В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной работы по развитию социальных отношений у старших дошкольников.
Ключевые слова: ребенок, дошкольный возраст, отношение, эмоциональное развитие, культура общения, игра, умение.
Социальные отношения — это социальные взаимосвязи, которые происходят в социальном взаимодействии, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Социальные отношения у дошкольников проявляются в следующем:
А) Доброжелательные отношения. Чтобы сформировать такие взаимоотношения между детьми, необходимо организовывать совместную деятельность, так как дети дошкольного возраста часто оказываются в ситуациях, когда возникает необходимость помочь сверстнику, порадоваться его успехам, получить поддержку.
Б) Эмоциональная отзывчивость. Понимается как: умение откликаться на события, явления окружающей среды; способность сопереживать окружающим людям, животным, соотносить факты с жизненным опытом; эмоциональный отклик на боль другого человека или животного.
Содержание эмоционального компонента образования включает две стороны:
1) Собственно — эмоциональное развитие — включает в себя ряд взаимосвязанных компонентов, каждый из которых имеет свои определенные способы взаимодействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций.
2) Опосредованно — эмоциональное развитие — это воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом.
В) Культура поведения иобщения. Существует несколько компонентов культуры поведения дошкольников:
Культура деятельности. Такая культура проявляется в поведении ребенка на занятиях, в игре, во время выполнения поручений. Формируя культура деятельности дошкольника, мы воспитываем у него умение соблюдать порядок места, где он занимается, играет. Учим доводить до конца дело, которое начал, бережно относится к игрушкам, вещам и книжкам.
Культурно- гигиенические навыки и привычки. Это составная часть культуры поведения. Опрятность, содержание в чистоте лицо и тело, прически и одежды, обуви. Все это не только гигиенические требования, но и нормы человеческих отношений. Дошкольников учат понимать что в соблюдении этих правил проявляется уважение к окружающим.
Культура еды относится к гигиеническим навыкам. Поведение за столом основывается на уважении к сидящим рядом, а также к тем, кто приготовил пищу.
Культура общения — включает в себя умение действовать нужным образом, воздерживаться от неуместных действий, слов, жестикуляции. Необходимо учить детей замечать и понимать состояние других людей. Уважение к окружающим в сочетании с простотой в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество, как общительность. Культура общения включает в себя культуру речи, которая состоит из достаточного запаса слов, умения говорить лаконично, сохраняя спокойный тон.
Г) Самоконтроль детей выступает как деятельность, которая направлена на улучшение и устранения ошибок в работе. Например, пред тем как ребенок начинает рисовать, он делает остановку и потом начинает работу. У детей проявляется интерес к деятельности, возникают вопросы по выполнению задуманной работы. Дети отталкиваются от рекомендаций воспитателя, или стараются выполнять работу самостоятельно, в их поведении фиксируется сосредоточенность и внимательность.
Д) Самоуважение иуверенность влияют на эмоциональный фон любой деятельности ребенка, давая ей положительную или наоборот отрицательную окраску. Уверенный в себе ребенок выполняет задание в радостном настроении, с интересом. Он легко контактирует со сверстниками и взрослыми. Неуверенный в себе ребенок боится, что не сможет выполнить задание хорошо, и приступает к выполнению задания с тревогой.
Чтобы воспитать самоуважения и уверенности в себе важно мнение, отношение, оценка, взгляды, жесты, движения, слова, интонация окружающих ребенка людей. Используя их, ребенок строит свое самоуважение. Если эти обратные связи позитивные, то они обеспечивают высокое самоуважение, если негативные, то низкое.
Е) Гуманность- любовь, внимание человеку, уважение к человеческой личности, доброе отношение ко всему живому, человечность и человеколюбие. Это отношение выражается в эмпатии. Все это формируется в дошкольном возрасте, а фундаментом является умение понимать других, сопереживать им. Воспитание гуманности проявляется во внимании к ребенку, употребление ласковых слов, похвала за положительные поступки. Необходимо учить детей выражать свое сочувствие, внимание и понимание.
Развитие социальных отношений у дошкольников — это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить.
Задачи социального развития детей дошкольного возраста:
- Развитие нравственно-волевых качеств
- Формирование умения понимать себя, других, владеть гуманными способами отношения к себе и к другим.
- Формировать способность владеть своим поведением.
Содержание образовательной области «Социализация» в ФГТ.
Цель: освоение первоначальных представлений социального характера, включение детей в систему социальных отношений.
Задачи:
– приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми;
– формирование семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.
Условия социального развития дошкольников: создание в группе положительного микроклимата, использование в комплексе различных видов детской деятельности, использование технологий социально- личностного развития, взаимодействие с семьей по социально- личностному развитию детей.
В процессе воспитательно- образовательной работы выделяют эффективные формы обучений:
- Развивающие игры;
- Имитационные упражнения;
- Этюды, импровизации;
- Беседы, чтение художественной литературы, рассказывание педагогов и детей;
- Тематическое и свободное рисование;
- Наблюдение, прогулки.
Основные методы и приемы:
- Имитационные игры;
- Просмотр и обсуждение иллюстраций.;
- Фотовыставки;
- Театрализованные игры, сюжетно-ролевые игры, игры драматизации;
- Групповые праздники;
- Творческие выставки детей.
Литература:
- Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе «Детство». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. СПб., «Детство-Пресс», 2011.
- Г. К. Зайцев «Главные правила поведения для воспитания детей». г. Москва. Мозаика-Синтез, 2006г.
- Т. С. Комарова. Программа эстетического воспитания детей 2–7 лет. «Красота, радость, творчество». г. Москва, «Мозаика-Синтез», 2012.
- Е. Н. Островская «Главные правила для воспитания детей». г. Москва. Мозаика- Синтез,2006г.