Ключевые слова: декоративно-прикладное искусство, обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития, творческие способности, техники декорирования, самостоятельная жизнь.
В условиях современного мира детям с ограниченными возможностями здоровья оказывается значительная государственная поддержка. Множество социально-образовательных инициатив и федеральных программ направлены на реабилитацию, социальную защиту и комплексное сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
Улучшение социального положения людей с ОВЗ требует усилий не только со стороны органов государственной власти, но также со стороны общества, самих инвалидов, а также образовательной системы.
Образовательное пространство является основополагающим фактором становления личности ребенка инвалида и дальнейшей его интеграции в общество. Как же помочь ребенку с тяжелыми и множественными нарушениями развития научиться быть собой, понять свое предназначение, и, самое главное, научиться жить самостоятельно?
Считаем, что в этом отношении наиболее эффективными и действенными методами является развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР посредством декоративно-прикладного искусства. Ведь именно предметно-практическая деятельность наиболее близка, доступна и понятна школьнику с ОВЗ.
Данный факт обусловлен тем, что недоразвитие познавательной деятельности, мышления, вербальной памяти, внимания, недостаточные представления об окружающем, системное недоразвития всех компонентов языковой системы приводит к дефициту полноценного развития обучающихся с ОВЗ [1].
Использование в образовательном процессе декоративно-прикладного творчества позволяет воздействовать на эмоционально-волевую сферу, а также осуществлять коррекцию высших психических функций. Таким образом, реализация целенаправленной предметно-практической деятельности позволяет не только развить творческие способности школьников, но и дает возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний обучающихся с ТМНР.
Цель реализации декоративно-прикладной деятельности: активизация индивидуальных способностей к творчеству и другим видам трудовой деятельности, с учетом возраста и возможностей обучающихся с ТМНР
Задачи:
– стимулировать интерес обучающихся с ТМНР к декоративно-прикладному творчеству;
– способствовать формированию умений и навыков, необходимых для работы с материалами по декоративно-прикладному искусству;
– способствовать развитию высших психических функций;
– развивать мелкую моторику кистей рук.
Виды техник декоративно-прикладного творчества, реализуемые вобразовательном процессе по II варианту АООП, сдетьми стяжелыми имножественными нарушениями развития:
- СМИНАНИЕ МАТЕРИАЛА
Описание техники. Техника смятия материала и скатывания в шарики разнообразной формы. Работы могут выполняться из разноцветных салфеток. Необходимо взять салфетку, скатать в шарик, следующую салфетку скатать в шарик поменьше, наклеить их со сдвигом друг на друга, вырезать и приклеить дополнительные элементы [2]. Если ребенок не умеет пользоваться ножницами, нужно использовать детали в готовом виде. Так же можно использовать газету. Из скомканного цельного куска газеты можно конструировать различных животных, цветов, архитектурных макетов. Для аппликации допустимо использование ткани, например, для шляпки грибка, кроны дерева, лужайки. Для этого необходимо нанести клей ПВА на нужную часть рисунка, выровнять края по рисунку, остальную ткань собрать к центру. Изготовление работ с шариками одинаковой формы, наклейками и раскрасками позволяют создавать отличные аппликации, которые завораживают школьников.
- ИЗОНИТЬ
Описание техники. Нитяная графика, стринг-арт — современный вид графической техники, где изображение вышивают нитками на картоне или другом твёрдом основании. В качестве основания иногда используется также бархат или плотная бумага. Сначала ребенок учится выполнению простейших различных элементов вышивки на картоне. Затем, используя умение выполнять отдельные элементы, дети выполняют более сложные работы по готовым схемам.
- ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Описание техники. Нетрадиционная техника декоративно-прикладного искусства, заключается в рисовании пластилином на картоне [3]. Сначала ребенку даётся трафарет готового изображения. Трафарет прикрепляют к чистому листу картона. Заполняют трафарет одним или несколькими цветами пластилина, отщипывая маленькие кусочки и размазывая его по картону. Получаются яркие, разноцветные работы.
- АЙРИС-ФОЛДИНГ
Описание техники. Радужное складывание.Метод работы с цветной бумагой, где, с помощью оригинального геометрического способа складывания получаются объемные картины. Цветные заготовки располагаются по спирали. Дети вырезают полоски шириной 1,5- 2 см цвета будущего предмета.Детям даётся готовый трафарет будущего изделия и лист со схемой наклеивания полосок. Дети наклеивают полоски согласно схеме веером. Закончив работу, схему убирают. На обратную сторону листа наклеивают чистый лист.
