Статья раскрывает сущность использования МТ-ЛБ в условиях низких температур, в частности обеспечение безопасности и грамотное управление на начальном этапе пуска двигателя, с целью исключения случаев травмирования личного состава.
Ключевые слова: пуск двигателя, МТЛБ, травматизм, безопасность
В настоящее время в Вооружённых силах Российской Федерации используется как колёсная, так и гусеничная техника. Эксплуатация военной автомобильной техники (ВАТ) представляет собой опасный вид деятельности. В ходе выполнения различных мероприятий, связанных с обслуживанием и использованием ВАТ, часто возникают различные ситуации, представляющие опасность для жизни и здоровья людей. Определённые проблемы возникают с эксплуатацией гусеничных машин, из-за их малой распространённости по сравнению с колёсной техникой, а, следовательно, с меньшим числом людей, имеющих опыт их вождения, обслуживания и ремонта. Гусеничная техника используется в основном для выполнения специальных задач, и специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих данный вид транспорта не так много, чего не скажешь в отношении колёсных машин.
К гусеничным машинам относятся: ДТ-ЗП, ГАЗ-3409 (Бобр), ГАЗ-3344, ТМ-140, ТТМ-4902, ТТМ-3902 (Тайга), ГТТ, ЛПА-521, ДТ-30 (Витязь), ДТ- 3ПМ, ТСК-15, ЗВМ-241П (Узола), МТ-ЛБ и другие.
Определённую опасность в эксплуатации может представлять МТ-ЛБ. Рассмотрим, что же из себя представляет МТ-ЛБ и какую опасность может представлять собой эксплуатация данного гусеничного транспортёра.
Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ предназначен для буксировки систем и прицепов общей массой до 6,5 т, перевозки людей и грузов, а также для монтажа в кузове различного оборудования. Данный транспортёр рассчитан на эксплуатацию и хранение на открытых площадках при температуре окружающего воздуха от плюс 45 до минус 45 °С, в горных условиях на высоте не более 2000 метров и над уровнем моря, в брызгонесущей среде (дождь, снег) и при влажности воздуха 98 % при температуре от 15 до 25 °С [1, 4].
Многоцелевые транспортёры МТ-ЛБ начали поступать в войска с середины 60-х годов прошлого века и быстро завоевали популярность своей многофункциональностью. Эта машина до сих пор остаётся в строю и решает те или иные задачи [2]. РИА Новости сообщает, что модернизация имеющихся многоцелевых машин МТ-ЛБ уже стартовала и проводится на заводе «Ремдизель» [3]. Модификации МТ-ЛБ используются в том числе и в северных районах Российской Федерации, состоят на вооружении и в отдельных случаях могут использоваться в качестве бронетранспортёров.
Опыт эксплуатации МТ-ЛБ в северных районах страны показывает наличие определённой опасности, которую представляет возможность совершения неконтролируемого поворота транспортёра на нейтральной передаче в коробке передач при пуске двигателя.
Разберёмся, когда возникает опасность поворота транспортёра при пуске двигателя на нейтральной передаче. Проблема состоит в том, что вблизи транспортёра могут находиться люди, и своевременно среагировать на поворот транспортного средства порой невозможно, даже если поворот происходит на открытой местности, не говоря уже о его совершении в боксе, где пространство ограничено. Последствиями такого поворота (рывка) может быть даже гибель людей. Действия людей при возникновении указанной ситуации нигде не описаны и не регламентированы ни одним документом или инструкцией.
Рассмотрим условия, при которых возможен поворот МТ-ЛБ на нейтральной передаче. Основными узлами (рис. 1) в главной передаче являются: передаточный вал, на котором расположены жёстко соединённые шестерни задней, 1-ой, 2-ой, 3-ей и 4-ой передач, за исключением 5-ой и 6-ой, которые находятся в свободном вращении, главный вал со всеми шестернями свободного вращения, за исключением 5-ой и 6-ой, они в свою очередь жёстко соединены с валом, два планетарно-фрикционных механизма, расположенные с противоположных сторон [4].
