В статье авторы предлагают разработанный социальный проект, направленный на взаимодействие школы с многодетными семьями.
Ключевые слова: семья, многодетная, проект.
Семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Данный проект — о роли семьи в жизни каждого человека.
Иметь детей — это большая радость для каждой семьи, чем больше детей, тем больше счастья в доме. Многодетные семьи чаще испытывают трудности, связанные с недостатком времени, внутрисемейными, детскими конфликтами, финансовыми и юридическими вопросами. Но, вовремя обратившись к специалистам, можно эти проблемы предотвратить. Многодетные семьи больше нуждаются в помощи государства. Но как юридически правильно распорядиться материнским капиталом, где получить необходимую социально-материальную помощь — такие организационно-правовые вопросы требуют консультации и помощи специалистов. С другой стороны, в семье 3 и более детей, родителям порой очень трудно организовать досуг каждого, уделить внимание ребенку индивидуально, а ведь дети в этом остро нуждаются. Как организовать совместную деятельность детей, как интересно и с пользой провести время? Проект предполагает организацию деятельности педагогов, юристов и психологов для решения этих и других вопросов.
Проблема проекта: материально-бытовые и психолого-педагогические трудности многодетных семей.
Цель проекта: содействие развитию и укреплению гармоничных внутрисемейных отношений посредством оказания юридической, психологической, педагогической помощи многодетным семьям.
Задачи:
- Формирование у детей культуры взаимоотношений с близкими людьми: быть доброжелательными, приветливыми, заботливыми; воспитывать желание заботиться о них, проявлять почтение, внимание;
- Оказание информационной, организационной, досуговой, правовой, психологической, педагогической помощи многодетным семьям;
- Развитие познавательных и творческих способностей у детей, активное включение их в творческую деятельность;
- Создание условий для самовыражения ребенка из многодетной семьи;
- Проведение профилактики внутрисемейных конфликтов;
- Проведение семинаров, круглых столов со специалистами для информационной помощи родителям;
Сфера применения результатов: внутрисемейные, социальные отношения.
Используемые технологии: игровая, личностно-ориентированная, проектная, творческая, здоровьесберегающая, диалоговая.
Форма продуктов проектной деятельности: информация, памятки, буклеты, творческие работы.
Время работы12 месяцев
I этап. Подготовительный. Срок: 2 месяца
Составление паспорта проекта; сбор информации, подготовка методической литературы, разработка пособий, мероприятий; создание предметно-пространственной среды: подбор материалов, атрибутов, иллюстративного материала, художественной литературы; поиск специалистов, готовых помогать многодетным семьям; анкетирование многодетных родителей.
II этап. Основной. Срок: 9 месяцев
Выявление проблем в многодетных семьях, помощь в решении проблем; организация совместных встреч специалистов с родителями, с детьми.
Содержание мероприятий основного этапа проекта
Период, месяц |
Название мероприятия |
Цель Краткое содержание |
Специалист |
Сентябрь |
Родителям: — Анкетирование, семинар «Насколько хорошо Вы знаете своих детей (родителей)?» |
Выявить внутрисемейные проблемы с точки зрения родителей Проведение совместной встречи педагога и психолога с родителями, выявление семейных проблем с точки зрения родителей (ребенка) |
Педагог-психолог |
Октябрь |
Практический семинар: «Бесконфликтные отношения в семье» |
Решение психологической напряженности, конфликтности внутри семьи С участием родителей и детей |
Педагог-психолог |
Ноябрь |
Родителям: — Юридическая консультация «Материнский капитал и льготы многодетным семьям» |
Информационная юридическая помощь родителям. Проведение обучающего теоретико-практического семинара для родителей, о возможностях использования «Материнского капитала», и получения знаний о получении льгот для многодетных семей. |
Юрист |
Детям: творческая работа «Открытка ко Дню Матери» |
Укрепление взаимоотношений детей, путем их совместной работы |
Педагог дополнительного образования |
|
Декабрь |
Родителям: семинар «5 легких способов экономии семейного бюджета» |
Информационная бюджетная помощь родителям |
Экономист |
Детям: творческая мастерская «Подарки моим родным» |
Укрепление взаимоотношений детей, путем их совместной работы |
Педагог дополнительного образования |
|
Январь |
Семейная фотосессия «Сказочный новый год» |
Создание творческой среды для радостных, благоприятных эмоций внутри семьи |
Фотограф |
Февраль |
Спортивная встреча: «Папа, мама и мы — нет дружнее семьи» |
Формировать умение работать и отдыхать совместно, в команде; потребность в здоровом образе жизни Семьи делятся на команды, и участвуют в спортивных соревнованиях |
Педагог дополнительного образования |
Март |
Родителям: тайм-менеджмент «Я уделяю время себе и каждому члену семьи» |
Получение навыка эффективного использования собственного времени Проведение практического семинара для родителей по обучению эффективному использованию собственного времени, чтобы его хватало и на детей, и на себя. |
Тайм-менеджер |
Детям: кем я хочу быть, беседа о профессиях родителей. |
Содействие формированию целостного представления детей о профессиях родителей, познавательного интереса и уважения к труду |
Педагог дополнительного образования |
|
Апрель |
Круглый стол: «Традиции нашей семьи» |
Укрепление семейных взаимоотношений, путем проведения совместной деятельности родителей и детей, под руководством педагога Проведение совместного занятия-тренинга, в процессе которого, дети с родителями рассказывают о традициях, увлечениях, интересах, занятиях своей семьи и ближайших родственников; совместная творческая работа «Семейное древо» |
Педагог, психолог |
Май |
-Конкурс «Лучшая стенгазета о моей семье»; — презентация «Что за этот год изменилось в моей семье» |
Совместная встреча родителей, детей, педагогов, психологов, награждение семей за участие, выступление семей по результатам проведенной деятельности. Круглый стол, подведение итогов. |
Педагог, психолог. |
III этап. Заключительный. Длительность: 1 месяц.
Итоговый мониторинг об эффективности проводимых мероприятий, обратная связь от родителей и детей; публикация в СМИ о результатах проектной работы; выпуск буклетов об эффективных основных способах работы с многодетными семьями; подведение итогов.
Предполагаемые результаты:
- Обобщение и систематизация детьми знаний о семье, о членах семьи, традициях, о жизни бабушек и дедушек, об их труде;
- Уважительное отношение к своим близким, старшим и младшим, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке;
- Умение родителей эффективно располагать своим временем и финансами, урегулировать внутрисемейные конфликты и их предотвращать;
- Укрепление отношений между родителями и детьми, расширение кругозора детей.