. — 2010.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, коммуникативная компетентность, интервью, коммуникативная компетенция, проблемная ситуация, учебная проблема, побуждающий диалог, проблемно-диалогическое обучение, проблемное обучение, речевая ситуация.


Похожие статьи

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии

Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Похожие статьи

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования предметных компетенций

Методы проблемно-диалогической технологии как средство формирования коммуникативной компетенции на уроках чтения и развития речи

Анализ применения арт-технологий как средства развития коммуникативной компетентности IT-специалистов

Технология продуктивного чтения как средство формирования коммуникативной компетенции в средних классах школы

Формирование коммуникативной компетенции школьников посредством использования проблемно-диалогической технологии

Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции

Социальное проектирование как средство формирования социальной компетентности на уроках обществознания

Сюжетно-ролевые игры как средство развития межкультурной коммуникативной компетенции

Проблемно-диалогическое обучение как способ решения учебной задачи

Игровые технологии как средство активизации учебного процесса при формировании коммуникативной и социокультурной компетенций

Задать вопрос