- ПЕЙП-АРТ
Описание техники. Современная техника декорирования разнообразных предметов бумажными салфетками. Дети нарезают салфетку на 8 равных частей. Затем складывают каждую часть по длине в несколько слоев и скручивают, начиная с конца полоски и до конца двумя пальчиками. Затем на влажном полотенце скатывают ладошкой. Готовые полоски наклеивают на рисунок, сгибая по рисунку клеем ПВА. Получается объёмная аппликация.
- ТОРЦЕВАНИЕ
Описание техники. Один из видов бумажного конструирования, искусство бумагокручения, когда с помощью палочки и маленького квадратика бумаги создаются, путем накручивания квадратика на палочку, трубочки-торцовочки. Торцевание бывает на пластилине и на бумаге. Существует несколько видов торцевания на бумаге: объемное, контурное, многослойное и плоскостное [4]. Листы нужного цвета нарезаются на квадратики со стороной 1–2 см. Каждый квадратик нужно положить на конец ручки или стержня (по размеру квадрата), скрутить вокруг него в форме стаканчика и, не снимая, «стаканчик» наклеиваем по рисунку на лист. Так покрываем «стаканчиками» весь предмет. 3D- изображение готово.
Развитие творческих способностей обучающихся с ТМНР в аспекте деятельности декоративно-прикладного искусства невозможно без создания предметно-развивающей среды.
Практика показывает, что наряду с реализацией декоративно-прикладного творчества, использование интерактивного оборудования, дидактических пособий, развивающих игр на различных этапах урока расширяют и углубляют знания обучающихся [5; с. 462-466]. Именно поэтому большое внимание уделяем также развитию речи обучающихся с ТМНР, для этого создан уголок чтения и театрализованной деятельности. Дети знакомятся с историей техник декоративно-прикладного творчества, проигрывают сюжет урока, учат стихи и инсценируют сказки, что благотворно сказывается на развитии их творческих способностей.
Не менее важным фактором коррекции высших психических функции у обучающихся с ТМНР является сохранение и укрепление здоровья. В решении этой задачи ключевую роль играет использование в образовательном процессе здоровьесберегающих технологий.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах занятий, где предусматривается четкое чередование видов деятельности. На уроках обязательно реализуем артикуляционную, дыхательную гимнастики, технику дыхания животом по методике А. Сметанкина от института «Биологической обратной связи». Также используем режим смены динамических поз,зрительную гимнастику (по методике В. Ф. Базарного).
Таким образом, учителю принадлежит важная роль: помочь ребенку-инвалиду освоить существующий мир, показать многогранность красок его проявления, привить любовь к самостоятельной жизни. В решении этих немаловажную роль играет декоративно-прикладное искусство. С помощью данного вида деятельности у школьников с ОВЗ пробуждается интерес к творчеству, создается положительный эмоциональный фон, раскрывается личный потенциал, приобретают конкретные навыки работы, что способствует успешной адаптации в социальной жизни.
Считаем, что используемые нами техники современны, интересны, привлекательны художественной выразительностью, простотой исполнения, активизируют индивидуальные способности обучающихся с ТМНР, а значит, помогают быть готовыми к дальнейшей самостоятельной жизни. Ведь миссией коррекционного образовательного учреждения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни, а задача школы: максимальное преодоление недостатков познавательной сферы, активизация всех каналов коммуникации, социализация обучающихся с ТМНР.
Литература:
- Ветланд М. Методика учебно-воспитательной работы в центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации: учеб.-метод. пособие / М. Вентланд, С. Е. Гайдукевич, Т. В. Горудко и др.; науч. ред. С. Е. Гайдукевич. — Мн.: БГПУ, 2015. — 276 с.
- Волшебство бумажной пластики // Образовательный портал: «Инфоурок». URL:. https://infourok.ru/proekt-volshebstvo-bumazhnoy-poastiki-2035513.html (дата обращения: 26.12.2019).
- Аппликация. Лепка. // Социальная сеть работников образования. URL: nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2018/02...annoy-bumagi-kartiny
- Знакомство с техникой торцевания // Детский сад № 95. «Звоночек». URL: https://simdou95.crimea-school.ru/content/master-klass-dly...tehnikoy-torcevaniya
- Кучергина, О. В. Об организации внутренней системы оценки качества образования в условиях специальной (коррекционной) школы / О. В. Кучергина // Молодой учёный. — 2015. — № 20. — С. 462–466.