Рис. 1. Главная передача МТ-ЛБ: 1 — картер с крышкой; 2 — фрикционы механизмов поворота; 3 — тормоза механизмов поворота; 4 — ось промежуточной шестерни заднего хода; 5 — промежуточная шестерня заднего хода; 6 — планетарные ряды механизмов поворота; 7 — вилка включения заднего хода; 8 — вилка включения I и II передач; 9 — главный вал; 10 — фильтр очистки масла; 11 — вилка переключения V и VI передач; 12 — вилка переключения III и IV передач; 13 — передаточный вал; 14 — первичный вал; 15 — муфта
Как видно из рисунка 1, планетарно-фрикционные механизмы поворота расположены на противоположных концах главной передачи транспортёра. В зимний период эксплуатации при нахождении транспортёра в отапливаемом боксе, когда он одним бортом установлен вдоль стены бокса, на которой имеются трубы отопления, а другим бортом подвержен воздействию холодного воздуха, поступающего, например, через неплотности ворот бокса, возникает разность вязкости масла, находящегося в левом и правом планетарно-фрикционных механизмах поворота. В этих условиях после пуска двигателя, возможен неконтролируемый поворот МТ-ЛБ, что связано с тем, что из-за значительной разницы степени вязкости масла в планетарно-фрикционных механизмах поворота происходит его частичная блокировка, приводящая к началу движения гусеницы со стороны механизма с маслом меньшей степени вязкости даже при включённой нейтральной передаче в коробке передач.
С целью недопущения совершения неконтролируемого поворота (рывка) транспортёра от механика-водителя во время пуска двигателя требуется выполнить определённые действия. Перед пуском двигателя механик-водитель должен застопорить транспортёр при включённой нейтральной передаче в коробке передач, для этого необходимо оба рычага управления (рис. 2) подать до упора на себя, в таких условиях транспортёр останется неподвижным при любой разности степени вязкости масла в планетарно-фрикционных механизмах поворота. Принимая во внимание наличие «человеческого фактора», возможно допустить, что механик-водитель либо по незнанию, либо по забывчивости может не выполнить указанных действий по блокировке движения транспортёра, ведь эти действия нужно совершать только в определённых условиях окружающей среды.
Рис. 1. Органы управления МТ-ЛБ
Для предотвращения случаев «забывания» или невыполнения блокировки движения транспортёра предлагается оборудовать планетарно-фрикционные механизмы поворота нагревательными элементами для выравнивания их температуры и, следовательно, степени вязкости масла в них. В качестве подогревателя можно использовать, например, электрические тэны с питанием от внешнего источника тока. После прогрева водителю на специальное табло будет высвечиваться соответствующий сигнал о готовности двигателя к пуску. Дополнительно систему пуска двигателя предлагается оснастить блокировкой, не позволяющей осуществить пуск двигателя до появления сообщения о готовности машины.
Использование подогрева планетарно-фрикционных механизмов поворота в зимний период эксплуатации не только обеспечит безопасную эксплуатацию транспортного средства, но и увеличит ресурс узлов и механизмов трансмиссии.
Проблема обеспечения безопасной эксплуатации вооружения и военной техники всегда стоит в приоритете воинской службы, а отклонение от соблюдений требований безопасности ведёт к травматизму, а порой и к гибели военнослужащих, вне зависимости от степени их подготовленности и обученности. Поэтому проблема, которая возникает при пуске двигателя пусть и не часто, но существует, и предложенное её решение является наиболее эффективным на данном этапе.
Литература:
- Лёгкий многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ, Техническое описание и инструкция по эксплуатации, — М.: Военное издательство, 1985.
- Журнал «Бронеколлекция» № 6 (93) 2010 г., Лёгкий гусеничный транспортёр-тягач МТ-ЛБ.
- Сайт РИА Новости, http://ria.ru/
- В. В. Капич, С. А. Казак, Н. В. Осипенко, С. А. Сосновский, Техническое описание лёгкого многоцелевого гусеничного транспортёра-тягача, учебное пособие, — Минск: БНТУ, 2010.