В статье рассматриваются основные вопросы и задачи функционирования и формирования открытого правительства в Российской Федерации. Открытое правительство для Российской Федерации относительно новое явление, которое, тем не менее, играет важную роль в государственном управлении.
Ключевые слова: открытое правительство, открытые данные, право на информацию, государственное управление, открытое правительство Российской Федерации.
The article discusses the main issues and tasks of the functioning and formation of an open government in the Russian Federation. An open government for the Russian Federation is a relatively new phenomenon, which nevertheless plays an important role in public administration.
Keywords: open government, open data, right to information, public administration, open government of the Russian Federation.
В современной России открытое правительство подразумевает собой решающий аспект реформирования государственного управления.
Открытое правительство (Open Goverment) — это процесс управления государством, базирующийся на призрачности государственной деятельности, возможности гражданам свободно получать информацию, проводить публичные обсуждения, сбор и анализ информации из открытых источников, выработки публичных решений в широком смысле. Задача открытого правительства заключается в увеличении качества деятельности между органами государственной власти и гражданами страны.
Открытое правительство подразумевает создание открытых данных, которые будут содержать опубликованную информацию для СМИ, граждан, предоставленную органами государственной власти. Создание открытого правительства обосновано необходимостью разрушить стандарты иерархической системы передачи информации, необходимостью улучшить процесс осознания широкими слоями населения информации.
Начало открытого правительство положил Президент РФ 08.02.2012 году для улучшения института гражданского общества, он создал группу по созданию данного аппарата и назначил ответственное лицо.
Основы открытого правительства в РФ появились в Указе Президента РФ от 07.05.2012 года «Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления», где предполагалось улучшение государственных и муниципальных услуг для граждан, повышения качества предоставления услуг и информации не менее 90 процентов.
В процессе запуска «Открытого правительства» перед государством стояли определенные задачи, такие как:
– сформировать между органами государственной власти и простыми гражданами доверительные отношения, возможность свободного общения,
– сделать работу правительства понятной, простой и прозрачной,
– сформировать эффективные институты общественного контроля.
Для решения данных задач были созданы десять механизмов открытости, которые отображены в стандарте открытости ведомств и министерств, подписан данный стандарт был правительством в 2014 году. Основную часть задач с тех пор удалось выполнить, открытое правительство стала ежедневной задачей и деятельностью органов государственной власти.
Площадка для взаимодействия с экспертным сообществом и подготовки документов была выбрана — Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. Участие данной структуры в создании основных решений является важной деятельностью кабинета министров РФ. Активное участие принимают свыше 380 членов совета и свыше 2500 специалистов, которые были специально для этого привлечены.
С 2012–2018 годы Экспертный совет завершил свыше 1400 заключений по основным вопросам в отношении социальной и экономической политики государства.
Одним из значимых результатов деятельности Открытого правительства стало создание портала, давшему шанс гражданам, бизнесу и СМИ принимать участие в нормотворческой деятельности [1]. На портале проходит открытое обсуждение свыше 60 тысяч проектов нормативных правовых актов, которые в режиме онлайн любой желающий пользователь может прокомментировать, а комментарии рассмотрены органами государственной власти.
Помимо этого, бизнес-сообщество имеет возможность оценить заблаговременно эффект от принятия нормативного правового акта на бизнес-среду. С этой целью создали институт оценки, который регулирует воздействие. В данном механизме существуют замечания, однако если рассматривать его на уровне мировой практике, то их наличие является беспрецедентным.
Само правительство стало открытым: увеличилось качество взаимодействия со СМИ, заявления, протоколы, указы стали публиковаться на открытых сайтах и доступны к изучению.
Бюджетная политика также стала более открытой, в результате реализации проекта «Бюджет для гражданина» [2]. Правительство совместно с Министерством финансов РФ с 2013 года разъясняет бюджет доступны для граждан языком, данные документа предлагаются в Государственную Думу совместно с законопроектом о бюджете. На региональном уровне 85 субъектом Российской Федерации предлагают к публикации бюджет для граждан в доступной форме, изложенный простым и понятным языком.
Основным инструментом, обеспечивающим увеличение «открытости» и отчетность органов государственной власти, является перезапуск института общественных советов при федеральных органах исполнительной власти [2]. То есть граждане Российской Федерации получили доступный инструмент общественного контроля. Согласно новым порядкам создание советов происходит на конкурсной основе, кандидаты выбираются из тех граждан, которые предлагает Экспертный совет, кандидатов одобряет Правительство РФ и Общественная палата.
В рамках новых правил создано 36 общественных советов, они предоставляют альтернативное мнение на решение насущных задач и проблем и выдвигают свою повестку с возможным их решением.
В Открытом правительстве РФ с момента его создания осуществлен значительный прорыв в деятельности государственных органов власти с использованием открытых данных [3].
Большой массив государственных данных можно изучить в электронном виде, чтобы создатели могли на этой основе оказывать гражданам необходимые услуги, улучшать сервисы и приложения.
Открытые данные – это главный механизм современного государственного управления, без него невозможно создание и управление в сфере цифровой экономики. Сегодня единый открытый портал, на котором содержаться данные содержит свыше 200 успешных и удобных сервисов для пользования гражданами. Благодаря публикации этих данных сегодня активно развивается направление, такое как независимая оценка социальных услуг.
Отличительной чертой сегодняшнего Открытого правительства в России является открытость и настрой на диалог между гражданами и органами государственной власти, взаимодействие и совместная деятельность с парламентом и регионами, опора на граждан страны и их мнение, создание механизма обратной связи с целью улучшения жизни граждан и модернизации экономики. Необходимо развивать такие подходы и обеспечить постепенное развитие страны, а также построенный четко рабочий механизм в рамках формирования нового правительства страны.
Таким образом, основными направлениями «Открытого правительства» на ближайшие 5 лет являются — формирование цифрового государства, формирование единой цифровой среды государственных интернет порталов по схеме «единое окно», создание общей открытости правительства перед гражданами, опубликование документов и проектов нормативных правовых актов в различных сферах деятельности на муниципальном и на региональном уровнях.
Литература:
- Официальный сайт Федерального портала проектов нормативных правовых актов [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://regulation.gov.ru/
- Официальный сайт Открытые данные бюджета РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://budget.open.gov.ru/
- Официальный сайт Открытые данные РФ [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://open.gov.ru/events/5517617/
- Официальный сайт Портал открытых данных Правительства Москвы [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://data.mos.ru/