Одним из самых значительных негативных макроэкономических факторов, влияющих на частный рынок здравоохранения, было непрерывное падение реальных доходов населения в 2014–2016 гг. Это было усугублено тем, что цены на медицинские услуги росли быстрее, чем индекс потребительских цен. На протяжении этого периода, за исключением 2015, разница в росте их ставки варьировалась от 0,6–7,2 процентных пунктов.
Согласно прогнозам, будет продолжаться рост цен на медицинские услуги, немного опережающий изменения в потребительском индексе цен и в 2020 году. Данная тенденция будет продолжаться наряду с увеличением спроса на коммерческое здравоохранение, несмотря на постепенное оздоровление российской экономики и постепенное увеличение роста доходов домашних хозяйств. Начиная с 2017 года, скорость роста доходов остается слишком низкой, чтобы значительно стимулировать спрос на частные медицинские сервисы. За отчетный период доля расходов консолидированного бюджета в общих расходах на здравоохранение постепенно снизилась с 85 % в 2012 году до 81 % в 2016 году, тогда как доля расходов частных сегментов выросла. В ближайшие годы стоимостная структура не претерпит существенных изменений, а увеличение государственных расходов по плану должна остановить сокращение расходов консолидированного бюджета.
Переход к одноканальному финансированию привел к значительному увеличению расходов, понесенных федеральным фондом обязательного медицинского страхования, с 41 % в 2012 году, до 59 % в 2016 году. Но при увеличении расходов в абсолютных значениях, наблюдалось уменьшение доли федерального бюджета на расходы, с 27 % в 2012 году до 16 % в 2016 году. Финансирование из других источников, в том числе консолидированных бюджетов регионов Российской Федерации, также значительно увеличилось.
Дальнейшая концентрация расходов в сегменте обязательного медицинского страхования была вызвана регуляторным изменением в результате чего были понесены дополнительные расходы.
Увеличение уставного капитала страховщиков с 60 до 120 миллионов рублей поднимает порог для тех, кто пытается войти на рынок медицинского страхования. Увеличение предусмотрено Федеральным законом № 432-ФЗ от 30 декабря 2015 года, который внес поправки к законам, регулирующим страховой рынок в России и, в частности, обязательное медицинское страхование.
В номинальном выражении добровольное медицинское страхование как отдельный сегмент продолжал расти в 2016 году (6,7 %), хотя был ниже, чем в «легальной» коммерческий сегмент здравоохранения (9,1 %) и чем «Незаконный» теневой сегмент (7,3 %). Этот более низкий рост был результатом снижения спроса на добровольное медицинское страхование и стремление страхователей сэкономить, выбирая страховые программы с меньшим охватом. В 2016–2017 гг. не было падения спроса на страховые программы от крупных предприятий — основных потребителей программы добровольного медицинского страхования. Тем не менее, в то же время, многие из этих компаний оптимизировали численность персонала и сэкономили на расходы на добровольное медицинское страхование за счет сокращения диапазона медицинских услуг, предоставляемых сотрудникам, например, устраняя дорогостоящие или дополнительные опции, и сужение списка доступных медицинских работников.
Произошло значительное снижение спроса на добровольное медицинское страхование среди средних предприятий, некоторые из которых перестали предоставлять добровольные программы медицинского страхования для своих сотрудников. Однако количество фирм, отказывающихся предоставлять добровольное медицинское страхование является низким.
В итоге страховым компаниям пришлось примерно на четверть сократить стоимость годовых полисов дополнительно медицинского страхования, что увеличило в 1 квартале 2019 объем заключенных договоров на 37 % по сравнению с аналогичным периодом 2018 года.
Подводя итог можно сказать, что любой рост, который произойдет, вероятно, будет за счет лиц, которые ищут страховку, хотя это в свою очередь зависит от наличия более привлекательной цены предложения. Основными клиентами могут быть сотрудники на средних предприятиях, которые были лишены их корпоративных полисов добровольного медицинского страхования.
По данным различных исследований и опросов, с каждым годом число граждан, обращающихся за медицинской помощью на платной основе, возрастает. И основная причина здесь не в том, что происходит рост благосостояния граждан, а в том, что сокращения числа медицинских организаций и количества коек повлекло за собой уменьшение доступности медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, выражающееся в нарушении сроков приема пациентов и растущие очереди. В связи с этим пациенты вынуждены обращаться за платной медицинской помощью.
Также в сложившейся ситуации все больше людей готовы заплатить за качественно предоставленную услугу, а не идти на прием в государственное медицинское учреждение. Клиенты все чаще обращаются не за разовым решением проблем, а наблюдаются у платных врачей на постоянной основе.
В обозримом будущем приток новых пациентов (в первую очередь в более дешевый сегмент) в область коммерческого здравоохранения будет продолжаться. Это связано со снижением доступности медицинской помощи в сфере обязательного медицинского страхования (особенно в первичном медицинском звене в результате возросших нагрузок). Доля легального частного рынка медицинских услуг продолжит расти. Самозанятые лица, которые уклоняются от налогообложения и пользуются социальными благами, также являются потенциальными потребителями медицинских услуг. По разным источникам их численность 13–16 миллионов человек, которые вписываются в эту категорию в России на начало 2017 года. Такие граждане не платят страховых взносов, но при этом имеют возможность получать необходимую медицинскую помощь.
Иностранные граждане представляют еще одну видную группу клиентов для российских медиков на рынке платных медицинских услуг. Падение стоимости рубля сделало лечение в России значительно дешевле и как следствие более выгодные условия для роста количества входящих медицинских туристов. Тем не менее, много усилий необходимо для продвижения услуги российских медицинских работников за рубежом, как отдельными клиниками и больницами, так и их более широкими ассоциациями, чтобы привлечь значительное количество иностранные пациенты в Российскую Федерацию. Быстрое развитие информационных технологий и изменения в соответствующем законодательстве, также будет способствовать росту сегмента легального коммерческого здравоохранения.
Объем оказываемых медицинских услуг в стоимостном выражении с 2010 года вырос более чем в 2 раза. Анализ государственных расходов на содержание лечебно-профилактических учреждений и развитие спектра и качества медицинских услуг за последние годы также стремительно растет и за 3 года вырос на 35 %.
Несмотря на это Россия сегодня занимает последние позиции по доле здравоохранения в объеме ВВП (3,6 %). Для сравнения, в Нидерландах — 9,5 %, Австрии — 8,7 %, Германии — 8,7 %, Великобритании — 7,6 %, Италии — 7,0 %, Беларуси — 4,2 %.
Рынок коммерческой медицинских услуг можно разделить на четыре основных направления: стоматология, гинекология, диагностика и косметология, незначительный процент занимают клиники, которые оказывают широкий спектр услуг — от диагностики до хирургических операций. В среде высокотехнологичной медицинской помощи частным медицинским учреждениям довольно сложно конкурировать с ведущими федеральными клиниками по качеству медицинской помощи.
Развитие рынка платных медицинских услуг существенно сдерживается государственными учреждениями здравоохранения, которые предлагают клиентам платные услуги по демпинговым ценам, т. к. государственные клиники, финансируемые в основном за счет федеральных средств, не ставят своей целью получение высокой прибыли и имеют большую социологическую направленность.
Общими направлениями развития рынка частной медицины являются расширение профиля и укрупнение формата частных клиник, а также формирование сетей медицинских организаций. Взамен одиночных медицинских кабинетов во многих городах Российской Федерации появляются несколько крупных многопрофильных медицинских центров. При этом главной задачей крупных игроков становится формирование бренда медицинской клиники.